Методика аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Методика аудита – это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в целях выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации во всех существенных отношениях.

Файлы: 1 файл

Методика аудита.docx

— 42.51 Кб (Скачать)

Методика аудита – это  перечень способов практических  действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в целях выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации во всех существенных отношениях.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Целью методики аудита является представление руководства по практическому  применению основных принципов и  стандартов аудита на базе конкретного  рабочего материала по отдельной  области аудита.

        Задачами  методики аудита являются:

Определение подходов к проведению проверки на различных этапах аудита;

Определение основ взаимоотношений  аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита;

Определение ответственности  сторон при проведении аудита;

Определение порядка проведения конкретных процедур проверки;

Определение порядка оформления рабочих  документов и результатов аудита.

В целях аудита конкретного  раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности  в методике определяются:

Процедуры подготовки и  планирования аудиторской проверки.

Процедуры, выполняемые в  ходе проверки по существу.

Заключительные процедуры.

Процедуры подготовки и  планирования аудиторской проверки.

Знакомство с деятельностью  аудируемого лица, его системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Источники информации:

Выписка из общего план аудиторской  проверки;

Нормативные документы аудиторской  организации;

Внутренние документы  аудируемого лица;

Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения:

Описать основные параметры  деятельности аудируемого лица в рабочих документах или получить копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны.

 Описать системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  аудируемого лица в рабочих документах или получить копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны.

Проверка начальных  остатков.

Источники информации:

- Бухгалтерский баланс (форма  № 1).

- Сводные регистры синтетического  учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.).

- Регистры аналитического  учета (аналитические ведомости,  книги остатков, карточки складского учета и т.д.)

 Все документы берутся  за аудируемый и предшествующий аудируемому период.

Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – полнота.

 Порядок выполнения: Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Результаты сверки оформить в таблице РД-0.10

Проверка наличия  у аудируемого лица законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности.

Источники информации:

Перечень законодательных  и нормативных актов, подготовленный и составленный аудитором;

Вопросники тестирования;

Накопленный практический опыт аудитора.

Критерий оценки – содержание законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности.

Порядок выполнения: проверить наличие у аудируемого лица законодательных и нормативных актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, составление отчетности, а также организацию внутреннего контроля по проверяемому разделу финансовой отчетности. Подготовить и составить рабочий документ № РД – 0.05.

Оценка применимости выбранной учетной политик.

Источник информации:

Приказ  об учетной политике предприятия.

Законодательные и нормативные акты.

Документация  по системе бухгалтерского учета.

Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – представление и раскрытие.

Порядок выполнения: оценить соответствие учетной политики требованиям нормативных документов. Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе ОД-0.4 и оцениваются их влияние на достоверность финансовой отчетности.

Осуществить опрос  сотрудников аудируемого лица, ответственных заведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности проверяемого раздела финансовой отчетности и зафиксировать результаты рабочим документом.

Источники информации:

Нормативные документы аудиторской  организации;

Результат знакомства с деятельностью  аудируемого лица;

Результат проверки наличия  законодательных и нормативных  актов у аудируемого лица;

Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения: Для каждого ответственного лица за ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, а также контролю проверяемого раздела отчетности составить опросные листы. Произвести тестирование знаний сотрудников аудируемого лица, ответственных за организацию и осуществление бухгалтерского учета, составление отчетности и внутреннего контроля. Результаты опроса оформить рабочим документом № РД – 0.06.

Осуществить оценку уровня аудиторского риска.

Источники информации:

Нормативные документы аудиторской  организации;

Результат знакомства с деятельностью  аудируемого лица;

Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения:

Оценить уровень неотъемлемого  риска по следующим основным направлениям:

Существуют ли счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям.

Существует ли сложность  лежащих в основе учета операций и прочих событий, которая может  потребовать привлечения экспертов.

Существует ли необходимость  субъективного суждения в определении  остатков на счетах бухгалтерского учета

Существует ли подверженность активов потерям или незаконному  присвоению

Существует ли завершение необычных и сложных операций, особенно в конце или ближе  к концу отчетного периода.

Существуют  ли операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.

Составить рабочий документ № РД-0.1. По каждому  из направлений оценки неотъемлемого  риска составляется программа тестов в виде рабочего документа № РД-0.2.

Оценить надежность системы  внутреннего контроля и уровень  контрольного риска. Составить рабочий  документ № РД-0.3.

Критерии оценки системы внутреннего  контроля

Критерии

Содержание 

Условия среды

Обеспечивает ли система  управления, оргструктура, кадровая политика и т. д. качество контроля. 

