Бюджетирование в компании Пути совершенствования и проблемы при постановке бюджетирования на примере ЗАО “Москабельмет”

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является совершенствование системы бюджетирования в компании.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Виды и содержание бюджетов.

1.2 Роль бюджетирования в управлении организацией

1.3. Методические рекомендации введения системы хозрасчетов между ЦФО

1.4. Совершенствование системы бюджетирования через ее автоматизацию.

Глава 2.Аналитическая часть.

2.1. Анализ системы бюджетирования в ЗАО «Москабельмет»

2.3 Организация контроля за исполнением бюджетов в ЗАО «Москабельмет»

2.4 Система мотивации ЗАО «Москабельмет»

2.5. Рекомендации по автоматизации системы бюджетирования в ЗАО «Москабельмет»

Глава 3. Подготовка проекта внедрения изменений

Заключение

Файлы: 1 файл

Диплом MBA.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

При прогнозировании с учетом сезонности рассчитываются коэффициенты сезонности:

 

Fi = St / Sср,                                                                                                                                 (1)

 

где Fi – коэффициент сезонности;

St – объем продаж в месяце t;

Sср – среднемесячный объем продаж.

Далее коэффициенты сезонности усредняются за 2 года.

Затем строится динамический ряд объемов продаж с устраненной сезонностью, который сглаживает наиболее подходящей трендовой кривой. На основе этой кривой делается прогноз на каждый месяц бюджетного периода. На заключительном этапе расчетов прогнозные объемы продаж каждого месяца с устраненной сезонностью пересчитываются с целью «восстановления» сезонности.

Следующим этапом процесса бюджетирования является составление бюджета закупок и запасов. Составление бюджета закупок и запасов начинается со сбора необходимых данных. К таковым относятся:

- Объёмы продаж (ед.)

-Договорная стоимость по услугам на аренду помещений

- Закупочные цены на период

- Нормы запасов товаров и материалов (%)

- План расхода материалов (ед.)

- Процент оплаты поставки текущего периода в этом же периоде

- Стоимость поставки за период

- Оплата поставок предыдущего периода (%)

- Задолженность к погашению в текущем периоде (%)

Необходимо разбить формат бюджета закупок и запасов на разделы: товары для перепродажи и вспомогательные материалы.

В разделе товары для перепродажи порядок составления бюджета происходит следующим образом:

1 Шаг. Расчёт стоимости закупаемых товаров (без учёта запасов). Раздельно определяется стоимость каждого товара. Далее определяется суммарная величина стоимости всех товаров. Итоговая стоимость закупаемых товаров отражается в графе «Итого стоимость закупаемых товаров». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости товаров, а также в их суммарном значении.

2 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов товаров на конец периода. По каждому товару устанавливается целевой норматив запасов на конец периода в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма продаж (ед.). Далее определяется целевой запас товаров на конец периода в стоимостном выражении по каждому товару. Суммарная величина целевого запаса товаров на конец периода в стоимостном выражении отражается в графе «Итого целевой запас товаров на конец периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов товаров на конец периода, а также в их суммарном значении.

3 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов товаров на начало периода. Запас товаров на начало периода равен запасу товаров на конец предыдущего периода. По каждому товару определяется запас на начало периода в стоимостном выражении. Далее итоговая стоимость запасов всех товаров на начало периода отражается в графе «Итого запас товаров на начало периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов товаров на начало периода, а также в их суммарном значении.

4 Шаг. Расчёт суммы затрат на покупку товаров. Определяется итоговая величина затрат на покупку товаров по периодам. Данная сумма отражается в графе «Итого сумма затрат на покупку товаров». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».

В разделе «Материалы» составление бюджета происходит следующими этапами:

1 Шаг. Расчёт стоимости закупаемых материалов (без учёта запасов). Раздельно определяется стоимость каждого материала. Далее определяется суммарная величина стоимости всех материалов. Итоговая стоимость закупаемых материалов отражается в графе «Итого стоимость закупаемых материалов». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости материалов, а также в их суммарном значении.

2 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов материалов на конец периода. По каждому материалу устанавливается целевой норматив запасов на конец периода в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма продаж (ед.). Далее определяется целевой запас материалов на конец периода в стоимостном выражении по каждому материалу. Суммарная величина целевого запаса материалов на конец периода в стоимостном выражении отражается в графе «Итого целевой запас материалов на конец периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов материалов на конец периода, а также в их суммарном значении.

3 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов материалов на начало периода. Запас материалов на начало периода равен запасу материалов на конец предыдущего периода. По каждому материалу определяется запас на начало периода в стоимостном выражении. Далее итоговая стоимость запасов всех материалов на начало периода отражается в графе «Итого запас материалов на начало периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов материалов на начало периода, а также в их суммарном значении.

4 Шаг. Расчёт суммы затрат на покупку материалов. Определяется итоговая величина затрат на покупку материалов по периодам. Данная сумма отражается в графе «Итого сумма затрат на покупку материалов». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».

Составив разделы «Товары для перепродажи» и «Материалы», определяется итоговая сумма затрат на закупки за период. Данная величина отражается в графе «Итого сумма затрат на закупки». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».

На практике наиболее широкое распространение получил метод технико-экономических расчетов норматива товарных запасов. В соответствии с ним, объем товарного запаса разбивается на отдельные элементы:

       Товарный запас, необходимый для показа покупателям и ежедневной продажи. Размер этого запаса зависит от количества наименований товаров, реализуемых в магазине, средней цены одного наименования и однодневного товарооборота.

       Товарный запас, необходимый для обеспечения бесперебойной продажи между поставками. Его размер зависит от количества наименований товаров, поступающих в одной партии и интервала между поставками.

       Страховой товарный запас, необходимый на случай изменения покупательского спроса или нарушения поставщиками договорных обязательств. Его размер составляет определенную часть от суммы 1-й и 2-й части нормы товарного запаса.

В части условно-постоянных затрат в компании уделяется меньшее внимание при планирование  расходов по статьям бюджетирования. От различных ЦФО бюджетные заявки приходят на плановый период не корректируются и не проверяются.. Если для примера проанализировать бюджет общехозяйственных затрат среднемесячный за 9 месяцев 2011 года то можно сделать вывод о неэффективном планировании данных расходов. Данные расходы служба ФЭО собирает от ЦФО в одном направлении .

Бюджет общехозяйственных расходов среднемесячные за 9 месяцев 2011 года

Код

Наименование статьи

План

Факт

Отн.откл %

30100A

Расходы на персонал

50 500

50 501

100%

30105A

Обучение сотр. и повыш.квалификации

50 500

50 501

100%

30200A

Содержание помещений

458 500

400 600

87%

30202A

Аренда офисных помещений

84 500

75 000

89%

30206A

Коммунальные платежи офис

120 000

75 600

63%

30208A

Аренда и ком. платежи ПРОЧ. помещений, земли

254 000

250 000

98%

30300A

Охрана

634 000

537 000

85%

30301A

Охрана и обеспечение безопасности

450 000

450 000

100%

30303A

Оборудование и расходные материалы для систем безопасности

184 000

87 000

47%

30400A

Содержание транспорта

540 000

420 700

78%

30401A

Бензин, дизтопливо, газ

110 000

68 200

62%

30402A

ТО, ремонт а/м, постановка на учет, ГТО и т.п.

185 000

112 000

61%

30403A

Временные стоянки, пропуска

5 000

500

10%

30404A

Наемный транспорт

240 000

240 000

100%

30500A

Связь

140 000

120 000

86%

30501A

Мобильная связь

50 000

45 000

90%

30502A

Услуги ГТС

45 000

30 000

67%

30503A

Междугородние переговоры

25 000

25 000

100%

30504A

Internet

20 000

20 000

100%

30600A

Административно-хозяйственные и представительские расходы

208 000

112 681

54%

30601A

Хоз. товары

111 000

65 000

59%

30602A

Канц. товары

25 000

12 712

51%

30603A

Спецодежда

35 000

12 000

34%

30604A

Разрешения, справки, сертификаты, сан. книжки

12 000

2 969

25%

30605A

Почтовые услуги и экспресс-почта

15 000

10 000

67%

30606A

Представительские расходы

10 000

10 000

100%

30700A

Налоги

45 000

45 000

100%

30702A

Транспортный налог

45 000

45 000

100%

30800A

Услуги банка

15 200

7 500

49%

30801A

Разовые услуги банка

5 000

4 000

80%

30802A

Постоянные услуги банка

10 200

3 500

34%

30900A

Обслуживание техники (кроме а/м)

67 700

35 000

52%

30901A

Запасные части, расх. матер. и ремонт техники ИТ

43 200

20 000

46%

30902A

Сервисное (абонентское) обслуживание техники ИТ

24 500

15 000

61%

31000A

Командировочные

110 000

80 000

73%

31001A

Командировочные (билеты, проживание, суточные)

