Анализ операционной деятельности предприятия НТП “Альтернатива”

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель теоретической части данной курсовой – изучить основные теоретические аспекты деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие стратегии предприятия, её виды;
Изучит понятие производственной мощности и производственной программы, а также рассмотреть их взаимосвязь и факторы, влияющие на производственную мощность.

Оглавление

Введение 3.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий 4
2. Производственная мощность и производственная программа предприятия 8
3. Издержки производства и себестоимость продукции 11
4. Прибыль предприятия и рентабельность 22
5. Управление финансами предприятия ……………………………………….26
Заключение 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЦЕХА НА ПРЕДПРИЯТИИ НТП “АЛЬТЕРНАТИВА” 32
Введение 32
1 Основные положения 32
2 Исходные показатели работы цеха до и после реконструкции 33
3 Стоимостные показатели основных производственных фондов предприятия 36
3.1 Структура основных производственных фондов 36
3.2 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 37
3.3 Остаточная стоимость выбывающих фондов 44
3.4 Ликвидационная стоимость выбывающих фондов 45
3.5 Амортизационные отчисления 47
4 Инвестиционные вложения в проект реконструкции цеха 50
4.1 Капитальные затраты на реконструкцию цеха 50
4.2 Вложения в дополнительный оборотный капитал предприятия 50
5 Технико-экономические показатели работы цеха после реконструкции 51
6 Эффективность использования производственных ресурсов и работы цеха предприятия 51
7 Точка безубыточной работы предприятия и страховой запас 61
9 Экономическая эффективность реконструкции цеха 64
Выводы 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68

Файлы: 1 файл

Cквозная задача по экономике организации для ФиК 2011обр.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Южно-Уральский государственный университет”

Международный факультет

Кафедра антикризисного управления

 

 

 

 

курсовая работа по дисциплине

''ЭКОНОМИКА Организаций (предприятий)''

 

 

 

НА ТЕМУ:

 

АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
ПРЕДПРИЯТИЯ НТП “АЛЬТЕРНАТИВА”

 

Выполнила: студентка  группы Мн-304

Грубых А.А.

Проверила: преподаватель  кафедры АКУ

Сорокина Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 
СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Введение

Общество представляет собой достаточно сложную, многогранную систему, частью которой является и экономика как особая сфера жизнедеятельности людей. С экономикой соприкасается каждый человек и уже в детстве знает что-нибудь о ней. Однако не всегда это знание истинное, так как человеку свойственно принимать во внимание в первую очередь те экономические явления, которые затрагивают его интересы. Экономист же интересуется функционированием экономики как единого целого.

Экономика – это особая сфера общественной жизни, основной задачей которой является производство, распределение и потребление различных благ, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей людей.

Конечной целью экономической жизни является потребление, а важнейшей сферой экономики-производства. Без производства не может быть экономики, ведь именно производство порождает товарную массу, удовлетворяющую потребности.

Любой производственный процесс реализуется на предприятии, которое является элементарной единицей национальной экономики любого государства. Именно предприятие является основным звеном экономики на всех этапах развития.

Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей общества и получения прибыли.

Предприятие, его деятельность и процесс разработки и принятия экономического решения являются предметом изучения экономики предприятия.

Таким образом, экономика предприятия – это наука, изучающая вопросы возникновения, функционирования и развития предприятия, его ресурсы, организацию производственной деятельности, а также вопросы эффективного управления предприятием.

Цель теоретической части данной курсовой – изучить основные теоретические аспекты деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      • Изучить понятие стратегии предприятия, её виды;
      • Изучит понятие производственной мощности и производственной программы, а также рассмотреть их взаимосвязь и факторы, влияющие на производственную мощность.

Цель данной курсовой работы является научное познание хозяйственной деятельности предприятия, изучение основных фондов предприятия, оборотных средств предприятия, использование трудовых ресурсов предприятия, себестоимость и прибыль предприятия, а также рентабельность продукции.

 

 

  1. Стратегия предприятия

Стратегия – это средство достижения конкретного результата. Целесообразно придерживаться последовательности этапов разработки стратегии.

На первом этапе определяются цели (система целей). Проектирование цели обеспечивается формулировкой качественных и количественных показателей; срока достижения; ответственного исполнителя; ограничений по ресурсам.

Далее идёт блок этапов под  общим названием «анализ ситуации», который предполагает рассмотрение внешней и внутренней среды предприятия. Однако с точки зрения системно-целевого подхода, система целей должна анализироваться в комплексе с факторами окружения.

Основные факторы, влияющие на комплекс «цели-стратегии», могут быть представлены в следующую схему:

 

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на комплекс «цели-стратегии»

 

Для качественной проработки стратегии могут быть существенны  любые из указанных факторов в зависимости от специфики предприятия.

В ходе стратегического  анализа необходимо рассмотреть  внешнее окружение предприятия (прямого и косвенного действия) и его потенциал в рамках поставленных целей.

В результате анализа  внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны – это возможные ключевые факторы успеха.

Анализ внешней среды  фирмы позволяет оценить стратегический климат или стратегические условия, оценить возможности и угрозы.

Анализ ни в коем случае не заканчивается двумя этапами. Третий этап заключается в совместном исследовании потенциала и климата, или в оценке стратегической позиции предприятия в пространстве из двух координат: горизонтальной, по которой откладывается значение потенциала, и вертикальной, отражающей состояние климата (привлекательности условий внешней среды). Произведение потенциала (Пот) и климата (Кл) даёт основной результат аналитической стадии – значение стратегической позиции(Поз) предприятия: Пот * Кл = Поз.

