Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:29, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование системы бюджетирования в компании.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Виды и содержание бюджетов.
1.2 Роль бюджетирования в управлении организацией
1.3. Методические рекомендации введения системы хозрасчетов между ЦФО
1.4. Совершенствование системы бюджетирования через ее автоматизацию.
Глава 2.Аналитическая часть.
2.1. Анализ системы бюджетирования в ЗАО «Москабельмет»
2.3 Организация контроля за исполнением бюджетов в ЗАО «Москабельмет»
2.4 Система мотивации ЗАО «Москабельмет»
2.5. Рекомендации по автоматизации системы бюджетирования в ЗАО «Москабельмет»
Глава 3. Подготовка проекта внедрения изменений
Заключение
При прогнозировании с учетом сезонности рассчитываются коэффициенты сезонности:
Fi = St / Sср, (1)
где Fi – коэффициент сезонности;
St – объем продаж в месяце t;
Sср – среднемесячный объем продаж.
Далее коэффициенты сезонности усредняются за 2 года.
Затем строится динамический ряд объемов продаж с устраненной сезонностью, который сглаживает наиболее подходящей трендовой кривой. На основе этой кривой делается прогноз на каждый месяц бюджетного периода. На заключительном этапе расчетов прогнозные объемы продаж каждого месяца с устраненной сезонностью пересчитываются с целью «восстановления» сезонности.
Следующим этапом процесса бюджетирования является составление бюджета закупок и запасов. Составление бюджета закупок и запасов начинается со сбора необходимых данных. К таковым относятся:
- Объёмы продаж (ед.)
-Договорная стоимость по услугам на аренду помещений
- Закупочные цены на период
- Нормы запасов товаров и материалов (%)
- План расхода материалов (ед.)
- Процент оплаты поставки текущего периода в этом же периоде
- Стоимость поставки за период
- Оплата поставок предыдущего периода (%)
- Задолженность к погашению в текущем периоде (%)
Необходимо разбить формат бюджета закупок и запасов на разделы: товары для перепродажи и вспомогательные материалы.
В разделе товары для перепродажи порядок составления бюджета происходит следующим образом:
1 Шаг. Расчёт стоимости закупаемых товаров (без учёта запасов). Раздельно определяется стоимость каждого товара. Далее определяется суммарная величина стоимости всех товаров. Итоговая стоимость закупаемых товаров отражается в графе «Итого стоимость закупаемых товаров». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости товаров, а также в их суммарном значении.
2 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов товаров на конец периода. По каждому товару устанавливается целевой норматив запасов на конец периода в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма продаж (ед.). Далее определяется целевой запас товаров на конец периода в стоимостном выражении по каждому товару. Суммарная величина целевого запаса товаров на конец периода в стоимостном выражении отражается в графе «Итого целевой запас товаров на конец периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов товаров на конец периода, а также в их суммарном значении.
3 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов товаров на начало периода. Запас товаров на начало периода равен запасу товаров на конец предыдущего периода. По каждому товару определяется запас на начало периода в стоимостном выражении. Далее итоговая стоимость запасов всех товаров на начало периода отражается в графе «Итого запас товаров на начало периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов товаров на начало периода, а также в их суммарном значении.
4 Шаг. Расчёт суммы затрат на покупку товаров. Определяется итоговая величина затрат на покупку товаров по периодам. Данная сумма отражается в графе «Итого сумма затрат на покупку товаров». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».
В разделе «Материалы» составление бюджета происходит следующими этапами:
1 Шаг. Расчёт стоимости закупаемых материалов (без учёта запасов). Раздельно определяется стоимость каждого материала. Далее определяется суммарная величина стоимости всех материалов. Итоговая стоимость закупаемых материалов отражается в графе «Итого стоимость закупаемых материалов». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости материалов, а также в их суммарном значении.
2 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов материалов на конец периода. По каждому материалу устанавливается целевой норматив запасов на конец периода в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма продаж (ед.). Далее определяется целевой запас материалов на конец периода в стоимостном выражении по каждому материалу. Суммарная величина целевого запаса материалов на конец периода в стоимостном выражении отражается в графе «Итого целевой запас материалов на конец периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов материалов на конец периода, а также в их суммарном значении.
3 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов материалов на начало периода. Запас материалов на начало периода равен запасу материалов на конец предыдущего периода. По каждому материалу определяется запас на начало периода в стоимостном выражении. Далее итоговая стоимость запасов всех материалов на начало периода отражается в графе «Итого запас материалов на начало периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов материалов на начало периода, а также в их суммарном значении.
