Анализ производства и реализации прокатной продукции на примере ОАО «Амурметалл»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 04:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа производства и реализации сортовой продукции на предприятии ОАО «Амурметалл».

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты планирования, оценки и анализа производства и реализации продукции 6
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции 8
1.2 Цели анализа объема производства и реализации продукции 6
1.3 Методика анализа объема производства и реализации продукции 9
2 Анализ объема производства и реализации прокатной продукции на примере ОАО «Амурметалл» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ выпуска и реализации прокатной продукции за 2005-2009гг. 22
2.3 Выполнение плана по сортаменту и номенклатуре 27
2.4 Анализ качества произведенной продукции 32
2.5 Анализ ритмичности работы сортопрокатного цеха 35
3 Анализ факторов и резервов выпуска и реализации прокатной продукции ОАО «Амурметалл» 37
Заключение 39
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

АХД производствр и реализ.doc

— 304.50 Кб (Скачать)
 

     Расчет  влияния сортового состава продукции  на объем ее производства в стоимостном  выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в  предыдущей главе работы, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (таблица 2.12). 

        Таблица 2.12 - Влияние сортового состава продукции на объем выпуска круглого проката в стоимостном выражении 

Сорт

продукции

Оптовая цена

1 т, тыс.  руб.

Структура продукции, % Изменение средней

цены  за счет

структуры, тыс. руб.

план факт +, -
1

2

3

6000

5000

2500

50

30

20

70

20

10

+20

-10

-10

+1200

-500

-250

Итого 5000 100 100 X +450
 

     В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по круглому прокату выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска - на 2268 млн. руб.(450 тыс. руб. х 5040 т.).

     Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

     Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

     В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;

     определяют  потери от брака:

                           млн. руб.

     1. Себестоимость забракованной продукции     500

     2. Расходы по исправлению брака       80

     3. Стоимость брака по цене возможного  использования   150

     4. Сумма удержаний с виновных  лиц      10

     5. Потери от брака (п.1 + п.2 - п.З  - п.4)      420 

     Для определения потерь товарной продукции  необходимо знать фактический уровень  рентабельности. В нашем случае стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн. руб., а ее себестоимость - 84 168 млн. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300-84 168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 млн. руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

     Затем изучаются причины понижения  качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

     2.5 Анализ ритмичности работы сортопрокатного цеха

 

     Один  из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

     Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %. 

Таблица 2.13 - Ритмичность выпуска прокатной продукции по декадам 2009г. 

Декада Выпуск  продукции за год, млн. руб. Удельный  вес продукции, % Выполнение  плана, коэффициент Доля  продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
план факт план факт
Первая

Вторая 

Третья

32000

32000 32000

30240

34272 36288

33,3

33,3

33,4

30

34

36

0,945

1,071

1,134

30,0

33,33

33,34

Всего за год 96000 100800 100 100 1,05 96,67
 

     Коэффициент вариации ( ) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

     

где  х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

     п - число суммируемых плановых заданий;

     х - среднедекадное задание по графику.

     В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется  от графика в среднем на 9,4 %.

     Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем случае (таблица 2.13) он равен

     Каритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.

     Если  известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 млн. руб., или на 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 млн. руб., или 2,5 %, по причине неисправности оборудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего показателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а второго - 9,6 % (0,025 / 0,26 х 100).

     Внутренние  причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние — несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

     В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия  по выпуску продукции в связи  с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064 млн. руб.). 

 

    3 Анализ факторов и резервов выпуска и реализации прокатной продукции ОАО «Амурметалл»

 

     Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (таблица 3.1). 

Таблица 3.1 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции 

Показатель Сумма в  плановых ценах, млн. руб.
план факт +, -
1. Остаток готовой продукции на  начало года 2000 2000
2. Выпуск товарной продукции 96000 100800 +4800
3. Остаток готовой продукции на конец года 2200 3545 +1345
4. Отгрузка продукции за год  (п.1+п.2-п.З) 95800 99255 +3455
5. Остаток товаров, отгруженных  покупателям: 

5.1. на начало  года 

5.2. на конец  года

 
4450

5000

 
4500

7155

 
+50 +2155
6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) 95250 96600 +1350
 

     Из  таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

     Обобщим выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (таблица 3.2). 

Таблица 3.2 - Резервы увеличения выпуска продукции 

Источник  резервов Резервы увеличения выпуска продукции за счет
трудовых  ресурсов средств труда предметов труда
Увеличение  количества ресурсов

Более полное использование  рабочего времени

Повышение производительности труда Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

Снижение норм расхода сырья и материалов

-

5268

505 

-

-

-

8345

- 

-

-

3215

-

- 

323

1912

Итого 5773 8345 5450
 

     Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

     На  данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 млн. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 млн. руб. (8345-5773) и по материальным ресурсам - на сумму 2895 млн. руб. (8345-5450).

     При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации. 
 
 
 

Информация о работе Анализ производства и реализации прокатной продукции на примере ОАО «Амурметалл»