Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 06:28, дипломная работа
Основной целью выпускной квалификационной работы является исследование экономической эффективности производства сои и путей ее повышения на предприятии.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические аспекты экономической эффективности сельскохозяйственного производства;
- провести анализ финансового состояния и дать оценку экономической эффективности производства и перспектив функционирования организации;
- в соответствии с полученными результатами выявить факторы влияющие на экономическую эффективность производства;
Введение
6
1
Сущность экономической эффективности производства и необходимость ее повышения на современном этапе
9
1.1 Сущность и виды экономической эффективности сельскохозяйственного производства на предприятии
9
1.2 Показатели экономической эффективности производства и методика их определения
12
1.3 Факторы повышения эффективности сельскохозяйственного производства
20
1.4 Уровень эффективности производства в Амурской области
23
1.5 Совершенствование системы государственного регулирования сельского хозяйства
30
2
Производственно-экономическая характеристика ЗАОр (НП) «Агрофирма Партизан» Тамбовского района Амурской области
36
2.1 Общие сведения и характеристика ЗАОр (НП) Агрофирма «Партизан» Тамбовского района
36
2.2 Обеспеченность предприятия ресурсами и эффективность их использования
40
3
Достигнутый уровень эффективности производства и переработки продукции и переработки сои в ЗАОр (НП) Агрофирма «Партизан» Тамбовского района Амурской области
52
3.1 Динамика развития соеводства в ЗАОр (НП) Агрофирма «Партизан»
52
3.2 Мероприятия направленные на повышение экономической эффективности производства сои в ЗАОр (НП) Агрофирма «Партизан» Тамбовского района
56
3.3 Анализ технологий возделывания сои
58
4
Безопасность жизнедеятельности
74
5
Охрана природы
90
Заключение
95
Список использованных источников
Кукуруза на зерно обмолочена с площади 2,0 тыс. га (17,5% к посевной площади), намолочено 6,3 тыс. тонн зерна, урожайность - 31,5 ц/га.
Картофель в сельскохозяйственных предприятиях выкопан с площади 598 га (51,6% к посевной площади), накопано 4,1 тыс. тонн, урожайность - 67,7 ц/га. Овощи в сельскохозяйственных предприятиях выкопаны с площади 85 га (41,3% к посевной площади). Накопано 506 тонн при урожайности 59,5 ц/га.
По результатам проведенной экспертной оценки гибель сельскохозяйственных культур в результате затопления в Дальневосточном федеральном округе произошла на площади 362,0 тыс. га, пострадало 566 хозяйств. Ущерб по прямым затратам - 1,5 млрд. рублей (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты экспертной оценки ущерба от гибели сельскохозяйственных культур от чрезвычайной ситуации (затопление и переувлажнение) в ДФО на 18 октября 2013 года
Наименование субъекта Российской Федерации |
Вся посевная площадь, тыс. га |
По результатам экспертизы | ||
Площадь гибели тыс. га |
Ущерб по прямым затратам млн. руб. |
Кол-во хозяйств с подтвержденной гибелью | ||
Дальневосточный федеральный округ |
1 463,6 |
362,0 |
1 504,6 |
566 |
Амурская область |
851,8 |
298,2 |
1 170,9 |
371 |
Еврейская автономная область |
114,0 |
21,4 |
106,3 |
67 |
Приморский край |
372,5 |
20,6 |
149,5 |
78 |
Хабаровский край |
75,3 |
21,4 |
70,3 |
32 |
Магаданская область |
6,2 |
0,045 |
3,6 |
5 |
Республика Якутия (Саха) |
43,8 |
0,4 |
3,9 |
13 |
По результатам экспертизы в Амурской области на 18 октября 2013 года, гибель посевов сельскохозяйственных культур произошла на площади 298,2 тыс. га, ущерб по прямым затратам - 1 170,9 млн. рублей, пострадало 371 хозяйство [40, С. 34].
1.5 Совершенствование системы государственного регулирования сельского хозяйства
Стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК) России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли.
Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:
- ускорение социального
- стимулирование роста
- стимулирование развития
- создание специальных фондов
поддержки и развития
- усиление государственной
- создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;
- содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;
- расширение научных
Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.
Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96 % мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного агропромышленного комплекса.
Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.
Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России.
Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла.
Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны.
- поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;
- антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;
- содействие развитию рыночной инфраструктуры;
- поддержание стабильной
- регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов;
- проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.
Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки.
Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем. Существующая система государственной поддержки не носит системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования (антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его кредитования [23, С. 34].
Сельскохозяйственные организации уже много лет функционируют в условиях финансового кризиса. По-видимому, он достиг высшей точки. Почти 85 % сельскохозяйственных предприятий имеют просроченные долги перед кредиторами, а их сумма превышает денежную выручку от продажи продукции и услуг. Половина сельскохозяйственных предприятий убыточна. Для преодоления кризиса такого масштаба требуются чрезвычайные меры в сочетании с благоприятными для села природными факторами.
