Телесериал как феномен массовой художественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

урно развивающаяся сюжетная линия. Вовлечение зрителя в новый для него мир, обязательно красивый, необычный и захватывающий (красота вообще является для создателей сериалов коммерческим явлением: чем привлекательнее внешне актеры, интерьер, природа, тем выше коммерческий успех). Описание ярких (редких в обычной жизни) чувств и эмоций, вызывающих сопереживание или негодование в адрес отдельных героев.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…………..3
Понятие, особенности и место телесериала в современной культуре
Жанровая специфика телесериалов……………………………………..…5
Сюжетные особенности как одна из основ феномена телесериала…….16

Исследования телесериалов и их популярности в обществе.
Американский сериал «Sex and the City» («Секс и город») и его российский аналог «Все мужики сво…»………………………………...21
Гендерные отношения в сериалах……………………………………..…43
Заключение…………..………………………………………………………...47
Список литературы…………..………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Телесериал как феномен массовой художественной культуры.docx

— 99.72 Кб (Скачать)

Для позднесоветсткого периода характерен кризис советской гендерной системы, который проявился, в частности в дискурсе о кризисе маскулинности и кризисе совмещения ролей женщинами. Формирование постсоветских гендерных контрактов работающая мать, профессиональная женщина, домохозяйка - кормилец и спонсорский контракт рассматриваются как реконфигурация контрактов, составлявших основу советского гендерного порядка.

Р.Кромптон14 описывает гендерное разделение труда в континууме традиционных – менее традиционных гендерных отношений. Под разделением труда понимается соотношение оплачиваемой работы и заботы (caring work), т.е. деятельности в сфере воспроизводства.

 

 

Гендерные отношения

традиционные------------------------------------------- менее традиционные

Гендерное разделение труда

1

2

3

4

5

Мужчина до-

бытчик,

Женщина-

домохозяйка

Двухкарьерная семья/

Женщина работает

неполный день

(part-time) и неполный день осуществляет заботу и обслуживание домохозяйства

Двухкарьерная

семья/

Государство берет на себя

функцию

заботы

Двухкарьерная

семья/

забота и обслуживание в домохозяйстве осуществляются через

рыночные механизмы

Двухкарьерная

семья/

и мужчина, и

женщина принимают равное

участие в обслуживании и

заботе


 

Изменения гендерных отношений 1960-х годов в США и в Западной Европе описываются исследователями как трансформация доминирующих контрактов: переход от контракта домашней хозяйки (и мужчины-кормильца) 1950-х годов к контракту равенства полов (двух кормильцев). В США и Великобритании в 70-е годы распространение получила модель двухкарьерная семья/ рыночные механизмы воспроизводства, которая также способствовала уменьшению гендерного неравенства.

Изменения гендерных контрактов были обусловлены трансформациями, произошедшими в обществе позднего модерна. Становление государства благосостояния, общества массового потребления, развитие нового женского движения и дебаты в политических партиях на западе проблематизировали вопросы сексуальности, пола, возраста и традиционный гендерный порядок в целом, а затем повлияли на его радикальное изменение (Lennerhed 1994). В 50-е годы увеличивалось количество женщин, занятых в сфере оплачиваемого труда, усиливалась социальная политика, в 60-е годы гендерные роли стали предметом общественного дебата. В 1970-х годах были изменены налоговые системы и законодательство, касающееся ответственности за детей, создавались детские учреждения и дома для престарелых, модернизировалось домохозяйство, развивались система питания за пределами дома и пр.(Анна Темкина, Анна Роткирх «Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России»).

Что касается приведенной выше схемы то, для  героинь сериала «Бальзаковский возраст» более характерны отношения 1(или спонсорский контракт)и 2. Для героинь сериала "Sex and the City" наиболее характерны 3, и в меньшей степени 4 пункты.

Снятая  с американского сериала калька в соответствие с вышеописанным  сильно деформировалась, и несмотря на то, что сериал-прототип качественно лучше сделан и работает с аудиторией на разных уровнях, количественно больших и т.п., и оказалась более востребованной и массовой культурой. Но явления в нетелевизионной массовой культуре, были связаны все же с прототипом сериала. Например, модные тенденции, которые пришли в Россию скорее не из сериала, а глянцевых журналов, куда попали из сериала. Как то: искусственные цветы, которые чуть меньше года назад бывшие на пики популярности в Москве, прически, и т.д. В массовой литературе появляются книги типа: «Стерва в большом городе». В «Экспресс-газете» - рубрика «Секс в большом городе», а на последней странице «Большого города» поместилась рубрика «Искания Ольги Сергиенко», вполне в духе колонки, которую вела главная героиня "Sex and the City". В настоящее время снят и скоро будет показан новый сериал на тему «Бальзаковский возраст», теми же режиссерами, но другим актерским составом.