4 Шаг. Расчёт суммы затрат на покупку материалов. Определяется итоговая величина затрат на покупку материалов по периодам. Данная сумма отражается в графе «Итого сумма затрат на покупку материалов». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».
Составив разделы «Товары для перепродажи» и «Материалы», определяется итоговая сумма затрат на закупки за период. Данная величина отражается в графе «Итого сумма затрат на закупки». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».
На практике наиболее широкое распространение получил метод технико-экономических расчетов норматива товарных запасов. В соответствии с ним, объем товарного запаса разбивается на отдельные элементы:
Товарный запас, необходимый для показа покупателям и ежедневной продажи. Размер этого запаса зависит от количества наименований товаров, реализуемых в магазине, средней цены одного наименования и однодневного товарооборота.
Товарный запас, необходимый для обеспечения бесперебойной продажи между поставками. Его размер зависит от количества наименований товаров, поступающих в одной партии и интервала между поставками.
Страховой товарный запас, необходимый на случай изменения покупательского спроса или нарушения поставщиками договорных обязательств. Его размер составляет определенную часть от суммы 1-й и 2-й части нормы товарного запаса.
В части условно-постоянных затрат в компании уделяется меньшее внимание при планирование расходов по статьям бюджетирования. От различных ЦФО бюджетные заявки приходят на плановый период не корректируются и не проверяются.. Если для примера проанализировать бюджет общехозяйственных затрат среднемесячный за 9 месяцев 2011 года то можно сделать вывод о неэффективном планировании данных расходов. Данные расходы служба ФЭО собирает от ЦФО в одном направлении .
Бюджет общехозяйственных расходов среднемесячные за 9 месяцев 2011 года | ||||
Код | Наименование статьи | План | Факт | Отн.откл % |
30100A | Расходы на персонал | 50 500 | 50 501 | 100% |
30105A | Обучение сотр. и повыш.квалификации | 50 500 | 50 501 | 100% |
30200A | Содержание помещений | 458 500 | 400 600 | 87% |
30202A | Аренда офисных помещений | 84 500 | 75 000 | 89% |
30206A | Коммунальные платежи офис | 120 000 | 75 600 | 63% |
30208A | Аренда и ком. платежи ПРОЧ. помещений, земли | 254 000 | 250 000 | 98% |
30300A | Охрана | 634 000 | 537 000 | 85% |
30301A | Охрана и обеспечение безопасности | 450 000 | 450 000 | 100% |
30303A | Оборудование и расходные материалы для систем безопасности | 184 000 | 87 000 | 47% |
30400A | Содержание транспорта | 540 000 | 420 700 | 78% |
30401A | Бензин, дизтопливо, газ | 110 000 | 68 200 | 62% |
30402A | ТО, ремонт а/м, постановка на учет, ГТО и т.п. | 185 000 | 112 000 | 61% |
30403A | Временные стоянки, пропуска | 5 000 | 500 | 10% |
30404A | Наемный транспорт | 240 000 | 240 000 | 100% |
30500A | Связь | 140 000 | 120 000 | 86% |
30501A | Мобильная связь | 50 000 | 45 000 | 90% |
30502A | Услуги ГТС | 45 000 | 30 000 | 67% |
30503A | Междугородние переговоры | 25 000 | 25 000 | 100% |
30504A | Internet | 20 000 | 20 000 | 100% |
30600A | Административно-хозяйственные и представительские расходы | 208 000 | 112 681 | 54% |
30601A | Хоз. товары | 111 000 | 65 000 | 59% |
30602A | Канц. товары | 25 000 | 12 712 | 51% |
30603A | Спецодежда | 35 000 | 12 000 | 34% |
30604A | Разрешения, справки, сертификаты, сан. книжки | 12 000 | 2 969 | 25% |
30605A | Почтовые услуги и экспресс-почта | 15 000 | 10 000 | 67% |
30606A | Представительские расходы | 10 000 | 10 000 | 100% |
30700A | Налоги | 45 000 | 45 000 | 100% |
30702A | Транспортный налог | 45 000 | 45 000 | 100% |
30800A | Услуги банка | 15 200 | 7 500 | 49% |
30801A | Разовые услуги банка | 5 000 | 4 000 | 80% |
30802A | Постоянные услуги банка | 10 200 | 3 500 | 34% |
30900A | Обслуживание техники (кроме а/м) | 67 700 | 35 000 | 52% |
30901A | Запасные части, расх. матер. и ремонт техники ИТ | 43 200 | 20 000 | 46% |
30902A | Сервисное (абонентское) обслуживание техники ИТ | 24 500 | 15 000 | 61% |
31000A | Командировочные | 110 000 | 80 000 | 73% |
31001A | Командировочные (билеты, проживание, суточные) | 110 000 | 80 000 | 73% |
31300A | Юридические услуги | 110 000 | 77 000 | 70% |
31301A | Нотариальные услуги | 25 000 | 12 000 | 48% |
31302A | Госпошлина | 85 000 | 65 000 | 76% |
31400A | Текущий ремонт помещений и оборудования | 426 000 | 180 000 | 42% |
