Анализ финансовой устойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «М-Радиус-НН».
Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать процесс проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- Охарактеризовать виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- Провести анализ финансовых показателей деятельности;
- Оценить финансовую устойчивость и перспективы банкротства;
- Разработать мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «М-Радиус-НН»;

Оглавление

Введение
Глава 1. СУЩНОСТЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Характеристика процесса проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Характеристика видов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «М-РАДИУС-НН»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «М-Радиус-НН»
2.2. Анализ финансовых показателей деятельности
2.3. Оценка финансовой устойчивости и перспектив банкротства
Глава 3. Планирование мероприятий по улучшению финансового состояния ООО «М-Радиус-НН»
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

анализ фин деят2.docx

— 201.41 Кб (Скачать)

В ООО «М-Радиус-НН» имеются источники, ослабляющие финансовую напряженность, хотя в 2009 году они уменьшились:

За 2008 год          Со = 316895;

За 2009 год          Со = 228894

4) кризисное финансовое  состояние, при котором предприятие  находится на грани банкротства,  поскольку в данной ситуации  денежные средства, краткосрочные  ценные бумаги и дебиторская  задолженность предприятия не  покрывают даже его кредиторской  задолженности и просроченных  ссуд.

 

Рассмотрим  степень неустойчивости финансового  состояния ООО «М-Радиус-НН»:

 

Z < Ес + Скк + Со

В 2008 году                           24349 < 16140 + 0 + 316895

                                               24349 < 333035

В 2009 году                           33863 < 17590 + 0 + 228894

                                               33863 < 246484

Данная финансовая неустойчивость в 2008 и 2009 годах приемлема  и нормальна, поскольку источники, ослабляющие финансовую напряженность  предприятия достаточно велики.

 

Относительные показатели финансовой устойчивости.

  Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Способность предприятия  отвечать по своим долгосрочным финансовым обязательствам – суть оценки финансовой устойчивости предприятия.

Количественно финансовая устойчивость может оцениваться  двояко: во-первых, с позиции структуры  источников средств, во-вторых, с позиции  расходов, связанных с обслуживанием внешних источников. Соответственно выделяют две группы показателей, называемых условно коэффициентами капитализации и коэффициентами покрытия.

В группе коэффициентов  капитализации выделяют, прежде всего, соотношение собственных и заемных средств и их доли в валюте баланса. Однако эти показатели дают лишь общую оценку финансовой устойчивости и применяются в рамках экспресс-анализа. Для более детальной характеристики этой стороны деятельности предприятия в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей. В частности, это: соотношение капитализированных (т.е. направленных на капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения) и собственных оборотных средств, темпы накопления собственных средств, соотношение краткосрочных и долгосрочных обязательств. Охарактеризуем и рассчитаем наиболее известные из этой совокупности показатели:

1. Коэффициент  концентрации собственного капитала (коэффициент финансовой автономии) (Кф.а.) характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Определяется как отношение суммы собственных источников финансирования к общему итогу баланса (%)

За 2008 год          Кф.а.  = 16%;

За 2009 год          Кф.а.  = 17%

      В 2008,  так же,  как и в 2009 году,  значения  данного коэффициента было меньше  нормы.  Предприятие достаточно  сильно зависит от своих кредиторов.

2. Дополнением  к этому показателю является  коэффициент концентрации привлеченных средств (коэффициент финансовой зависимости) (Кф.з.). Он является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала.

За 2008 год          Кф.з.  = 84%;

За 2009 год          Кф.з.  = 81%;

Данный показатель говорит о превалировании заемного капитала. Доля заемного капитала в 2009 году по сравнению с 2008  уменьшилась  на 3%.

3. К коэффициентам  структуры долгосрочных источников  финансирования  относятся: коэффициент финансовой зависимости капитализированных источников (Кф.з.) и коэффициент финансовой независимости капитализированных источников (Кф.н.).

