Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:52, курсовая работа
урно развивающаяся сюжетная линия. Вовлечение зрителя в новый для него мир, обязательно красивый, необычный и захватывающий (красота вообще является для создателей сериалов коммерческим явлением: чем привлекательнее внешне актеры, интерьер, природа, тем выше коммерческий успех). Описание ярких (редких в обычной жизни) чувств и эмоций, вызывающих сопереживание или негодование в адрес отдельных героев.
Введение……………………………………………………………..…………..3
Понятие, особенности и место телесериала в современной культуре
Жанровая специфика телесериалов……………………………………..…5
Сюжетные особенности как одна из основ феномена телесериала…….16
Исследования телесериалов и их популярности в обществе.
Американский сериал «Sex and the City» («Секс и город») и его российский аналог «Все мужики сво…»………………………………...21
Гендерные отношения в сериалах……………………………………..…43
Заключение…………..………………………………………………………...47
Список литературы…………..………………………………………………50
Следует отметить удачный вариант использования жанра детектива, поднятого на уровень интеллектуальной детективной драмы, в отечественных сериях о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне и в более ранних многосерийных фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Вариант Омега», «Противостояние», «Гонки по вертикали» (хотя в них жанр детектива имел явную идеологическую окраску). Если же рассматривать зарубежные сериалы, то, как правило, в них дана проблемная ситуация, выход из которой возможен только через преступление, через нарушение закона (Си-Си Кепвел в «Санта-Барбаре» ради спасения фирмы скрывает документы от полиции, то же самое делает его дочь Иден). Другой вариант рассматривает героя, уже совершившего преступление, и его общение с адвокатом. Авторы предлагают зрителю способы решения проблемы и выхода из сложной ситуации.
Во многих
отечественных многосерийных
Детективный жанр позволяет показать героя и его окружение в критической ситуации, долго удерживать в напряжении внимание зрителя и показать преступление с точки зрения персонажа, его совершающего, проникнуть в его психологию. Так, Кимберли из сериала «Мелроузплейс», совершив преступление, начинает страдать от раздвоения личности, а Джина Кепвел из «Санта-Барбары», подделав очередную подпись на денежном чеке, размышляет о своей любви к сыну, смягчая тем самым негативное отношение к себе, как нарушительнице закона.
В российских многосерийных фильмах данная конструкция выглядит чуть иначе. Если персонаж совершает преступление, то он виноват перед всем народом и выхода у него два: либо умереть позорной смертью (перед судом, перед народом в лице положительного персонажа), либо искупить вину и снова стать частью народа. Второй выход возможен в двух формах: как необходимость в результате вынужденной вербовки («Вариант Омега», «ТАСС уполномочен заявить») и как сознательный выбор персонажа («Ошибка резидента», «Вечный зов», «Противостояние»).
Если
в отечественных многосерийных
фильмах 70-80-х гг. о войне и революции
убийство оправдывалось волей
Детектив,
превращаясь в сериал, претерпевает
серьезное изменение. В нем часто
отсутствуют «преступник» и «сыщик»,
считающиеся классическими
Мелодрама
Мелодрама как жанр сегодня расщеплена на несколько субжанров или представляет собой синтез жанров, что для телесериала наиболее удобно. Соединение приемов детектива с жанром мелодрамы дает возможность увидеть преступление как процесс и трактовать его с точки зрения драматической, позволяя рассуждать на темы социальной или психологической значимости данного процесса.
Возможен
синтез мелодрамы и жанра репортажа
(«Скорая помощь», США, «Люди и
дельфины», СССР). Следует отметить,
что отечественные
Практически все мелодраматические линии в сериалах выстроены по данной конструкции. При этом учитывается: «что благо для одного, смерть для другого» - например, оправдание гомосексуальных пар через их вписывание в контекст обыденной квазиреальности, отказ героинь от детей, оправдываемый жизненными обстоятельствами (Джо, вынужденная отказаться от своего ребенка в «Мелроузплейс», Марианна, потерявшая своего ребенка в «Богатые тоже плачут», Роза, найденная матерью в «Дикой Розе»).
Синтез детектива и мелодрамы удобен для авторов, так как дает возможности деконструировать нормы, моральные принципы, необходимость соблюдения закона. Раскрытые перед нами образы персонажей - это, как правило, упрощенные схемы единичного, маргинального, того, что не вписывается в правовое поле общества; они позволяют автору рассмотреть причину возникновения конфликта и его участников с разных позиций, показать отношение к ним окружающих. Подобного рода ситуации используются зарубежными производителями сериалов: например, страсть, граничащая с патологией Кимберли и Сидни к Майклу («Мелроузплейс»), маньяки, испытывающие сильные чувства к Иден, Софии, Келли Кепвелам («Санта-Барбара»).
Главное
отличие отечественных фильмов
от зарубежных сериалов - в том, что
если зарубежные производители запускают
механизм компенсации через
В отличие от зарубежных телесериалов, где единичность - это негативность, репрезентируемая как деструктивность, дисфункция, в отечественных многосерийных художественных фильмах единичность - это позитивность, репрезентируемая как ценность.
В мексиканских и бразильских сериалах тиражируется классическое представление о «нравственном идеале» верности, обязательно вознаграждаемой бракосочетанием с предметом страсти, то есть идет трансляция идеала истинной большой и чистой любви. При этом допускается некоторая патология, противоречащая законам природы, когда в «Просто Марии» та самая Мария (Виктория Руффо) хранила верность предмету своей страсти около 20-ти лет. Судя по всему, это ретрансляция основ христианско-католического мировоззрения.
Во многих
идущих у нас зарубежных сериалах
допускается максимально
Комедия
Жанры сатиры и комедии, являющиеся весьма удобными для перекодировки события, позволяют подвергнуть деконструкции все вышеперечисленные концепции. Данные жанры являются способом формирования эпизодов, но не сюжетных линий6.
Через жанр
сатиры можно модернизировать
Жанры комедии и сатиры являются средством выявления своеобразия в клише. Существуют телесериалы, где иронически пересмотрены ситуации, представленные в других телесериалах (мелодраматические, трагические, детективные), в серийных передачах, в реальных социокультурных ситуациях («Грейс в огне», «Клубника», «Третья планета от солнца», «Северная сторона», «Альф-инопланетянин»). Во всех вышеперечисленных случаях ситуации, вызывающие напряжение в обществе, артикулируются, делаются отчетливо видимыми и в результате деконструируются, благодаря ироническому взгляду на социокультурные нормативы (сатира) или на ситуации (комедия). В обоих случаях снимается напряженность и осуществляется контроль над ситуацией.
1.2. Сюжетные особенности как одна из основ феномена телесериала
Каждый жанр несет определенную эмоциональную нагрузку и представляет собой определенную модель вторжения события в заведенный порядок. Сериал - инструмент осмысления события с точки зрения его социокультурной значимости. Любое событие в нем - это лишь факт, а сюжет - это процесс, являющийся последствием ряда фактов-событий. Сюжет телесериала представляет собой череду барьеров на пути героев к цели. Такая структура сюжета помогает держать зрителя в постоянном напряжении, заставляет переживать за действующих лиц в момент преодоления этих преград7.
Важную роль играют второстепенные сюжетные линии. В телесериале спрессованность времени выражена многолинейностью сюжета: одновременно происходит несколько событий в нескольких местах, проецируемых на экран как калейдоскоп. В классическом сериале ярко выражена тенденция к отходу от сквозного драматургического принципа. Например, в «Санта-Барбаре» рассказчик то и дело переходит от прослеживания судьбы персонажа по имени Иден к истории других действующих лиц. В результате возникает перекрестная сеть любовных, детективных, трагичных историй.
Часто используются
сюжетные конструкции, рассчитанные на
эффект неожиданности, иллюзию непредсказуемости.
Такие конструкции ненавязчиво
объясняют правила поведения
в обществе, проекты правил, отклонения
от правил. Обусловленные идеологией,
они позволяет поддерживать имеющиеся
в обществе идеологические представления
и, отражая их с тем или иным
минимальным смещением
Любовные отношения здесь
«Мыльный
мужчина» за 35 лет олицетворяет мудрость
и душевную гармонию. Встречается
еще один тип - молодой мужчина
атлетического сложения. Хотя счастье
ассоциируется только с семейной
жизнью, а потому свадьба удачно
венчает сюжет, создателей сериалов
не смущают многочисленные женитьбы
и замужества положительных героев,
позволяющие сохранять
Чаще
всего события телесериалов сконцентрированы
вокруг одной или двух семей среднего
достатка. Если учесть преобладание пенсионеров,
женщин, безработных среди поклонников
«мыльных опер», станет понятной усредненность
социального статуса
Американский исследователь жанра М. Соарес, к примеру, распространенные сюжетные приемы провалов в памяти (амнезии) и поздней встречи выросших детей с настоящими родителями объясняет известным психоанализу подсознательным стремлением круто изменить свою жизнь. Подобное предположение может быть опровергнуто, но пятидесятимиллионная телеаудитория в СШÀ, пять-шесть миллионов телезрителей, в основном женщин, собирающихся каждый вечер у телевизора, свидетельствуют о сублимационном эффекте этой продукции. Причем так называемые «запойные телезрители», записав очередной эпизод на видеомагнитофон, многократно просматривают полюбившиеся фрагменты и умудряются смотреть до трех сериалов в день9.
Информация о работе Телесериал как феномен массовой художественной культуры