Всё это  говорит о том, что общественный резонанс был достаточно высоким.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Массовая  культура является неотъемлемой частью культуры в современном мире, частью имеющей широкое распространение. Телевизионные сериалы представляют собой феномен массовой культуры возникший в 20 веке, занимающий значительное место по содержательным, временными и функциональным позициям. Такая их значимость в массовой культуре связана с рядом причин. Они заполняют телевизионное время, в связи с большим количеством каналов. Чрезвычайно велика социальная значимость, так как позволяют проводить определённые мировоззренческие ориентиры, постулаты и тем самым воздействовать на сознание телезрителей. Телесериалы объективно полифункциональны. Позволяют донести квазикоммуникационные ценности, а модели поведения, визуальные образы фразеологически переносятся в обыденную жизнь. С одной стороны телесериалы - это феномен массовой культуры, а с другой инструмент воздействия на реальную жизнь. Ценности которые там транслируются плавно перетекают в нашу обыденность.

Телесериал - это художественное или документальное кинопроизведение, состоящее из множества  серий и предназначенное для  демонстрации по телевидению. Каждая серия  оформлена как самостоятельная  единица большой истории с  собственным продолжением. Группы героев появляется от недели к неделе, позволяя транслировать историю как несколько  параллельно происходящих приключений  со множеством вариаций. Каждый герой отрабатывает несколько направлений. Каждое действие составляется, как правило, из десяти - пятнадцати серий. В каждой серии – трансляция нескольких действий с несколькими группами героев.

Сериальная  продукция как бы вписана в  образ жизни. Она ориентирована  на показ по центральным и кабельным  каналам телевидения с определёнными  интервалами (обычно раз в сутки  или раз-два в неделю), в определённое время. Просмотр даёт разрядку после рабочего дня, некоторым позволяет восполнить недостаток разнообразия в собственной жизни.

Благодаря ещё одной особенности телесериалов (неизвестно, что будет дальше) являются очень хорошим средством привлечения  и удержания аудитории телеканалами (люди будут смотреть канал с любимым  телесериалом чаще), а также для  проката видеорекламы. Сюжетная линия обычно растянута на большое количество серий, очень подробна. Материал подаётся в маленьких дозах и таким образом, что если зритель пропустил несколько серий, он всё равно понимает суть происходящего. Зачастую само развитие сюжета на начало съёмки телесериала неизвестно даже автору, сюжеты новых серий пишутся в процессе создания, нередко уже после начала трансляции по телевидению.

В нашей  стране само представление как об особом жанре сложилось вместе с  проникновением западной телепродукции на российские экраны во времена перестройки. Мелодраматические, детективные, полицейские, и даже мультипликационные телесериалы северо и латиноамериканского производства несли с собой огромный запас нового, чужого культурного опыта.

Жанр  телевизионных сериалов раскрывает такие понятные любому зрителю темы власти и денег, победы и поражения, любви и ненависти, и, в конце  концов, жизни и смерти. Убедительность и неоднозначность характеров, реалистичность сюжета - именно это обеспечило им невероятную  популярность. Телесериал - это своего рода курс лекций о том как следует вести себя в современном обществе. Каждая серия - особенный набор жизненных ситуаций, в которых каждый из специально подобранных персонажей демонстрирует одну из возможных моделей поведения. При просмотре зритель начинает ассоциировать себя с наиболее близким ему персонажем и сопереживает ему. Таким образом, он как бы переживает всё, что происходит на экране. Главное в этом процессе то, что каждый персонаж неоднократно использует схожие приёмы общения, которые идентифицируют его как личность. Персонажи между собой демонстрируют то, что зритель воспринимает как норму социальной жизни. А разнообразие жизненных ситуаций, в которые попадают герои, создают разнообразие и позволяют наиболее полно определить социальную позицию персонажа.

Телесериал, как феномен массовой культуры, подчиняется  принципам построения формульных жанров. Он опирается на устойчивые сюжетные ходы, визуальные и вербальные клише. Его текст составлен из вариаций стандартных ситуаций образцов. Ориентирован на привычное, легко опознаваемое, и  хотя интрига, неожиданное развитие действия и драматизм удерживают аудиторию у экрана, но такой фильм  должен потребляться с комфортом. Зритель  вправе рассчитывать на своё предварительное  знание, проявляемое на уровне каждой отдельной ситуации.

На сегодняшний  день снято множество разных телесериалов, которые трудно приводить к общему знаменателю. Они провоцируют разговор о качестве, их легко ругать за низкий художественный уровень. Среди мыльных  опер, как и среди других произведений массовой культуры, есть и свои шедевры.

 

 

Список литературы

 

