Методика анализа финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое состояние предприятия является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников (обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия), скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме (финансовые отношения с другими юридическими и физическими лицами), а также другими факторами. Следовательно, под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Это важнейшая характеристика его деловой активности и надежности.

Файлы: 1 файл

кредитоспос.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

       1.2.1.Финансовая  отчетность предприятия  – информационная

              база финансового анализа.

   Сбор  и аналитическая обработка исходной финансовой информации зависят от того, кто является основным потребителем или пользователем финансовой отчетности фирмы (предприятия, организации), а также от преследуемых ими интересов:

  • инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные инвесторы) – анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы (увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективность использования ресурсов администрацией предприятия);
  • кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы, поставщики) - на основании финансовой информации фирмы определяют выгодность помещения в предприятие своих капиталов и вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы (целесообразность продления кредита, гарантии его возврата);
  • профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данной фирмы выплачивать более высокую зарплату;
  • поставщики и заказчики продукции фирмы по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;
  • государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности фирмы;
  • население по поводу перспектив деловых контактов с фирмой;
  • деловые и научные круги, изучают потенциальное место фирмы в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, и определяющие ее рейтинги.

   Следовательно, все многообразие связей, в которые  фирма вступает с субъектами внешней  среды, базируется на финансовой информации об этой фирме, позволяющей им оценивать возможность практической реализации своих экономических интересов во взаимоотношениях с данной фирмой. Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия являются формы бухгалтерской отчетности.

   В первую очередь – это бухгалтерский  баланс (форма №1). Согласно действующим  нормативным документам баланс в  настоящее время составляется в  оценке нетто. Актив баланса характеризует  имущественную массу предприятия, то есть состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном ведение хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и т.д.).

   Баланс  отражает состояние хозяйства в  денежной оценке. В РФ актив баланса  состоит в порядке возрастающей ликвидности средств, то есть в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку, то есть вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы разделяется по субъектам: перед собственниками и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств.

   Итог  баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в  распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

   Баланс  позволяет оценить эффективность  размещения капитала предприятия, его  достаточность для текущей и  предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных  источников, а также эффективность их привлечения.

   На  основе информации баланса внешние  пользователи могут принять  решение  о целесообразности и условиях ведения  дел с данным предприятием как  с партнером, оценить кредитоспособность предприятия как заемщика, оценить  возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие вопросы.

   Данные, представленные в балансе предприятия  дополняются сведениями, содержащимися  в “Отчете и прибылях и убытках” (форма №2), в “Отчете о движении капитала” (форма №3), в “Отчете о движении денежных средств” (форма №4), в “Приложении к балансу” (форма №5), и наоборот.

   Форма № 2 содержит сведения о текущих  финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь  показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя. Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей. 

      1.2.2.Методы  финансового анализа.

   Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

   Но  не только временные границы определяют альтернативность целей финансового  анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

   Основной  принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

   Практика  финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них шесть основных методов:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • сравнительный анализ;
  • факторный анализ.

   Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

   Горизонтальный  и вертикальный анализы взаимодополняют  один другой. Поэтому на практике можно  построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

   Вертикальный (структурный) анализ - определение  структуры итоговых финансовых показателей  с выявлением влияния каждой позиции  отчетности на результат в целом, вертикальный анализ — иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

  Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

  • переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
  • относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

   Трендовый анализ - сравнение каждой позиции  отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Трендовый анализ — это часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового менеджмента. Строится график возможного развития организации. Определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал.

   Анализ  относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

   Сравнительный (пространственный) анализ - это как  внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

   Факторный анализ - это анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного Показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

   Для выявления влияния факторов могут  использоваться следующие методы: дифференцирование, индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод. 
 

 2.Методика  анализа финансового состояния предприятия.

   Предприятие представляет собой сложно организованную систему, состоящую из многих подсистем, поэтому оценка устойчивости его  финансового положения должна обеспечивать комплексность подхода. Этим и объясняется  необходимость использования при анализе определенной методики. Это может быть экспресс-анализ, но чаще практикуется детализированный анализ. Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Целью же детализированного анализа финансового состояния фирмы – более подробная характеристика ее имущественного и финансового положения, результатов деятельности в истекшем отчетном периоде, а также потенциала развития на перспективу, то есть детализированный анализ конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа.

       В рамках финансового анализа решаются следующие задачи:

  • во-первых, выявляется степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, оцениваются потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости и т.п.;
  • во-вторых, оценивается правильность использования денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
  • в-третьих, появляется возможность проконтролировать правильность составления финансовых потоков организации, соблюдение норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразность осуществления затрат.

   Методика  анализа финансового состояния  предприятия должна состоять из трех больших взаимосвязанных блоков:

  • анализ экономического потенциала хозяйствующего субъекта, который включает анализ имущественного положения: состава и динамики имущества предприятия и источников его формирования (построение аналитического баланса, вертикальный анализ баланса, горизонтальный анализ, изучение качественных сдвигов в имущественном положении);
  • анализ финансового положения предприятия на основе финансовых коэффициентов, включающий оценку результативности (деловой активности и рентабельности), финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
  • разработка возможных перспектив развития предприятия.
  • Последовательность анализа можно представить в следующем виде (рисуноук 1):

   .

    Анализ  бухгалтерской отчетности

     

Общая оценка  структуры  и

его источников

Анализ  потоков денежных средств и деловой  активности Анализ  прибыльности и факторов, влияющих на финансовый результат Анализ  рентабельности Анализ  финансовой устойчивости Анализ  ликвидности средств  и пла-тежеспособ-ности Анализ  кредитоспособ-ности  предприятия

Информация о работе Методика анализа финансового состояния предприятия