Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:41, реферат
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно: недостатки в организации производства и труда, нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, брак продукции.
Большое
влияние на результаты хозяйственной
деятельности оказывают ассортимент (номенклатура)
и структура производства и реализации
продукции.
Своевременное
обновление ассортимента продукции (услуг)
с учетом изменения конъюнктуры рынка
является одним из важнейших индикаторов
деловой активности предприятия и его
конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры
выпуска продукции предприятие учитывает,
с одной стороны, спрос на данные виды
продукции, а с другой – наиболее эффективное
использование трудовых, сырьевых, технических,
технологических, финансовых и других
ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает
в себя:
–
определение текущих и
– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
– изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Увеличение
объема производства (реализации) по одним
видам, и сокращение по другим видам
продукции приводит к изменению ее
структуры, т.е. удельный вес одних видов
продукции возрастает, а других – уменьшается.
Для характеристики интенсивности структурных
преобразований в ОАО «Витебский приборостроительный
завод» можно использовать коэффициент
структурной активности, рассчитываемый
по формуле 1.6
Это свидетельствует о том, что администрация организации реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.
То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Анализ
структуры товарной продукции ОАО «Витебский
приборостроительный завод» представлен
в таблице 2.5
Таблица 2.5 – Анализ структуры товарной продукции
Вид продукции | Отпуск.цена прод-и тыс. руб. | Объем произв-ва продукции, тыс. шт. | Структура продукции % | Выпуск продукции в базисных ценах, млн.руб. | Измен-е
выпуска прод-и за счет структуры млн.
руб.
∆ВПстр | ||||
2009
Vпл |
2010
Vф |
2009
УДiпл |
2010
УДiф |
2009
|
факт при базовой
структуре
ВПусл |
2010
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Часы | 22 | 58 | 45 | 0,84 | 0,73 | 1276 | 1135 | 990 | -145 |
Ремни кожаные | 2,08 | 25 | 37 | 0,36 | 0,6 | 52 | 46 | 77 | 31 |
Фурнитура | 0,44 | 5600 | 5034 | 81,3 | 82 | 2464 | 2192 | 2214 | 22 |
Браслеты металлич. | 7,66 | 6 | 3 | 0,09 | 0,05 | 46 | 41 | 23 | -18 |
Пуговицы | 0,26 | 1196 | 1019 | 17,4 | 16,6 | 310 | 276 | 265 | -11 |
Итого | – | 6885 | 6138 | 100 | 100 | 4148 | 3692 | 3569 | -123 |
Рассчитано по данным приложения К
Расчет
влияния структуры товарной продукции
на объем выпуска представленный в данной
таблице продукции производится способом
цепной подстановки по формулам:
где и – стоимость выпуска продукции;
– общий объем производства продукции в натуральном или условно-натуральном выражении;
– удельный вес i-го вида продукции в общем объеме производства;
– цена i-го вида продукции.
Структура продукции (удельный вес) в данной таблице рассчитывается по формуле:
где – удельный вес i-го вида продукции;
– объем производства i-го вида продукции;
– общий объем производства i-го вида продукции.
Из таблицы видно, что выпуск продукции снизился за счет структуры на 123 млн. рублей, в том числе по часам произошло уменьшение на 145 млн. рублей, по браслетам металлическим на 18 млн. рублей, по пуговицам на 11 млн. рублей. Вместе с тем произошло увеличение выпуска кожаных ремней на 31 млн. рублей и фурнитуры на 22 млн. рублей ( т. е. увеличилась доля недорогой продукции в общем ее выпуске).
Показатели
работ и услуг промышленного характера
и новой продукции в общем объеме производства
представлены в таблице 2.6
Таблица 2.6 – Показатели работ, услуг и новой продукции в общем объеме производства «Витебский приборостроительный завод» за 2008-2010 год
Показатель | 2008 | Удельный вес, % | 2009 | Удельный вес, % | 2010 | Удельный вес, % |
Объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах, млн. руб. | 5219 | 100 | 5620 | 100 | 7057 | 100 |
Работы и услуги промышленного характера, млн. руб. | 233 | 4,46 | 134 | 2,38 | 136 | 2 |
Новая продукция, млн. руб. | 1298 | 24,9 | 588 | 10,5 | 996 | 14,1 |
Рассчитано по данным приложения А, Б
По
данным показателям, представленным в
таблице 2.6 видно, что за три года объем
производства продукции (работ, услуг)
увеличился, а удельный вес работ и услуг
промышленного характера незначительный,
и в 2010 году он снизился в 2 раза по сравнению
с 2008 годом. Удельный вес новой продукции
также уменьшился на 10,8 %, а значит большую
долю занимает производство основной
продукции.
2.3
Анализ качества продукции
(работ, услуг) ОАО «Витебский
приборостроительный
завод»
Важным показателем деятельности промышленных организаций является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РБ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.
Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).
В систему управления качеством продукции в ОАО «Витебский приборостроительный завод» внедрены:
– система менеджмента качества НЕО 9001, выдан сертификат
соответствия № ВУ/112.05.01.005.119 Национальной системой подтверждения соответствия Республики Беларусь;
–
КСУП (комплексная система
Планируется проведение работ:
– по техническому обслуживанию и гарантийному ремонту часов. В настоящее время сеть гарантийных мастерских, с которыми заключены договора, охватывают все крупные города Республики Беларусь и насчитывают 36 точек. В Витебске работают 2 гарантийные мастерские, принадлежащие ОАО «Витебский приборостроительный завод»
Можно
проанализироватькакой удельный вес занимает
забракованная готовая продукция в месячном
выпуске продукции. Так, например, в таблице
2.7 представлены данные о выпуске годной
и бракованной продукции за октябрь 2010
года, которые в свою очередь представлены
в приложении Ж.
Таблица 2.7 – Выпуск годной и бракованной продукции за октябрь 2010 года
Наименование изделия | Брак | Итого к выпуску | |||
Количество, шт. | Удельный вес, % | Сумма, руб. | Количество, шт. | Сумма, руб. | |
Браслет | 150 | 2990000 | |||
Кожаный браслет | 2660 | 10477400 | |||
Корпус | 20571 | 27202831 | |||
Часы | 218 | 4,3 | 7389380 | 5061 | 139365360 |
Фурнитура | 559863 | 277799982 | |||
Прочая | 61690 | 16618845 | |||
Итого | 218 | 0,33 | 7389380 | 649995 | 474454418 |
Составлено по данным приложения Ж
По данным показателям видно, что за данный период забракованной продукцией являются только часы, и удельный вес брака в общем объеме выпуска составил 0,33 %, а в объеме выпуска часов 4,3 % или 7389380 руб.
Показатели
качества по видам готовой продукции представлены
в таблице 2.8
Таблица 2.8 – Показатели качества готовой продукции
Наименование изделия | Возврат от потребителей, % | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Корпуса для часов наручных | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Браслеты металлические | 2,4 | 2,4 | 2,4 |
Браслеты из натуральной кожи | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Фурнитура | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
часы | 8 | 8 | 8 |