31402A | Текущий ремонт офисных помещений | 241 000 | 112 000 | 46% |
31407A | Техническое обслуживание, ремонт оборудования и инженерных систем | 185 000 | 68 000 | 37% |
31500A | Благотворительность | 30 000 | 30 000 | 100% |
31501A | Благотворительная помощь | 30 000 | 30 000 | 100% |
| Итого | 2 834 900 | 2 095 982 | 74% |
Как видно из таблицы, в основном по всем направлениям наблюдается экономия как может показаться на первый взгляд это позитивный момент связанный с эффективной с точки зрения затрат работой подразделений. На самом деле ЦФО сознательно стараются максимизировать расходы в бюджетных заявках на плановый период. Т.к. превышение расходов по ЦФО может быть основанием в соответствии с действующим положением обществом для депремирования сотрудников соответствующих ЦФО. В результате этого выплаты по CASH-FLOW планируются в большем объеме, происходит дополнительная работа по ликвидации кассовых разрывов и иногда необоснованно. Акционерам компании необоснованно предоставляют заведомо завышенные показатели по расходам в бюджетах. Все это в свое очередь не стимулирует сотрудников к мероприятиям по снижению фактических издержек.
Диаграмма обозначение проблемы:
Сразу видно, что основная проблема состоит именно в методике и в регламенте формирования, согласования и утверждения бюджетных заявок по условно-постоянным затратам.
В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.
Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений
предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируются как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.
Верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно менеджером, ответственным за формирование сводного бюджета и руководством хозяйствующего субъекта.
Следующим этапом бюджетирования является бюджет движения денежных средств. Данный этап ставит перед собой две цели: показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для составления прогнозного бухгалтерского баланса; выявляются периоды излишка или нехватки денежных средств.
Для формирования прогноза движения денежных средств чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции, удельные веса поставок продукции за предоплату, поставок по взаимозачетам. Кроме того, необходимо учитывать политику платежей и выплат самого хозяйствующего субъекта по приобретению материальных ценностей, оплаты труда и других расходов.
На основе информации прогноза движения денежных средств составляются более детальные графики платежей и поступлений на каждый период, входящий в срок действия бюджета (неделя, месяц, квартал и т. д.)
Предоставление бюджета на утверждение руководству хозяйствующего субъекта.
Последующий контроль, анализ и корректировка бюджета в соответствии с изменившимися условиями.
На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.
Используется подход к пересмотру расходов бюджета, который основан на выработанной системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия.
В качестве приоритетных установлены следующие затраты (расходы) бюджета:
- заработная плата работников в расчете на производственную программу предприятия; платежи во внебюджетные фонды;
- затраты на закупку материалов, товаров для перепродажи и комплектующих, необходимых для выполнения производственной программы предприятия и для обеспечения функционирования производственных помещений и системы комплектаций (инженерных сетей);
- оплата потребляемой электроэнергии;
- выплата налогов в федеральный и бюджеты других уровней.
Рассмотрение этих вопросов осуществляется не реже одного раза в неделю, так как поступление средств на счета бюджета предприятия происходит неравномерно.
По состоянию на текущий период времени в системе бюджетирования не используют бюджет по балансовому листу. В результате этого в компании отсутствует следующие возможности:
2.2 Организация контроля за исполнением бюджетов в ЗАО «Москабельмет»
Плановые значения показателей финансово-хозяйственной деятельности содержатся в бюджетах, фактические их значения – в отчетах об исполнении бюджетов, которые формируются в учетной системе предприятия.
Существуют две идеологические схемы бюджетного управления на предприятии. Согласно первой схеме бюджеты (планы) и отчеты об их исполнении составляются с одинаковой периодичностью. В этом случае план-фактный контроль и анализ представляют собой прямое сопоставление «факта» и плана с выявлением и оценкой отклонений.