Телесериал как феномен массовой художественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

урно развивающаяся сюжетная линия. Вовлечение зрителя в новый для него мир, обязательно красивый, необычный и захватывающий (красота вообще является для создателей сериалов коммерческим явлением: чем привлекательнее внешне актеры, интерьер, природа, тем выше коммерческий успех). Описание ярких (редких в обычной жизни) чувств и эмоций, вызывающих сопереживание или негодование в адрес отдельных героев.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…………..3
Понятие, особенности и место телесериала в современной культуре
Жанровая специфика телесериалов……………………………………..…5
Сюжетные особенности как одна из основ феномена телесериала…….16

Исследования телесериалов и их популярности в обществе.
Американский сериал «Sex and the City» («Секс и город») и его российский аналог «Все мужики сво…»………………………………...21
Гендерные отношения в сериалах……………………………………..…43
Заключение…………..………………………………………………………...47
Список литературы…………..………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Телесериал как феномен массовой художественной культуры.docx

— 99.72 Кб (Скачать)

 

Курсовая работа

«Телесериал как феномен массовой художественной культуры»

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..…………..3

  1. Понятие, особенности и место телесериала в современной культуре
    1. Жанровая специфика телесериалов……………………………………..…5
    2. Сюжетные особенности как одна из основ феномена телесериала…….16

 

  1. Исследования телесериалов и их популярности в обществе.
    1. Американский сериал «Sex and the City» («Секс и город») и его российский аналог «Все мужики сво…»………………………………...21
    2. Гендерные отношения в сериалах……………………………………..…43

Заключение…………..………………………………………………………...47

Список литературы…………..………………………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Согласно  социальным опросам последних лет, телевизионный сериал интересен  основной массе зрителей тем, что  создает особый мир, живущий и  развивающийся по своим законам  и включающий в себя зрителя (в  эмоциональном плане). Каждый сериал - это свой набор символов, мыслей, свои особенности постановки и реализации идеи, зачастую свой язык (особенно характерно для исторических и фантастических сериалов). И вместе с тем существуют закономерности, прослеживающиеся во всех сериалах; некий каркас, являющийся основой и обеспечивающий успех  сериала как жанра. В частности, это эмоциональная насыщенность сюжета, эффект присутствия, производимые некоей театральностью, присущей сериалам (театральные приемы как в актерской  игре, так и в манере съемки), о  чем говорили многие кинорежиссеры.

В некоторых  сериалах - логическая незавершенность  серии, обрыв действия в наиболее напряженный момент - эффектный психологический  прием (давно известно, что лучше  запоминается и вызывает любопытство  именно незавершенность.).

В целом  телевизионные сериалы можно  подразделить на две группы: сериалы, основой которых является действие (движущей силой может быть либо интрига, как в основных бразильских сериалах, либо неразрешенная проблема в совокупности с действием - характерно для детективных и героических сериалов) и философский сериал, где преобладают диалоги и монологи, в том числе и внутренние. Второй тип считается прерогативой российских сериалов.

Сериал  многие ставят на грань между искусством и коммерцией, пренебрежительно именуя их «мыльными операми» (название закрепилось  еще в самом начале появления  сериала как жанра, так как  показ первых американских сериалов спонсировался фирмой «Procter and Gamble»).  Действительно, создание телевизионного сериала конъюнктурно, поскольку рассчитано на длительный массовый зрительский интерес. Существует множество хорошо отработанных и едва ли не общеизвестных способов добиться этого. Привлечение телезвезд - иногда даже для съемки всего в одной-двух сценах, с целью дальнейшего использования имени этой «звезды» в рекламе фильма. Создание особого антуража вокруг фильма благодаря умелой рекламе. Бурно развивающаяся сюжетная линия. Вовлечение зрителя в новый для него мир, обязательно красивый, необычный и захватывающий (красота вообще является для создателей сериалов коммерческим явлением: чем привлекательнее внешне актеры, интерьер, природа, тем выше коммерческий успех). Описание ярких (редких в обычной жизни) чувств и эмоций, вызывающих сопереживание или негодование в адрес отдельных героев.

Телесериал  может стать произведением искусства, если ставит перед собой более  серьезные задачи, чем простое  заманивание зрителей для получения  прибыли. Сериалы могут давать варианты решения сложных жизненных задач (как, например, российский телесериал «Простые истины»), могут служить  ярким и красочным «учебником»  по истории, географии и т.п. Если телезритель обогащается духовно, а не просто убивает время, очевидно, сериал может претендовать на более  высокое звание, чем «мыльная опера».

Вместе  с тем, телевизионный сериал как  жанр в настоящее время приобретает  все большую и большую популярность. Как и любой специфический  жанр, он имеет и черты, взятые от «родительской» отрасли - кинематографа - и свою собственную специфику. Если фильмы подразделяются на кинематографические  и телевизионные, то в жанре телесериалов такого подразделения не существует. Есть термин «телесериал», подразумевающий, что демонстрация сериалов – привилегия телевидения, поскольку на широкоформатном  экране в кинотеатре их демонстрация невозможна стратегически: сложно представить  людей, изо дня в день приходящих в кинотеатр, чтобы посмотреть очередную  серию любимого фильма. А сериал рассчитан именно на периодичность, регулярность его просмотра, в противном случае зачастую теряется сама его суть.

Объектом  исследования в данной работе являются телесериалы в разрезе их взаимодействия с массовым сознанием. Предмет анализа  особенности телесериала и его  места в общественной культуре. Приведены  теоретические аспекты влияния  телесериала как средства массовой информации на общественное сознание; возникновения «феномена сериалов»  и особенности телесериалов как  жанра в кинематографе. В практической части приведен психосемантический анализ сериалов на примере американского сериала «Секс и город» и российского сериала «Все мужики сво...». Целью исследования является объяснение феномена телесериала и его места в массовой художественной культуре.

1. Понятие, особенности и место  телесериала в современной культуре

 

1.1. Жанровая специфика телесериалов

 

Телесериал  является порождением массовой культуры, возникшим на американском радио 20—30-х  годов, воспринимаемое неизменно иронически, тем не менее заслуживает обстоятельного социокультурного анализа. В этом телевизионном жанре присутствуют черты мелодрамы, детектива и бульварного романа. Похожие на семейные серии, «мыльные оперы» сотрясают бурные переживания и чувства. Чтобы понять происходящее, необходимо внимательно следить за происходящим из серии в серию1.

Изначально  такие радиосериалы имели образовательное и просветительское значение.

В 1950 году Британская вещательная корпорация начала передавать сериал «Арчеры». Продюсеры рассчитывали на то, что фермеры будут не только слушать интересную историю, но и почерпнут советы по ведению сельского хозяйства. Свое образовательное значение сериал потерял в 1972 году. В 1994 году всемирная служба «Би-Би-Си» начала вещание на Афганистан радиосериала «Новый дом, новая жизнь». Его герои жили в сельской местности. Сериал содержал информацию о противопехотных минах и наркомании. В 1997 году специально проведенное исследование показало, что слушатели радиосериала куда реже становились жертвами мин.

«Рука об руку» - интерактивная мыльная опера, целью которой стало распространение  знаний о сексуальных отношениях и целевой аудиторией которой  были беременные женщины и молодежь Руанды, идет с 1999 года; создана всемирной  службой «Би-Би-Си» на языках киньярванда и курунди. «Дом 7, подъезд 4» - российский радиосериал, вдохновленный британскими «Арчерами», начал передаваться с 1993 года с целью отразить реалии жизни в посткоммунистической России. Сюжетные линии сериала посвящены проблемам создания собственного бизнеса, подростковой беременности и наркомании. В одной из серий специально приглашенной звездой был Тони Блэр.

Первый  телевизионный (черно-белый) сериал назывался  «Одинокий рейнджер». Он был снят по заказу ABC и шел с 1949 по 1957 год, раз в неделю. В главной роли снимался Клейтон Мур, потом - Джон Харт. Рейнджер и его помощник, индеец Тонто, охраняли порядок и покой дикого, дикого запада.

Огромное  количество ученых, которые изучают  феномен телесериала в наши дни, считают, что основная причина, по которой  сериалы являются не менее популярными, чем спортивные состязания - это  то, что просмотр так называемых «мыльных опер» постепенно становится для людей методом получения  жизненного опыта. Еще одной не менее  влиятельной причиной является то, что основная масса людей любит  «подглядывать» за другими, оценивать  их жизнь, наблюдать за поведением и  эмоциями. И именно благодаря телесериалам человек получает такую возможность2.

До конца 90-х годов прошлого века большая  часть сериалов не имела целевой  аудитории. Сериалы смотрели все: и  взрослые, и дети, и пенсионеры. Причем на те времена, что не удивительно, отсутствовал такой выбор, как сегодня, не существовало конкуренции между сериалами, целые страны смотрели одну и ту же «мыльную оперу» всей семьей.

По жанровой специфике телесериал отличается от традиционных видов массового искусства. Для телесериала характерно смешение жанров. Игра с разными жанрами  стала одним из основных принципов  стиля телесериала. Разрешение этого  парадокса в том, что телесериал - это своего рода посредник, медиатор для внедрения в массовое сознание тех или иных социокультурных понятий, ценностных установок, обусловленных запросом общества, идеологией, политикой или экономикой, и поэтому его можно сравнить с инструментом для игры сразу на очень многих «струнах души» публики3.

Основные  правила работы с жанром в текстах  массовой культуры: жанр должен быть опознан  сразу, и он должен удовлетворять  желания массового зрителя.

В отличие  от этого, если публика захотела насладиться  мелодраматической «лав стори» и включила сериал под названием «История любви» или «Любовь и тайны Сансет Бич», то ей, помимо сюжетов на тему вечного чувства, придется увидеть и сюжетные линии, решенные в других жанрах: страшную историю об убийстве, попытке изнасилования, трагическую драму об «отцах и детях», неизлечимой болезни или нечто подобное, присутствующее практически в каждом сериале (ведь именно работа, любовь, семья, дети, смерть есть некие универсалии).

Исчезновение  иерархии жанров и их произвольное смешение - характерная особенность  массовой культуры сегодня. Телесериал эксплуатирует специфику приемов  и элементы разных жанров - все, что  позволяет поддерживать интерес, усилить  воздействие на зрителя.

В телесериалах преобладают элементы трагедии, детектива, мелодрамы, то есть жанров, основанных на четко выраженных человеческих инстинктах: трагедия - на инстинкте ожидания смерти, детектив - на инстинкте выживания, мелодрама - на инстинкте продолжения  рода4. Рассмотрим это подробнее.

Трагедия

Смерть  является универсалией, обуславливающей  перспективу жизни каждого человека. Ее восприятие всегда трагично, хотя имеет  много вариаций. В рамках телесериала  жанр трагедии исключает наличие  таких традиционных для трагедии категорий, как Рок или Провидение.

Жанр  трагедии позволяет обусловить человеческую смерть с позиции как ее индивидуального, так и социального восприятия. В телесериале жанр трагедии рассматривается через призму детектива и мелодрамы.

Спецификой  сериала является то, что его авторы фактически убирают крайности в  представлении «жизнь-смерть» и  вписывают смерть в контекст обыденной  реальности: она обоснована болезнью сердца кого-либо из персонажей, раком, ВИЧ. Перечисленные проблемы присутствуют практически во всех американских сериалах и являются базой для сюжетных поисков возможных решений данных проблем или способов адаптации к ним (рак - у Софии Кепвел из «Санта-Барбары»; ВИЧ - у Майкла из «Мелроузплейс»; болезнь сердца - у Роя из «Беверли-Хиллз»). Все авторские ходы представляют собой свод рекомендаций для людей, столкнувшихся с подобными проблемами (и для людей, пока еще не имеющих таких проблем, учитывая, что в современном мире исключить их ни для кого нельзя).

В результате зритель воспринимает смерть как  данность и как собственный опыт (так, в сериале «Мелроузплейс» мы наблюдаем у Кимберли несколько состояний комы и попыток самоубийства, у Джо - несколько попыток убийства, у Аманды - близость смерти от болезни и т.п.).

 Влияние  телесериала на сознание может  привести к тому, что смерть, как  феномен, может потерять свое  абсолютное значение, обесформиться. Многократный показ смерти в том или ином виде изменяет наше представления о ней, как о страшной трагедии. Однако повышение ее значимости возможно через показ последствий игры со смертью. Пример тому - болезни психические (Кимберли, Майкла, Сидни в «Мелроузплейс»), физические (алкоголизм Мейсона, болезнь сердца Си-Си Кепвела и рак у его жены в «Санта-Барбаре»), представленные как искупление. Часто в телесериале мы наблюдаем, как персонаж идет на убийство ввиду угрозы его собственной жизни или жизни его ребенка, а, следовательно, оправдываем этого человека.

Идею, транслируемую  сегодня в американских сериалах, можно сформулировать как глобализацию идеи борьбы за выживание во всем ее многообразии: при выстраивании романтических и родственных отношений, карьеры, дружбы.

Можно утверждать, что в сериале жанр трагедии разрушается, деконструируется, как и категории добра и зла, трактуемые прежде в жанре классической трагедии исключительно с точки зрения религиозной этики. Сегодня зло трактуется как представление общества о наборе качеств, оказывающих деструктивное воздействие на жизнь социума - это месть, гордыня, ревность, амбиции, стремление к бунту5.

Детектив

Введение  детективной сюжетной линии позволяет  авторам сериала переключить  внимание зрителя на второстепенную сюжетную линию, превращая ее в основную. Классическая конструкция детектива весьма неудобна для сериала, но при этом используется часто («Улицы разбитых фонарей», «Следствие ведут знатоки», «Каменская», «Эркюль Пуаро», «Коломбо»). Концепция детективных серий (например, снимаемых много лет фильмов о Джеймсе Бонде) отличается от детективных сериалов.

Информация о работе Телесериал как феномен массовой художественной культуры