Анализ хозяйственной деятельности государственных корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился на нас, падение цен на нефть показало наш реальный уровень развития. Эйфория от высоких цен на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. В своем обращении к Федеральному собранию президент Д. А. Медведев уделял особое внимание необходимости модернизации экономики.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

Введение

Россия  переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился на нас, падение цен  на нефть показало наш реальный уровень  развития. Эйфория от высоких цен  на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. В своем обращении к  Федеральному собранию президент Д. А. Медведев уделял особое внимание необходимости  модернизации экономики. Большое наследство, оставленное Советским Союзом, практически  иссякло. После развала СССР в  стране получил достаточное развитие лишь добывающий сектор, остальные  сектора либо развивались недостаточными темпами, либо вообще не получили никакого развития. В этой ситуации одному частному бизнесу просто не справиться, у  него нет достаточных финансовых и административных ресурсов. Необходима помощь государства. Государство должно любыми способами добиться осуществления  быстрого развития экономики. Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций. Создавая их, государство предполагало, что создаёт центры развития страны. Таким образом, государство создало корпорации, которые выполняют роли государства, но функционируют непосредственно в рыночной среде, и работают в одинаковых со всеми условиях. Государственные корпорации действуют в тех отраслях, куда бизнес идет с неохотой, либо где у бизнеса недостаточно средств. Для осуществления деятельности госкорпораций были выделены из бюджета большие деньги. Госкорпорации были наделены достаточными для осуществления своих функций полномочиями. Но в процессе работы стали возникать проблемы, которые накапливались и, в конечном счете, образовали критическую массу. Стало понятно, что существующую структуру надо менять. И в своём послании президент уже говорит, что институт госкорпораций нуждается в реформировании. К этому вопросу нужен деликатный подход. При реформировании нельзя забывать, что функции, которые выполняли госкорпорации, должны сохраниться независимо от их будущего. Сама идея, создания подобных институтов развития вполне перспективна. Но раз они не оправдали своего существования, следовательно, при их разработке были допущены ошибки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Государственные корпорации

    1. Особенности правовой формы государственных корпораций

Государственная корпорация, как организационно-правовая форма была введена в законодательство в 1999 году специально для придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. В период 2003 по 2008 год, в России было создано 7 госкорпораций.

Государственной корпорацией признается, не имеющая членства, некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Статус  некоммерческой организации для  госкорпораций предполагает, что  целью их создания не является извлечение прибыли. И вся прибыль, полученная госкорпорациями должна тратиться на достижение целей, поставленных перед ними. Госкорпорации не имеют права заниматься предпринимательством, если это не соответствует целям, определенным в федеральном законе об их создании. Таким образом ограничиваются сферы деятельности госкорпораций.

Отличие госкорпораций от государственных  унитарных предприятий - в выводе из-под контроля госорганов. Они не обязаны отчитываться о своей деятельности, за исключением ежегодного представления правительству отчета, аудиторского заключения, заключения ревизионной комиссии и некоторых иных документов. Любые другие органы власти, включая Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, перед госкорпорацией бессильны. Она не обязана публиковать даже указанную отчетность. 

Для государственных  корпораций, срок деятельности которых  ограничен временными рамками, в  законодательстве не прописаны вопросы  реорганизации и ликвидации (за исключением  Фонда ЖКХ срок деятельности которого ограничен периодом до 1 января 2012 года).

Институт  госкорпораций - способ выполнения функций  государства на рыночной основе. Это  своеобразный симбиоз государственной  и частной структуры. Преимуществом  госкорпораций, по сравнению с другими  государственными органами, является более гибкое расходование средств, большая оперативность в принятии решений. Госкорпорации создавались, когда у государства были огромные средства. Эти средства предполагалось направить на развитие. В экономической  теории всех стран считается, что  частные компании более эффективно используют ресурсы. Созданные госкорпорации функционируют в рыночных условиях. Задумывалось, что государственная структура, функционируя в рыночных условиях, будет более эффективна. Это также один из мотивов создания госкорпораций. Однако, как организационная форма государственные корпорации могли бы обладать большими преимуществами, если та концентрация ресурсов и широкие полномочия, которыми обладают госкорпорации, были бы уравновешены более жестким контролем со стороны государственных органов управления.