Так как долгосрочных обязательств у ООО «М-Радиус-НН» в 2008 и 2009 не было, то данный коэффициент не рассчитываем.                     

Коэффициент финансовой независимости обратный предыдущему коэффициенту. Оба эти коэффициента в сумме дают 100%. Коэффициент финансовой независимости рассчитывается как:

За 2008 год          Кф.н.  = 100%;

За 2009 год          Кф.н.  = 100%;

            4. Коэффициент финансового риска (Кф.р.) определяется как отношение общей суммы заемных средств к общей сумме собственных источников. Величина финансового риска зависит от доли заемного капитала в общей сумме активов предприятия, доли основного капитала в общей сумме активов, соотношения оборотного и основного капитала, доли собственного оборотного капитала в общей сумме собственного капитала и доли собственного оборотного капитала в формировании текущих активов.

Предприятие не имело за 2 рассматриваемых  года краткосрочных и долгосрочных кредитов и заемных средств, что  говорит об устойчивом финансовом состоянии предприятия.

5. Уровень финансового левериджа (Кф.л.) считается одной из основных характеристик финансовой устойчивости предприятия. Экономическая интерпретация такова: сколько рублей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств. Определяется как отношение долгосрочных заемных средств к собственному капиталу.

Уровень финансового  левериджа ООО «М-Радиус-НН» не рассчитываем, так как предприятие в 2008 и 2009 гг. не имело долгосрочных займов и кредитов.                                          

  Чем выше  значение уровня финансового  левериджа, тем выше риск, ассоциируемый с данным предприятием, тем ниже ее резервный заемный потенциал. В 2008 и 2009 годах предприятие не имело заемных средств, это большой плюс.

Для улучшения  финансовой устойчивости предприятия  необходима оптимизация структуры  пассивов, устойчивость может быть восстановлена путем обоснованного  снижения уровня запасов и затрат.

 

Оценка вероятности  банкротства предприятия.

Одной из целей  финансового анализа является своевременное  выявление признаков банкротства  предприятия. Банкротство связано  с неплатежеспособностью предприятия. Неплатежеспособность может быть как случайной, временной, так и длительной, хронической. Ее причины: недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами, невыполнение плана реализации продукции, нерациональная структура оборотных средств, несвоевременное поступление платежей от контрагентов и т.д.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная  должником неспособность должника  в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с действующим в России законодательством  основанием для признания предприятия,  организации банкротом является невыполнение им своих обязательств по оплате товаров,  работ и услуг  по истечении трех месяцев со дня  наступления сроков оплаты.  Эти  установленные условия и сроки  дают основания поставщикам,  исполнителям работ (услуг),  кредиторам предъявлять  через суд иски предприятиям - неплательщикам всех форм собственности.

      Следует учитывать,  что банкротство  кроме реального может быть  преднамеренным или фиктивным.

Неудовлетворительное  финансовое состояние предприятия, признаки  приближения банкротства  необходимо постоянно держать под  контролем, как финансовому менеджеру  самого предприятия, так и аудитору,  осуществляющему проверку этого  предприятия11.

В международной  практике для определения признаков  банкротства предприятий используется формула  «Z – счета» Е. Альтмана:

                                                                                           (33)

            

Если после  произведенных расчетов окажется,  что  «Z – счет» меньше        

2,675 (критическое значение индекса  Z),  то банкротство возможно  в обозримом будущем (2 – 3 года);  если  «Z – счет» больше 2,675,  то у предприятия достаточно  устойчивое финансовое положение.

Применим  данный метод определения признаков  банкротства  к нашему предприятию.

 

За 2008 год          3,28

За 2009 год          2,62

В 2008 году предприятие  имело достаточно устойчивое финансовое положение, и вероятность банкротства  была очень низкая. Ситуация несколько  изменилась в 2009 году. 

Появилась  перспектива возможного банкротства  в обозримом будущем.  Но так  как значение данного показателя не намного отличается от критического значения индекса «Z – счет», то  особых причин для беспокойства нет,  хотя забывать о существующем факте не следует.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны  с эффективным управлением его  финансами и производством,  правильным определением стратегических целей  и тактики их реализации. 