110 000

80 000

73%

31300A

Юридические услуги

110 000

77 000

70%

31301A

Нотариальные услуги

25 000

12 000

48%

31302A

Госпошлина

85 000

65 000

76%

31400A

Текущий ремонт помещений и оборудования

426 000

180 000

42%

31402A

Текущий ремонт офисных помещений

241 000

112 000

46%

31407A

Техническое обслуживание, ремонт оборудования и инженерных систем

185 000

68 000

37%

31500A

Благотворительность

30 000

30 000

100%

31501A

Благотворительная помощь

30 000

30 000

100%

 

Итого

2 834 900

2 095 982

74%

 

Как видно из таблицы, в основном по всем направлениям наблюдается экономия как может показаться на первый взгляд это позитивный момент связанный с эффективной с точки зрения затрат работой подразделений. На самом деле ЦФО сознательно стараются максимизировать расходы в бюджетных заявках на плановый период. Т.к. превышение расходов по ЦФО может быть основанием в соответствии с действующим положением обществом для депремирования сотрудников соответствующих ЦФО. В результате этого выплаты по CASH-FLOW планируются в большем объеме, происходит дополнительная работа по ликвидации кассовых разрывов и иногда необоснованно. Акционерам компании необоснованно предоставляют заведомо завышенные показатели по расходам в бюджетах. Все это в свое очередь не стимулирует сотрудников к мероприятиям по снижению фактических издержек.

 

Диаграмма обозначение проблемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сразу видно, что основная проблема состоит именно в методике и в регламенте формирования, согласования и утверждения бюджетных заявок по условно-постоянным затратам.

В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.

Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений

предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируются как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

Верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно менеджером, ответственным за формирование сводного бюджета и руководством хозяйствующего субъекта.

            Следующим этапом бюджетирования является бюджет движения денежных средств. Данный этап ставит перед собой две цели: показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для составления прогнозного бухгалтерского баланса; выявляются периоды излишка или нехватки денежных средств.

Для формирования прогноза движения денежных средств чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции, удельные веса поставок продукции за предоплату, поставок по взаимозачетам. Кроме того, необходимо учитывать политику платежей и выплат самого хозяйствующего субъекта по приобретению материальных ценностей, оплаты труда и других расходов.

На основе информации прогноза движения денежных средств составляются более детальные графики платежей и поступлений на каждый период, входящий в срок действия бюджета (неделя, месяц, квартал и т. д.)

Предоставление бюджета на утверждение руководству хозяйствующего субъекта.

Последующий контроль, анализ и корректировка бюджета в соответствии с изменившимися условиями.

На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.

Используется подход к пересмотру расходов бюджета, который основан на выработанной системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия.

В качестве приоритетных установлены следующие затраты (расходы) бюджета:

- заработная плата работников в расчете на производственную программу предприятия; платежи во внебюджетные фонды;

- затраты на закупку материалов, товаров для перепродажи и комплектующих, необходимых для выполнения производственной программы предприятия и для обеспечения функционирования производственных помещений и системы комплектаций (инженерных сетей);

- оплата потребляемой электроэнергии;

- выплата налогов в федеральный и бюджеты других уровней.

Рассмотрение этих вопросов осуществляется не реже одного раза в неделю, так как поступление средств на счета бюджета предприятия происходит неравномерно.

По состоянию на текущий период времени в системе бюджетирования не используют бюджет по балансовому листу. В результате этого в компании отсутствует следующие возможности:

1.      Невозможность расчета коэффициентов ликвидности компании, тем самым отсутствует инструмент прогнозирования платежеспособности в разные временные периоды для принятия соответствующих управленческих решений.

2.      Невозможность оценки эффективности заимствования с точки зрения роста рентабельности собственного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация контроля за исполнением бюджетов в ЗАО «Москабельмет»

 

Плановые значения показателей финансово-хозяйственной деятельности содержатся в бюджетах, фактические их значения – в отчетах об исполнении бюджетов, которые формируются в учетной системе предприятия.

Существуют две идеологические схемы бюджетного управления на предприятии. Согласно первой схеме бюджеты (планы) и отчеты об их исполнении составляются с одинаковой периодичностью. В этом случае план-фактный контроль и анализ представляют собой прямое сопоставление «факта» и плана с выявлением и оценкой отклонений.

Информация о работе Бюджетирование в компании Пути совершенствования и проблемы при постановке бюджетирования на примере ЗАО “Москабельмет”