Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа
Специалисты в области паблик рилейшнз используют в своей деятельности печатное и устное слово, различные зрительные образы, а также всевозможные сочетания этих форм коммуникации. Немаловажную роль играет речевая деятельность ПР – менеджера. Ведь, очень часто бывают случаи, когда ПР – специалист спасает свою организацию благодаря своим речевым умениям. В наше время это особенно актуально, т.к. успешная фирма, ведущая широкую деятельность, постоянно эволюционирует в своем развитии и, соответственно, попадает в разнообразные ситуации, выйти из которых может благодаря умелой речевой игре ее pr – специалиста.
Деловая риторика – это прикладное направление общей риторики, ориентированное на обеспечение руководителей и сотрудников правилами обращения со словом. [8]
Для того, чтобы понять, что нужно профессиональному ПР – специалисту как оратору, нужно разобраться, кто такой оратор и найти точки соприкосновения двух этих деятельностей.
Цицерон.
Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла.
А.Ф. Кони.
Оратор (лат. orare – говорить, излагать) – человек, который умеет говорить публично, владеет точной, яркой, выразительной речью, может убедить, увлечь слушателей.
Значительная роль публичного оратора возможна обычно лишь в демократическом обществе, где возможности умелого оратора соизмеримы, а часто и превосходят, с возможностями воинов, политиков, бизнесменов. Известны случаи захвата власти благодаря лишь красноречию.
Хотя красноречие играло очень большую роль в истории многих культур (например пророки в Древней Иудее), оно стало профессией только в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. Тогда же появилась и специальная наука об ораторском искусстве — риторика, и профессия учителя ораторского искусства — ритора. Пока древнегреческие государства оставались демократическими, ораторы оставались главными деятелями политической сцены. Ту же роль играли и политические ораторы в республиканский период Древнего Рима. В эллинистических государствах и Римской империи оратор перестал быть политической фигурой, хотя продолжали существовать судебные ораторы, работали риторские школы.
Однако с появлением христианства — проповедующей религии — ситуация меняется. И для поздней античности, и для Средних веков, и для раннего Нового времени религиозный проповедник — фигура, по влиятельности сопоставимая с королём или князем церкви.
В эпоху Возрождения опять, как и в поздней античности, возрастает значение эстетической составляющей ораторского искусства. Типичная фигура эпохи — придворный оратор, сочинитель панегириков (как разновидность придворного литератора).
В эпоху Реформации и Контрреформации опять приобретают вес проповедники.
В Новое время, с переходом к демократическому типу государственного устройства, опять главным типом политика становится политический оратор, главным типом юриста — судебный оратор.
Лишь вторая половина XX века, с её ориентацией на визуальную культуру, теснит оратора из политической сферы. [1]
Пример: проповедь Петра д’Альби, приведшая к организации первого крестового похода.
Каждый из нас время от времени попадает в ситуацию, когда надо произнести речь, то есть стать оратором. Оратор произносит публичные речи, воздействуя на слушателей, услаждая их, если говорит красиво. Ораторское мастерство – это такой уровень речевой деятельности, которого может достичь каждый, кто приложит усилия, и немалые.
Человек, поставивший перед собой цель произнести речь, заслуживающую уважения и похвалы, не должен избирать мелкие темы, или затрагивающие частные интересы. Он должен избирать темы великие и прекрасные, затрагивающие всеобщие интересы. Среди фактов, имеющих отношение к теме, он должен выбрать наиболее полезные. Тот, кто хочет в чём-либо убедить других, должен помнить о добродетели, чтобы публика составила о нём лучшее мнение.
"Доверие, - пишет Цицерон [16, стр.108], - можно снискать двумя качествами: если нас признают дальновидными и справедливыми. ... Из этих двух качеств более могущественна в деле снискания справедливость, так как она, даже без дальновидности, достаточно убедительна; дальновидность без справедливости бессильна в этом отношении".