Все это в  определенной мере связано с реформированием  предприятий,  под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономике  принципы  функционирования.  Это  предполагает улучшение управления ими,  повышение эффективности  производства  и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, повышение  производительности труда,  снижение издержек производства,  улучшение  финансово - экономических результатов  деятельности. 

Целями антикризисной  стратегии предприятия должны быть:

-  обеспечение их ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;

- получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности,  достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной,  инвестиционной и финансовой деятельности.

 

3. Планирование мероприятий по улучшению финансового состояния ООО «М-Радиус-НН»

Анализ финансового  состояния ООО «М-Радиус-НН» и его изменений за анализируемый период показал, что предприятие в целом имеет неустойчивое финансовое состояние. Финансовое состояние ООО «М-Радиус-НН» ухудшилось в 2009 году, по сравнению с 2008 годом. Это произошло под влиянием многих причин. Но решающим фактором данного спада экономического потенциала предприятия стал экономический кризис, произошедший в 2009 году, когда многие договора были сорваны, контракты расторгнуты, количество выпускаемой продукции в год резко сократилось, что не могло, не отразится на финансовом состоянии предприятия.

В условиях экономического кризиса особое значение приобретает антикризисное управление, основанное на выявление возникающих  проблем, их ранжирование и формирование подходов к решению проблем.

Исходя из расчетов, приведенных во второй главе  курсовой работы, мы выяснили, что предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии. В тоже время у предприятия есть все предпосылки для улучшения его финансового состояния в будущем.

Таким образом, основной целью политики антикризисного финансового управления является, разработка и реализация мер, направленных на быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающие его выход из кризисного финансового состояния.

Безусловно, существуют меры, в принципе возможные  для восстановления платежеспособности предприятия, но их реализация занимает большое количество времени:

1. Продажа  части основных средств, как  способ уменьшения налогооблагаемой  базы и способ расчета с  кредиторами по текущим обязательствам.

2. Увеличение  уставного капитала. Данный процесс  длителен по времени и нередко  сопровождается определенными издержками (дополнительная эмиссия акций  - дорогостоящий процесс).

3. Получение  долгосрочной ссуды или займа,  но здесь существует условность: если полученная ссуда носит  целевой характер, то улучшение  платежеспособности по формальным  критериям на самом деле является  фиктивным.

4. Получение  государственной финансовой поддержки  на безвозвратной или возвратной  основе из бюджетов различных  уровней, отраслевых и межотраслевых  внебюджетных фондов. Но данная  мера восстановления платежеспособности  связана с выполнением ряда  условий: наличие плана финансового  оздоровления; безусловным соблюдением  целевого характера использования  ранее предоставленной государственной  финансовой поддержки12.

Но как показывает практика, самой  оптимальной мерой по улучшению  финансового состояния ООО «М-Радиус-НН» является увеличение прибыли.

Прибыль от реализации товарной продукции в  общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение  объема реализации, отпускных цен  на реализованную продукцию, а так  же цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов (то есть себестоимости).

Для анализа  изменения прибыли нам потребуются  показатели себестоимости единицы  продукции, ее цены и количества реализованной  продукции (в ООО «М-Радиус-НН» в условиях работы по 100 - процентной предоплате реализованная продукция равна показателю выпущенной продукции).

За единицу  продукции примем условный заказ, который  является условным объемом работ, и  сопоставим как в 2008, так и в 2009 году. Заказ включает в себя стандартный  набор операций и работ, которые  требуется выполнить по наиболее встречающимся заказам: разработку эскиза, выезд к клиенту, утверждение эскиза в госучреждениях, подготовка рекламного места к эксплуатации, затраты на оформление рекламного места, стоимость материалов и других производственных затрат на производство стандартной конструкции, оплата труда рабочих, монтаж конструкции.

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости