Телесериал как феномен массовой художественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

урно развивающаяся сюжетная линия. Вовлечение зрителя в новый для него мир, обязательно красивый, необычный и захватывающий (красота вообще является для создателей сериалов коммерческим явлением: чем привлекательнее внешне актеры, интерьер, природа, тем выше коммерческий успех). Описание ярких (редких в обычной жизни) чувств и эмоций, вызывающих сопереживание или негодование в адрес отдельных героев.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…………..3
Понятие, особенности и место телесериала в современной культуре
Жанровая специфика телесериалов……………………………………..…5
Сюжетные особенности как одна из основ феномена телесериала…….16

Исследования телесериалов и их популярности в обществе.
Американский сериал «Sex and the City» («Секс и город») и его российский аналог «Все мужики сво…»………………………………...21
Гендерные отношения в сериалах……………………………………..…43
Заключение…………..………………………………………………………...47
Список литературы…………..………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Телесериал как феномен массовой художественной культуры.docx

— 99.72 Кб (Скачать)

Главная героиня Кэрри превратилась в  настоящую stile icon. Она носит золотое ожерелье от Tiffani со своим именем и кроликом-висюлькой и колье с серебряной подковой. Женщины тут же подхватили тенденцию. В третьем та же судьба постигла гигантские искусственные цветы, которые украшали лацканы жакетов. Декорированные сумочки-«багеты» от Fendi редко становились предметом обсуждений небогатых студенток, но после третьего сезона «Секса» началась настоящая охота за поддельными Fendi. А когда Кэрри достает из сумочки телефончик Nokia, украшенный розовыми стразами, во многих чатах вовсю идет обсуждение, где можно сделать авторский корпус для телефона. Так же Кэрри пропагандирует сумочки, которые закрываются щелчком как пудренницы, шляпы таблетки, обручи для волос и т.п.

Сериал  рассказывает о повседневной жизни  четырех обитательниц Манхэттена. Мало-помалу он стал идеальным рекламным пространством  для модных марок, которые были доступны немногим. Благодаря «Сексу» мы знаем, сколько стоят туфельки Manolo Blahnik и Jimmy Choo - $450. Несколько важных тенденций в прическах и макияже пришли именно из сериала.

Для многих телезрительниц, особенно живущих в провинции, сериал стал настоящим путеводителем по моде сезона. Вот они, все тенденции крупным планом. Дамы признают, что героини «Секса» научили их иначе относиться к домашней одежде, которая сильно отличается от того в чем простые обыватели ходят по дому. Но самое главное, сериал научил женщин не бояться моды: даже самый рискованный и в чем-то несуразный наряд выглядит продуманно и носибельно.

Смешивая  утонченные дизайнерские платья, элементы стиля vintage и откровенный китч, стилист шоу Патрисия Филд, предсказатель тенденций и поп-гуру следует собственному лозунгу «Жизнь – это вечеринка. Наслаждайтесь ею, ведь она имеет свойство заканчиваться». Ее принципы построения гардероба для героинь сериала просты. Патриция Филд скрупулезно посещает каждый модный показ в течение недели моды в Нью-Йорке, плюс, она хорошо знает сильные и слабые стороны своих подопечных. Например, Шарлотта (Кристин Дэвис) никогда не наденет облегающих джинсов – просто потому, что ей они не идут. Зато пышные юбки – вполне ее стиль. Саманта носит брюки исключительно как часть костюма, отдавая предпочтение облегающим юбкам и платьям, сшитым «по косой». Наиболее универсальна и неприхотлива в гардеробе Миранда: ей одинаково идут и джинсовые комбинезоны, и строгая офисная «броня». А вот в романтичных кружевных нарядах Миранда выглядит чуточку не "в своей тарелке", поэтому для ее свадьбы Патрисия Филд выбрала темно-красный бархатный костюм от Ghost.

Но главная  героиня сериального подиума  – конечно же, Кэрри выплняющаяя роль пособия по модным тенденциям. Глядя на нее, проницательные модницы уже знают, что летом мы будем носить блузки с большим количеством рюшей прозрачные шифоновые топы с цветочным рисунком, платья с высокой талией и обувь на массивном каблуке.