В законодательстве не прописано, как оценивать результаты деятельности государственных корпораций. Ещё большим недостатком закона является отсутствие прописанных форм ответственности руководителей  за результаты деятельности. Получается, что руководя практически рыночными  структурами, главы госкорпораций, имеют статус приближенный к чиновникам.  
 
 
 

    1. Цели создания и функции государственных корпораций

Первоначально государство пыталось решать задачи экономической политики с помощью  классических форм, включая укрупнение существующих компаний и формирование холдингов с государственным  участием, созданием институтов развития и реализацию федеральных целевых  программ. Одним из классических примеров является компания «Газпром». В середине 2000 годов компания активно развивалась  при помощи государства. Во-первых, компания увеличила свои активы внутри страны. Во-вторых, государство увеличило  долю в акционерном капитале компании до контрольной. Также государственной «Роснефтью» были выкуплены активы бывших структур «ЮКОСа».

Однако  к 2007 году государство разочаровалось в традиционных формах осуществления  своих функций. Тогда чиновникам пригляделась уже апробированная тогда  форма государственной корпорации. Основным преимуществом были низкие издержки создания, возможность наделения  огромными полномочиями. Но не были учтены возможные сложности с  обеспечением эффективной работы.

Государством  было создано 7 подобных структур. Эти  государственные корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества (средства федерального бюджета, различные производственные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу. При этом госкорпорации глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности.

  1. Первой государственной госкорпорацией стало “Агентство по страхованию вкладов” (АСВ).

Деятельность  регулируется Федеральным законом  от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Агентство по страхованию вкладов создано  в январе 2004 года. Главной функцией госкорпорации является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Для выполнения своих функций Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. В момент острой фазы кризиса в октябре 2008 года Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков.

  1. Банк развития и внешнеэкономической деятельности Внешэкономбанк.

Деятельность  регулируется Федеральным законом  от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

Целью госкорпорации стало повышение конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой и консультационной деятельности.

На государственные  и привлеченные средства банк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, страхование экспортных кредитов, рефинансирование внешних долгов российских банков и  российских компаний. Кроме того, ВЭБ  осуществляет деятельность по реализации в РФ и за рубежом проектов, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также  на поддержку малого и среднего предпринимательства. Также Внешэкономбанку поручено выполнять в 2009 г. функции агента правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими  организациями оборонно-промышленного  комплекса, а также иными организациями, отобранными в порядке, установленном  правительством, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

  1. Российская корпорация нанотехнологий «Роснано».

    Деятельность  регулируется Федеральным законом  от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий».

Госкорпорация создана для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Для решения данной задачи госкорпорация должна выступать соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров - частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры. На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд. рублей, которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 года.

Согласно  распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО». 

  1. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства.

Деятельность  регулируется Федеральным законом  от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Целями  деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий  проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального  хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений. Функции, прописанные в законе, Фонд осуществляет безвозмездно. Фонд действует до 1 января 2012 года и подлежит ликвидации. 

  1. Государственная корпорация по строительству олимпийских  объектов и развитию города Сочи как  горноклиматического курорта «Олимпстрой».

Деятельность  регулируется Федеральным законом  от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Целью деятельности Корпорации является осуществление  управленческих и иных общественно  полезных функций, связанных с инженерными  изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых  для проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также  для развития города Сочи как горноклиматического  курорта. После выполнения своих  функций государственная корпорация должна быть ликвидирована.

  1. Государственная корпорация Российские технологии «Ростехнологии».

Деятельность  регулируется Федеральным законом  от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“»

Целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, имеющих отношения к госкорпорации, а также путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности государственных корпораций