Законность

Отсутствуют незаконные операции, действия и  события.

Существование

Выполняются ли в действительности  предписанные процедуры, контролируется ли их  выполнение.

Полнота

Все выявленные нарушения  полностью устранены

Обоснованность

Есть ли  обоснование  выполненному  действию, операции и  т.п.

Утверждение

Утверждены ли полученные сводные данные  ответственным  органом управления.

Ответственность

Существует ответственный за  данную операцию, действие и т.п.

Точность

Активы и операции отражены точно по количеству, качеству и  стоимости

Разрешение

Операция или действие разрешено соответствующим менеджером или органом управления

Классификация

Выявленные нарушения  правильно классифицированы

Полномочия

Орган управления имеет соответствующие  права  и  обязанности  по принятию решения

Сохранность

Обеспечена ли сохранность  актива и документации

Учет

Учет организован правильно 

Периодизация

Процедуры контроля осуществляются в том периоде, в котором запланированы

Своевременность

Результаты контроля своевременно доведены до органа управления и своевременно по ним принято решение


 

По каждому из направлений  оценки надежности системы внутреннего  контроля и критерию составляется программы тестов в виде рабочих документов № РД-0.4, РД-0.5. и РД-0.6.

 

Градация оценки надежности системы  внутреннего контроля

Качественная

В процентах

Высокая

от 81 до 100 процентов

Средняя

от 41 до  80 процентов

Низкая

от 11 до  40 процентов

Внутренний контроль отсутствует

0 до 10 процентов

Градация оценки неотъемлемого  и контрольного рисков

Качественная

В процентах

Низкий

0-10

Средний

11-50

Высокий

51-70

71-100


 

Оценить уровень риска необнаружения и составить рабочий документ № РД-0.7.

По каждому из направлений  оценки риска необнаружения составляется вопросник в виде рабочего документа.

Оценить уровень аудиторского риска по конкретному  разделу финансовой отчетности и  составить отчетный документ № ОД-0.1.

Определить приоритетные направления проверки  исходя  из особенностей деятельности аудируемого лица.

Источники информации:

Общий план аудиторской проверки;

Нормативные документы аудиторской  организации и аудируемого лица;

Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;

Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);

Расчет аудиторского риска;

Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения: определить перечень операций, подлежащих проверке, а именно:

Операций, подлежащие обязательной проверке согласно требованиям законодательства и нормативных актов.

Операции, наиболее существенные по объему.

Операции, не связанные с  основной деятельностью аудируемого лица.

Операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета.

Операции, осуществляемые с  аффилированными лицами.

Операции, связанные с  налогообложением аудируемого лица.

Операции, при осуществлении  которых допускаются типичные ошибки.

Операции, при осуществлении  которых отсутствует надлежащий внутренний контроль.

Операции, по которым отсутствует  у аудируемого лица нормативная база и, которые слабо знают исполнители и контролеры.

Результаты процедуры  отражаются в рабочем документе  РД-0.8 и используются в дальнейшем для определения уровня существенности, построения аудиторской выборки  и составления программы аудита.

Определить величину допустимой ошибки.

Источники информации:

Общий план аудиторской проверки;

Нормативные документы аудиторской  организации;

Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;

Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);

Сведения по пользователям  конкретного раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения:

На основе анализа и  оценки полученной информации, составляются рабочие документы, в которых  определяются базовые показатели и  процент уровня существенности.

Произвести расчет числового  значения уровня существенности и уровня допустимой ошибки, результаты которого оформляются отчетным документом №  ОД-0.2.

В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую  или меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

Планируя процедуры на уровне статей, аудитор должен принимать  во внимание, что несущественные искажения сведений в отдельных статьях могут накопиться и составить значительное количество. Существенность в выборочном исследовании и проверке – это общий показатель, однако, он применяется в отношении конкретных сальдо счетов как наибольшая по размеру ошибка, которая может быть допущена. Для избежания подобной проблемы используется понятие допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже значения планируемой существенности, аудитор уменьшает вероятность того, что сумма расхождений как выявленных, так и не выявленных, превысит уровень существенности. Размер допустимой ошибки учитывается при разработке программы аудита каждого конкретного счета и прежде всего при расчете размера выборки. Обычно допустимая ошибка устанавливается на уровне 50% (иногда 75%) от планируемой существенности. Чем важнее область аудита, тем меньше допустимая сумма ошибок в генеральной совокупности, и чем меньше допустимая сумма ошибок, тем больший объем выборки необходим аудитору для получения достаточной очевидности, что исследуемое сальдо отражено объективно.

Информация о работе Методика аудита