  1. Акопов А. Сериал как национальная идея //Искусство кино.–М.: 2000.
  2. Арсеньев В. Эпоха сериалов в России только начинается //Искусство кино. М.: 2000.
  3. Багиров Э. Очерки теории телевидения.- М.: Прогресс, 1977.
  4. Батлер Д. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Гендерные исследования. 1999. N 3.
  5. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
  7. Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. - М., 1997.
  8. Матизен В. Немыльная Россия //Искусство кино 1996, № 12.
  9. Клецин А. (1998). Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Под ред. Жеребкиной И. Харьков
  10. Ковалев П. А. Молодежная аудитория телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2006.
  11. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: КомКнига, 2006.
  12. Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций/Под ред. А. Н. Чумикова и др. — М., 2003.
  13. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб. — М., 2001
  14. Шариков А. В. Социальная безответственность телевидения в России//Телефорум, 2005
  15. Ямпольский М.В. Полемические заметки об эстетике массового фильма//Стенограмма заседания «круглого стола» киноведов и кинокритиков, 12-13 октября 1987. М.: Союз кинематографистов,1987.
  16. Татьяна Чередниченко: «Санта-Барбара» как универсальный хронотоп//Искусство кино. М.: №2, Февраль 1997
  17. Алексеева Ю.Е. Сериалы убойной силы / Ю. Е. Алексеева. – М.: Анаграмма, 2008. - 158 с. - (Клуб любителей сериалов).
  18. Время сериала : контуры нового телевидения : [сб. ст.] / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Рос. ин-т истории искусств ; [сост. и отв. ред. Р.Д. Копылова]. - СПб. : РИИИ, 2001. - 208 с.
  19. Загадка доктора Хауса человека и сериала / [пер. с англ. С. Силинского]; под ред. Л. Уилсон. – СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 281 с. - Библиогр. в тексте. - Библиогр. в конце разделов.
  20. Обсуждаем сериалы // Вопр. лит. - 2009. - Вып. 4. - С. 81-114.
  21. Попова Л.О. Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии : электрон. науч. изд. – 2008. – Вып. 3 (12).
  22. Слаповский А.И. Качество жизни : [тайны телевиз. "кухни" и многое др. глазами авт. сериалов "Остановка по требованию" и "Участок"] / А.И. Слаповский. - М. : Вагриус, 2004. - 349 с. - (Книга).
  23. Бакусева М.Б. Телевидение как фактор формирования социальных настроений в российском обществе : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Бакусева М.Б. ; Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. – М., 2006. – 24 с.
  24. Коробицын В.И. Социологические исследования ТВ и рекламы / В.И. Коробицын, Е.Н. Юдина. – М. : РИП-холдинг, 2006. – 199 с. 
  25. Овсянников Н.А. Влияние телевидения на формирование идентичности личности в современных социокультурных условиях российского общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / Овсянникова Н.А. ; Курс. гос. техн. ун-т. – Курск, 2007. – 22 с.
  26. Зацева С. Телевизионный сериал: язык, дискурс, текст // Языки культур: Взаимодействия. - М., 2002. - С. 329-358.
  27. Полтавцева Н.Г. Жанр телевизионного сериала в современной российской культуре / Н.Г. Полтавцева, С.В. Зайцева // Современные трансформации российской культуры. - М., 2005. - C. 658-688.
  28. Гендерный аспект коммуникации // Человек в коммуникации: аспекты исследований. - Волгоград, 2005. - С. 39-68.
  29. Ван ден Булк Я. Зависимость между показом документальных сериалов и карьерными ожиданиями подростков / Я. Ван ден Булк, К. Бойлленз // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - № 4. - С. 93-94. 
  30. Воронцова О.И. Влияние телевидения на современное общество // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 1 (18). - С. 57-62. - Библиогр.: с. 61-62.
  31. Луков М.В. Телевидение: телевизионная картина мира [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : электрон. журн. – 2008. - № 4 : Культурология. : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view/
  32. Новикова И.А. Современное развлекательное телевещание в контексте общественных дискуссий // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 4. - С. 109-126.
  33. Щавелева М.Б. О влиянии массовой культуры на общественное сознание // Национальные интересы. - 2009. - № 5. - С. 30-32. - Библиогр.: с. 32.
  34. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А..[Электронный ресурс] http://www.a-z.ru/women/texts/zdravr.htm
  1. Гендерный контракт: к определению понятия. Р.Кромптон.[Электронный ресурс]http://srinest.com/book_885_chapter_2_Gendernyjj_kontrakt:_k_opredeleniju_ponjatija.html

  1. Словарь гендерных терминов. [Электронный ресурс]  http://www.owl.ru/gender/206.htm

1 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб. — М., 2001. - С. 54.

2 Арсеньев В. Эпоха сериалов в России только начинается //Искусство кино. М.: 2000 — С. 18.

3 Акопов А. Сериал как национальная идея //Искусство кино.–М.: 2000. - С. 53.

4 Там же. - С. 54.

5  Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. - М., 1997. - С. 211.

6  Матизен В. Немыльная Россия //Искусство кино 1996, № 12. - С. 27.

7 Шариков А. В. Социальная безответственность телевидения в России//Телефорум, 2005. - С. 85.

8  Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: КомКнига, 2006. - С. 126.

9  Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций/Под ред. А. Н. Чумикова и др. — М., 2003. - С. 174.

10  Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб. — М., 2001. - С. 254.

11 Словарь гендерных терминов. [Электронный ресурс]  http://www.owl.ru/gender/206.htm

12 Этакратия - власть государства

13Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А..[Электронный ресурс] http://www.a-z.ru/women/texts/zdravr.htm

14 Гендерный контракт: к определению понятия. Р.Кромптон.[Электронный ресурс] http://srinest.com/book_885_chapter_2_Gendernyjj_kontrakt:_k_opredeleniju_ponjatija.html

 


Информация о работе Телесериал как феномен массовой художественной культуры