Аксессуары  – отдельная статья. При всей любви Кэрри к туфелькам Маноло, в одной из серий шестого сезона она красуется в меховых сапожках Ugg.

Белье не в счет: учитывая пуританские вкусы  американского зрителя, героини  носят бюстгальтеры круглосуточно, даже занимаясь любовью, однако Патрисия Филд нашла положительную сторону и здесь. По примеру Dolce&Gabbana она сделала нижнее белье полноценным аксессуаром – например, Кэрри предпочитает бюстгальтеры смелых цветов, часто не сочетающиеся с платьем, но дополняющие цветовую гамму всего ансамбля.

Непременный аксессуар – коктейль в состав которого входит водка, ликер куантро и фруктовый, например, клюквенный сок. Еще один непременный напиток – Bellini, который состоит из шампанского с персиковым шнапсом.

 

Героини сериала учили женщин использовать моду как средство самовыражения, покупать розовые дубленки и носить зеленые  сумочки. Они каждую неделю не устают отвечать на извечный женский вопрос: «И куда я в этом пойду?» Они  помешаны на одежде, показах, обуви (съемки построены таким образом, чтобы  обувь была хорошо видна), покупках, внешности.

 

Влияние сериала на русскую массовую культуру на примере сериала «Все мужики сво…»

 

На телеканале НТВ несколько лет назад состоялся  показ русского телесериала «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…» На сайте канала этот проект характеризуется как «легкий, ироничный многосерийный фильм о нелегкой судьбе одиноких женщин «бальзаковского возраста» в большом городе». Можно было бы сказать проще: «Секс в большом городе по-русски» - одного взгляда на рекламные плакаты достаточно для того, чтобы понять, что российский сериал - калька с американского «Sex and the City». Тоже четыре барышни, той же возрастной категории тот же взгляд, в котором читается желание найти наконец мужчину, пусть даже все они – сво…

Конечно, отличия от американского аналога  у «Бальзаковского возраста»  все же есть. На рекламных фотографиях  все четыре девицы одеты исключительно  в белые платья. Этакий крик души: кто-нибудь, ну возьмите же меня замуж! В России иначе нельзя, ведь, несмотря на всю свою независимость и карьерные  успехи, женщина незамужняя по-прежнему вызывает жалость и искреннее  сочувствие. В американском аналоге  героини тоже выйдут замуж, но во-первых, не все, а во вторых, для героинь «Sex and the City» замужество не первоцель, им хочется жить приятно и красиво, встречаться друг с другом и с минимальными потерями, не потеряв себя, найти, или, если он уже найден, покорить, не абы кого, а этакого сказочного принца, некого идеального мужчину, воплощение девичей мечты, все как в любовных романах, любовь это важно, но она не обязательно должна привести к браку. Это при том, что для американского общества семья является очень важным элементом и огромной ценностью.

«Sex and the City» был создан для западных зрителей, и ценности в нем проповедуются совершенно иные. Может быть, по этому сериал не пользовался большим успехом только у определенных социальных групп россиян. «Бальзаковский возраст», судя по-всему, пользовался большим успехом. С одной стороны, история о похождениях четырех девиц в большом городе уже была показана, с другой стороны, многим любопытно, как это выглядит «по-русски». К тому же создатели проекта проводили масштабную рекламную кампанию, а роли были отданы достаточно известным в России женщинам, а главная роль досталась Юлии Меньшовой, особенно известной массам по передачи «Я сама», которую она вела, что вполне хорошо «увязывается» с контекстом сериала. Да и вообще, основная аудитория любого сериала – женщины, и дачники. Название американского сериала предельно откровенное, в России же люди более целомудренные, а лирическое название гарантированно увеличивает объем телеаудитории. Приписка «все мужики сво…» как бальзам на душу, замученной домашними хлопотами и мужем пьяницей и тунеядцем, россиянки средних и более лет. К тому же это хороший повод аккуратно поговорить о сексе, который где-то все же есть, и российских социальных и всяких других проблемах, без которых не один сериал не обходится.