Стратегическая позиция  предприятия – всего лишь статическая «масса». Её реальная сила определится лишь при определённом уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала. Можно сказать, что именно произведение стратегической позиции (Поз) на стратегическую активность (Акт) даст некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех), которую часто называют конкурентным преимуществом (Кпр): Поз * Акт = Кпр.

Разработка маркетинговой  и товарной стратегии.

Маркетинговая стратегия есть ряд скоординированных воздействий, направленных на завоевание устойчивых конкурентных преимуществ (Джон Скалли). Маркетинговая стратегия – это средство, с помощью которого достигаются цели маркетинга. Она связана с товарами, ценообразованием, рекламой, продвижением и распределением.

Приступая к рассмотрению стратегий, необходимо определить их общий  характер – защитный, развивающий или атакующий.

Защитные стратегии используются для того, чтобы предотвратить потерю существующих покупателей. Они могут быть ориентированны на преодоление внутренних слабостей и упрочнение положения предприятия на рынке.

Развивающие стратегии предполагают расширение предлагаемого покупателям компании ассортимента товаров и услуг.

Атакующие стратегии направлены на привлечение новых покупателей товаров компании (на новых географических или отраслевых сегментах рынка).

Задача маркетинговой  стратегии состоит в перемещении  предприятия с нынешней позиции на более сильную.

Разработка маркетинговой стратегии предприятия осуществляется в 6 этапов:

1.     Предварительное формулирование целей

2.     Анализ потенциала предприятия

3.     Поиск и оценка рыночных возможностей

4.     Прогноз (исследование тенденций)

5.     Детальная разработка стратегий

6.     Внедрение

Основные этапы процесса разработки маркетинговой стратегии  могут быть схематически представлены следующим образом:

       
 

   
   

     

 

 

                                                                           

 

 

 

Анализ ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 –  Процесс разработки маркетинговой стратегии

 

Основными функциями стратегического маркетинга являются:

1.Формирование рыночной  стратегии;

2. Реализация концепции  маркетинга;

3. Стратегическая реклама  и стимулирование сбыта товара;

4. Обеспечение маркетинговых  исследований.

В рыночных условиях предприятия  применяют ряд стратегий, зависящих от их целей и конкурентной позиции. Стратегии выбираются относительно одного из четырёх рыночных положений фирмы, является ли она лидером, претендентом, последователем или занимает некую нишу.

 

 

    1. Производственная мощность и производственная программа предприятия.

 

Производственная  программа – это план по производству и реализации продукции предприятия, основной раздел перспективного плана развития и бизнес-плана предприятия.

Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами. Предприятия самостоятельно планируют номенклатуру и объем производимой продукции, руководствуясь при этом государственным заказом, обязательствами перед партнерами, обязательствами по поставкам сбытовым организациям. 

На малых предприятия, работающих в сфере нематериального производства, производственная мощность определяется в стоимостной оценке объёма продаж на принятую численность работающих по найму и возможности привлечения временных работников. Производственная мощность или максимально-возможный объём работ (услуг) малого предприятия сравнивается с имеющимися заказами и определяется коэффициент использования производственной мощности (Кпм):

Кпм = Производственная программа / Производственная мощность тыс. рублей

Если количество заказов превышает производственную мощность, то изыскиваются возможности выполнения заказов, сохранения клиентов и доли рынка по данной работе (услуге). Если производственная программа не дает полной загрузки имеющегося персонала (производственных площадей, других ресурсов), то следует принять решение в области управления сбытом.

Производственная  мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции соответствующего ассортимента и качества или объем переработки сырья при полном использовании установленного оборудования и производственных площадей в соответствии с утвержденным режимом работы предприятия. Она рассчитывается в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и пр.), отнесенных к определенному периоду времени.

Существуют следующие основные виды производственных мощностей:

  • проектная, которая определяется в процессе проектирования строительства предприятия или реконструкции производства и отражает его возможности для принятых в проекте условий функционирования. Фактически достигнутую для устойчивой работы мощность называют освоенной;
  • входящая (входная), т.е. мощность предприятия на начало периода (года);
  • выходящая (выходная), т.е. мощность предприятия на конец года:

Мк = Мн + Мввед - Мвыб

  • среднегодовая – рассчитываемая с учетом неравномерности ввода нового оборудования и выбытия старого в течение года. Она определяется по формуле:

М ср = Мн + Мввед* Т1/12 –  Мвыб*Т2/12

где Т1, Т2 – число полных месяцев с момента ввода (Т1) и  выбытия (Т2) до конца года

Уровень (эффективность) использования производственных мощностей предприятия оценивают при помощи коэффициента использования мощности, который рассчитывается как отношение планового или фактического объема производства продукции в натуральном выражении к рассчитанной (среднегодовой) величине производственной мощности:

Ким = Упрод/М * 100%

Расчет производственной мощности предприятия начинается «снизу», т.е. с ведущих производственных подразделений: от группы однотипного оборудования к производственным участкам, от участков – к цехам и т.д. (т.е. по мощности ведущего участка устанавливается мощность цеха, по мощности ведущего цеха – мощность предприятия). Общая мощность предприятия по выпуску данной продукции рассчитывается как сумма мощностей всех его подразделений.

Производственная мощность цеха, участка или группы оборудования определяется как произведение паспортной производительности оборудования в единицу времени (час), планового фонда времени работы оборудования (в часах) и количества установленного оборудования:             

Информация о работе Анализ операционной деятельности предприятия НТП “Альтернатива”