Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебский приборостроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:41, реферат

Краткое описание

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно: недостатки в организации производства и труда, нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, брак продукции.

Файлы: 1 файл

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА  И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ  (РАБОТ, УСЛУГ)  В ОАО «ВИТЕБСКИЙ  ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  ЗАВОД» 

      2.1 Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации  продукции (работ, услуг) ОАО «Витебский приборостроительный завод» 

     Цель  анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

     В процессе анализа производства и  реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно: недостатки в организации производства и труда, нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, брак продукции.

     В ОАО «Витебский приборостроительный завод» товарная  продукция  отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

     Объем реализации продукции в данной организации определяется по оплате (выручке) и выражается в действующих ценах без НДС и в сопоставимых ценах. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

     Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам  однородной продукции.

Анализ  начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета темпов роста и прироста, данные которых представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Динамика производства и реализации продукции ОАО «Витебский приборостроительный завод» в фактических ценах за 2009-2010 г.

Год Объем производства продукции без налогов из выручки, млн. руб. Темпы роста, % Объем отгруженной  продукции без налогов из выручки, млн. руб. Темпы роста, %
В фактических  ценах В сопоставимых ценах базисные цепные базисные цепные
2008 5219 5611 100,0 100,0 5286 100,0 100,0
2009 5833 6334 112,9 112,9 6090 115,2 115,2
2010 7057 6554 116,8 103,5 7395 140 121

Составлено по данным приложения А, Б, В, Г

     Для расчета темпов роста (базисные и  цепные) используем следующие формулы:

  • для базисного темпа роста в сопоставимых ценах:
 

                                                      

                                                 (2.1) 

      где      – темп роста базисный;

       – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-ом году;

         – объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

     

(%)

     

(%)       

  • для базисного темпа роста в фактических ценах:

     

(%)

     

(%)                                      

  • для темпа роста цепного в сопоставимых ценах:
 

                                                       

                                                (2.2) 

где     темп роста цепной;

       – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-ом году;

       – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 ом году.

     

(%)

     

(%)                                 

  • для темпа роста цепного в фактических ценах:

     

(%)

     Аналогично считают темпы роста (базисные и цепные) отгруженной продукции в фактических ценах.

     Из  таблицы 2.1 видно, что за три года объем производства продукции возрос на 16,8 %, в сопоставимых ценах, а объем  реализации — на 40 %. Объем производства продукции в 2010 году по сравнению с 2009 в сопоставимых ценах вырос на 3,5 %. Объем производства товарной продукции в фактических (отпускных) ценах за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличился на 21 % и объем отгруженной (реализованной) продукции за этот период вырос также на 21 %, что свидетельствует о реализации остатков продукции на складах исследуемой организации и повышении эффективности коммерческой деятельности.

     Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

     Исчислим  его по среднегеометрической: 

               

                                                (2.3) 

               

                                  (2.4) 

      где      – среднегодовой темп роста выпуска продукции;

       – среднегодовой темп роста реализации продукции;

       – коэффициенты роста 2008, 2009 и 2010 годов;

     i – количество лет. 

                        

                                                        (2.5) 

      где     темп прироста;

        – среднегодовой темп роста.

     

     

     Среднегодовой темп прироста выпуска продукции за 2008-2010 год составляет 8,09 %, а реализации продукции –18,06 %.

            Темп роста по отдельным выпускаемым видам продукции за 2010 год представлен в таблице 2.2

Таблица 2.2 – Выпуск продукции  за 2010 год

Наименование  показателя Един. измер. 2009 год 2010 год Темп роста, %
Объем производства товарной продукции в  действующих отпускных ценах млн. руб. 5833 7057 121,0
Объем производства товарной продукции в  сопоставимых ценах млн. руб. 6334 6554 103,5
Товары  народного потребления в отпускных  ценах без НДС млн. руб. 5183 4985 96,2
Выпущено  продукции:        
Часы тыс. шт. 58 45 77,6
млн. руб 1278 1278 100,0
Ремни кожаные тыс. шт. 25 37 148,0
млн. руб. 52 111 213,5
Фурнитура тыс. шт. 5600 5034 89,9
млн. руб. 2489 2682 107,8
Браслеты  металлические тыс. шт. 6 3 25,0
млн. руб. 46 11 23,9
Пуговицы тыс. шт. 1196 1019 85,2
млн. руб. 316 319 100,9

Составлено по данным приложения А, Б, Ж

      Темп  роста объема производства товарной продукции в сопоставимых ценах  составил 103,5 % что в действующих  ценах составляет 7057 млн. руб.  Темп роста производства в 2010 году кожаных ремней вырос в 2 раза, а темп роста производства браслетов металлических снизился в 4 раза. Расхождение между темпами роста в натуральном и стоимостном выражении обусловлено частично ассортиментным сдвигом, частично изменением цен.

      Далее можно дать оценку выполнению плана по производству и реализации товарной продукции за отчетный период, (2010 год) в таблице 2.3 

Таблица 2.3 – Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции в ОАО «Витебский приборостроительный завод» за 2010 год

В млн. руб.

Показатель Объем производства продукции в плановых ценах Реализация  продукции в плановых ценах
план факт отклонение (+,-) % к плану план факт отклонение (+,-) % к плану
Товарная  продукция 7440 7057 -383 -5,2 7850 7395 -455 -5,8

Составлено по данным приложения А, Б, Д 

     Из  таблицы видно, что за 2010 год план по выпуску готовой продукции  недовыполнен на 5,2 % или на 383 млн. руб. в стоимостном выражении, а по реализации план недовыполнен на 5,8 % или на 455 млн. руб. Так как данные показатели отличаются незначительно, значит не наблюдается высокого роста остатков нереализованной продукции.

     Показатели  производства и реализации продукции  взяты из отчета «О производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» (форма 12-п) за 2009-2010 год, утвержденного Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.09.2009 года № 183, и который представлен в приложении А (за 2009 год) и приложении Б (за 2010 год). Также данные показатели взяты из отчета «О производстве и отгрузке промышленной продукции» (форма 1-п (натура)) за 2009-2010 год, утвержденного Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.09.2009 № 123, который представлен в приложении В и приложении Г.

     Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, а также отклонение от плана. Анализ выполнения плана производства и отгрузки продукции ОАО «Витебский приборостроительный завод» представлен в таблице 2.4 

Таблица 2.4 – Оперативный  анализ производства и отгрузки продукции по состоянию на 07.12.2010 года

В тыс. руб.

Вид продукции План План  с начала месяца Фактический объем, тыс. руб. Отклон-е от плана с начала месяца %
на сутки на месяц за сутки % с начала месяца
Итого выпуск продукции основного пр-ва 37826 870000 189130 13361 35,3 55360 -133770 -70,7
Итого отгрузка 26096 600000 130434 65796 252 133147 2712 2,1

Составлено по данным приложения И

     В таблице представлены данные по выпуску  и отгрузке продукции на 7 декабря 2010 года. На эту дату было отработано 5 дней с начала месяца и до конца  месяца осталось 18 рабочих дней. За данный период недовыполнение плана с начала месяца составило – 133770 тыс. руб. или 70,7 %. За сутки план выполнен только на 35 %. План по отгрузке с начала месяца перевыполнен на 2712 тыс. руб. или 2,1 %, а за сутки перевыполнен на 252 %.

      Для данного анализа в ОАО «Витебский приборостроительный завод» составляют технико-экономический бюллетень за каждый день работы, образец которого представлен в приложении И. 

      2.2 Анализ ассортимента  и структуры продукции  (работ, услуг)  в ОАО «Витебский  приборостроительный завод» 

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебский приборостроительный завод»