Вера, Алла, Соня и Юля – четыре cтаринные подружки, четыре судьбы, четыре характера - им за тридцать и они живут в большом городе. Подруги многое повидали на своем веку. В их жизни были душевные переживания, расставания, любовь, мужья и поклонники. Но все это им еще не надоело. И они вновь хотят замуж и хотят чтобы их кто-нибудь любил. Четыре героини и город – общее, а то, что обычно «вчитывают» в понятие менталитет – это различия. Таинственная «русская душа», постсоветское общество со своими гендерными и социальными отношениями, и «русской действительностью»…

Типы  героинь:

- «Дважды  вдова» - Соня (Алика Смехова) –  профессиональная вдова, уже два  раза была замужем и дважды  вдова, но по-прежнему испытывает  повышенный интерес к пожилым  мужчинам. Безумно хочет выйти  замуж за очередного «старичка», считает, что любовь и замужество - две вещи несовместные. Что касается  ее образования, и профессии  ничего не говорится, известно, что она не работает.

- «Самостоятельная  женщина» - Алла (Лада Дэнс) - адвокат по уголовным делам, привыкла все решать быстро, но не отказалась бы от романа. Никогда не унывает и находит выход из самых сложных жизненных ситуаций. Наиболее привычно одевается из всей этой компании, ещё у нее есть автомобиль.

- «Дочь  богатых родителей» - Юля (Жанна  Эппле) ее содержат родители, живет с ними раздельно, в свое удовольствие, в своей квартире, нигде не работает, она самая влюбчивая из подруг. С мужчинами ей не везет, ни один не прожил с ней больше двух недель, что неудивительно, уж очень «легкое» у нее поведение.

- «Взрослая  женщина» - Вера (Юлия Меньшова) - cамая рассудительная среди подруг, она психолог, даже наукой занимается и на конференции выезжает. В разводе. Вера живет с мамой и дочерью, которой уже исполнилось шестнадцать, но до сих пор надеется встретить своего принца. Но поскольку «принцев мало и на всех их не хватает» (это просто слова одной популярной песни), до сих пор не дождалась. Вера – это тот тип женщины, которая после рабочего дня ползет в магазин и с печальным взором волочет продукты домой, в семью и там занимается домашним хозяйством.

 

 

 

 

Теперь попробуем сравнить оба  сериала.

Героини двух этих сериалов принадлежат к  среднему классу, не замужем или  кратковременно замужем и живут  в городе. Героини "Sex and the City" все работающие свободные женщины, которые в партнере ищут дружбы, понимания и уважения, их(героинь) свобода должна остаться почти или совсем неприкосновенной. Все они неплохо живут в свое удовольствие, любят свой город и много ходят по нему пешком или берут такси, они вообще любят гулять, их жизнь более медленная, красивая и продуманная, они лучше относятся друг к другу. Самая обеспеченная судя по всему Саманта, или Шарлотта после развода, а менее обеспечена главная героиня Кэрри. Коммуникация между ними происходит в течении недели по телефону, а по субботам они встречаются и завтракают, иногда они куда-либо выбираются далеко и все вместе, например они вместе были в Калифорнии. Помешаны на одежде, любовниках и сексе, считают вполне удобным обсуждать с подругами все кроме отсутствия денег, вплоть до собственной физиологии или секса с мужем. В качестве любовника им годится кто угодно, лишь бы понравился, в качестве постоянного партнера должен быть человек все-таки не меньшего достатка с интересной работой и профессией. Но это не всегда получается.