Первый фактор: нужно продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. В ходе кампании по финансовому оздоровлению многие предприятия меняли собственника, разделялись, а часть из них подверглась банкротству или готовится к нему. Все это, к сожалению, сопровождалось расхищением уцелевшего имущества, падением производства и другими отрицательными явлениями.
Процесс реструктуризации долгов оправдан со всех точек зрения. По существу он является формой частичной компенсации потерь, понесенных сельским хозяйством в результате проводимой государством экономической политики.
Второй фактор: инфляционный. Реструктуризация долгов дает сельскохозяйственному товаропроизводителю перспективу облегчения долгового бремени в связи с инфляцией. Предположим, ежегодный темп инфляции составит 10 или 15 %. Это значит, что за 5 лет инфляция обесценит долги соответственно в 1,6 и в 2 раза.
Третий фактор: ценовой. Произошли положительные для сельского хозяйства изменения в соотношениях цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые сельским хозяйством промышленные средства производства и услуги.
Укрепление экономики России приведет к росту платежеспособного спроса населения. Последнее обстоятельство станет фактором роста цен на продовольствие, сельскохозяйственное сырье и продукцию сельского хозяйства.
Приближенные расчеты показывают, что если паритетное соотношение (отношение индекса цен на сельскохозяйственную продукцию к индексу цен на приобретаемые селом промышленные продукты и услуги) изменяется на 1 пункт в пользу сельского хозяйства, то это приносит ему 1 млрд. прибыли.
Четвертый фактор: агропродовольственная политика государства. Она корректируется. В ней делается акцент на развитие рынка при активной защите государством отечественных товаропроизводителей от демпингового импорта, на развитие интервенционного механизма, действие которого должно распространиться на товаропроизводителей, на поддержку кредитования коммерческими банками, развитие лизинга.
Пятый фактор: растущий интерес у товаропроизводителей к развитию конкурентоспособного производства. Они больше не надеются на помощь государства и многому научились за прошедшие годы: продавать или обменивать продукцию, рациональнее использовать ресурсы и т. п. Каждая сельскохозяйственная организация вынуждена искать резервы, разрабатывать стратегию и тактику поведения на местном рынке.
Созрели предпосылки для изменений в управлении экономикой. Ожидается рост интереса к финансовому менеджменту. Пока что в сельскохозяйственных предприятиях эта работа практически отсутствует. Если все приведенные факторы будут иметь место, отрасль может выйти из финансового тупика [6, С. 335].
2 Производственно-экономическая характеристика ЗАОр (НП) Агрофирма «Партизан» Тамбовского района Амурской области
2.1 Общие сведения и характеристика ЗАОр (НП) «Агрофирма Партизан» Тамбовского района
Полное фирменное наименование общества: Закрытое акционерное общество работников (народное предприятие) Агрофирма «Партизан» Тамбовского района. Сокращенное наименование: ЗАОр (НП) агрофирма «Партизан» Тамбовского района.
Деятельность общества осуществляется в соответствии с настоящим уставом, Учредительным договором и действующим законодательством.
Местонахождение общества: 676961. Россия, Амурская область, Тамбовский район, село Раздольное, проспект Ленина д.11.
На предприятии сложилась линейно-функциональная структура управления. Высшим органом управления агрофирмы «Партизан» является общее собрание акционеров.
Общество обязано ежегодно проводить общее собрание акционеров. Все акционеры общества имеют право присутствовать на общем собрании акционеров, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
Уставом общества предусмотрено образование совета общества. Директор по должности является членом Совета общества и его председателем. Совет общества действует на основе Положения о Совете общества Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличный исполнитель – директор.
Помимо организации управления предприятием, большое значение в его характеристике имеют производственно – экономические условия.
Для характеристики экономических условий ЗАОр (НП) агрофирма «Партизан» Тамбовского района выявим размеры производства.
Таблица 2 – Размеры производства ЗАОр (НП) агрофирма «Партизан» Тамбовского района за 2010-2012 гг.
Показатель |
2010г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2010 г., % |
Стоимость валовой продукции, тыс. рублей |
471083 |
542893 |
672555 |
142,77 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг, тыс. рублей |
336713 |
315531 |
499332 |
148,30 |
Среднегодовая численность работников, чел |
532 |
422 |
414 |
77,82 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. рублей |
350202,5 |
465441,5 |
596175 |
170,24 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. рублей |
146885 |
221827 |
215972 |
147,03 |
Площадь сельскохозяйственных угодий, га |
29451 |
29451 |
29451 |
100,0 |
Площадь пашни, га |
25572 |
25572 |
25572 |
100,0 |
Энергетические мощности, л.с. |
57658 |
59407 |
62026 |
107,58 |