Героини «Бальзаковского возраста» работают не все, а только две из них, другие живут на чужие деньги. Партнер  воспринимается ими как способ решения  проблем, в том числе и финансовых, и сексуальных, и в качестве «жилетки» в которую можно выплакаться и т.п. Героини перемещаются на общественном транспорте, автомобиле одной из них, и на такси, в очень крайних случаях. Город – то место, в котором они живут и не более того. Отношения между героинями дружеские, но при встрече неожиданного «мужика» они готовы моментально друг друга, если и не придать, то очень сильно подвести. У главной героини был роман с врачом, мануальным терапевтом. Что касается профессий то, востребованные хорошие профессии которые позиционируются как таковые в сериале характерны именно для переходного общества – психолог, врач, адвокат(напрямую связан с системой закрепления власти – МВД). Отношения с семьёй более тесные, потому как, так легче выжить. Социальные дистанции между субъектами гораздо меньше, например таксист вполне может на равных участвовать в беседе своих «пассажирок», тогда как в американском сериале все люди занимают каждый свое место. Активно присутствуют родственники, соседи, пьяницы, менты, жены новых русских(т.е. непременно богатые и глупые), украинцы и конечно евреи, все это, разумеется, и есть та самая русская действительность, плюс к этому болезненный город с серым транспортом, замученными тетками с тоской и надеждой в чуть потухших глазах и попытки чуть-чуть поговорить о наболевшем – т.е. работе(героини американского прототипа о работе не разговаривают) и еще чуть меньше о сексе, при этом, как-то страшно смущаясь и комплексуя. Пласт моды и «покупания» снят полностью. Тогда как Кэрри в подростковом возрасте сделала аборт и никого не родила, героиня Меньшовой - Вера вышла замуж рано, чтобы «насолить» матери, забеременела и родила дочку, вскоре она развелась. Судьба героини Меньшовой интересна тем, что тут просматривается явная связь с небезызвестной картиной "Москва слезам не верит". Мать-одиночка, взрослая дочь и даже имя героини Меньшовой - Вера - совпадает с именем актрисы Веры Алентовой, сыгравшей когда-то сильную женщину Катерину, последняя также снялась в сериале. Шутки в сериале, скорее не комедийные, а этакая, несколько навязчивая, иронизация по поводу опять - таки русской действительности и сложной и русской судьбы. Главные героини всегда готовы к экстремальным ситуациям и готовы на подвиг, уж такова их сложная российская жизнь.

Соответствия  между героинями двух сериалов выглядят приблизительно так:

- Богемная  журналистка, писательница - Кэрри/  «Взрослая женщина» - Вера, психолог;

- «Деловая  женщина» - Миранда - адвокат на фирме, позже совладелец /«самостоятельная женщина» - Алла - адвокат по уголовным делам;

- «Романтическая  барышня из приличной семьи» - Шарлотт - «галлерейщица.»/ «дважды вдова» - Соня - профессиональная вдова;

- «Сексуальный  агрессор» - Саманта - хозяйка PR- компании/ «Дочь богатых родителей» - Юля, находится на иждивении у родителей.

Все эти  соответствия все же достаточно условны  и происходят скорее по социально-психологической  оси, внешние соответствия между  ними найти тоже можно, но с этими  соответствиями они будут не совпадать. Причиной этому не только попытка  режиссеров снять свой сериал, а  не только скопировать американцев, сколько другая культурная, социальная, а главное гендерная система постсоветская.

 

 

2.2. Гендерные отношения в сериалах.

 

И. Хирдман определяет гендерную систему11 как совокупность гендерных контрактов, регулирующих отношения между мужчинами и женщинами на уровне представлений, а также формальных и неформальных правил и норм.

Гендерную систему советского общества можно назвать этакратической и патримониальной. Это означает, что повседневная жизнь советских людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия как в публичной, так и в приватной сфере. Этакратическая12 система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. В рамках этакратической системы был сформулирован и решен советский вариант женского вопроса. С первых лет советской власти партия и государство рассматривали женщину как особую социальную категорию и разрабатывали специальные меры регулирования положения женщин. При этом проводимые политические кампании были рассчитаны на разные целевые группы женщин - работниц, крестьянок, женщин Востока, домашних хозяек, жен рабочих, инженерно-технических работников и прочих. Патримониализм советской гендерной системы выражается в том, что партийно-государсвтенная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социальные гарантии и льготы, связанные с совмещением функций занятости и материнства, превращали женщин в особую зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе. Целевая женская политика советского государства противопоставляла категории граждан по признаку пола, создавая потенциал гендерной поляризации и конфликта. В советском обществе доминировал тип гендерного контракта, который можно назвать контрактом работающей матери (Rotkirch, Temkina). 13 Такой контракт можно определить как навязанный или насильственный. Этакратический (определенный государством) гендерный контракт «работающая мать» проявлялся и в образцах социализации детей, воспроизводился системой общественного разделения труда, поддерживался социальной политикой партии-государства и его идеологическими структурами. Такой гендерный контракт подразумевает обязательность "общественно-полезного" труда в советском обществе и обязательность выполнения миссии матери "как женского природного предназначения".

Информация о работе Телесериал как феномен массовой художественной культуры