Речи, произносимые людьми с дурной славой, кажутся не соответствующими истине. Из доказательств больше силы имеют взятые из жизни, нежели словесные. Риторы учили будущих ораторов подбирать не только убедительные аргументы, но и пользоваться словесными украшениями ( «цветами красноречия»). Платон советовал убеждать людей знанием и умением. Только такой оратор обладает искусством гигантов мудрости.
Виктор Виноградов писал: "Ораторская речь - синкретический жанр. Она - одновременно и литературное произведение и сценическое представление".
[17, стр.120]
Для оратора важно помнить, что этика слова характеризует личность оратора, его нравственность, интеллигентность.
Одной из характеристик этики оратора является его тактичность, способность уважать профессиональные, национальные и возрастные особенности слушателей. Доверительность, доброжелательность, открытость – важнейшие качества оратора.
В процессе публичного выступления нет мелочей. Одежда, поза, жесты, мимика, каждая мысль, каждое слово формируют тональность общения оратора и слушателей.
Так, Цицерон говорит о том, что следует снискивать расположение толпы доброжелательной речью, подчеркивает роль невербальной коммуникации("осанка, походка, способ сидеть, способ возлежать за столом, выражение лица, глаз, движения рук - все это должно оставаться подобающим"). [16, стр.91]
Варварский язык многих сегодняшних выступлений современных руководителей настолько далёк от этических, эстетических норм, что скорее дискредитирует, чем поднимает авторитет руководителя.
Таким образом, автор может выделить, что ораторское искусство – это дар слова + знания оратора + его глубокая убеждённость.
Обладание ораторским искусством сходится с ПР, когда речь идет о влиянии на массы с точки зрения невербальной коммуникации:
Цицерон говорит о том, что следует снискивать расположение толпы доброжелательной речью, подчеркивает роль невербальной коммуникации("осанка, походка, способ сидеть, способ возлежать за столом, выражение лица, глаз, движения рук - все это должно оставаться подобающим"). [16, стр.91]
Обладание ораторским искусством сходится с ПР, когда речь о методах убеждения, манипуляции:
Здесь автор может привести большое количество примеров из истории (А.Гитлер, В.И.Ленин, И.В.Сталин и др.). Характерно использование влияния на публику через людей, обладающих даром красноречия - деятелей искусства, литературы. Об этом пишет и Г. Мехлер в своей книге «Власть и магия PR»: «Революционные гимны распевали деятели искусства, для которых Советский Союз был «родиной трудящихся людей», гарантией будущего, в котором можно найти справедливость. Бертольт Брехт, Анри Барбюс, Максим Горький и первый – среди первых – Владимир Маяковский не были хладнокровными «черными» пропагандистами. Плакаты Маяковского, его воззвания, его обличения мещан были своеобразными символами веры. Здесь мы тоже сталкиваемся с методом привлечения в своих целях деятелей искусства, потому что они были любимцами народа и потому что они умели общаться с людьми»
[5, стр.67]
Обладание ораторским искусством сходится с ПР, когда речь идет о технологии крылатых фраз и выражений. Здесь можно упомянуть о Апрельских тезисах Ленина: «Мир любой ценой!», «Всю землю рабочим!», «Вся власть Советам!» и об их дальнейших последствиях. Cоздание девизов и лозунгов – одно из главных умений настоящего пр – специалиста. А ораторские качества помогут сделать лозунг или девиз кратким, информативным и ярким
Для пр – специалиста как для хорошего оратора необходимо умение говорить на языке той целевой группы, с которой он работает. Т.е. знать ее вкусы, настроение. И подбирать соответствующую лексику по социальному статусу, уровню образования, материальному статусу
Существуют так называемые «темы – раздражители», которые обращают внимание публики на свою актуальность. Здесь PR и ораторство сходны в том, что с помощью первого надо найти такую тему, а ораторские качества помогут подвести к ней разговор.
Можно привести еще пример того, как гениальный оратор использовал одновременно и пр – технологии. Благодаря своим речам, жалобам и, вероятно, клевете оратору Цицерону удалось ослабить потеснить своего соперника Катилину. Он пользовался ради достижения цели расхожими ценностями и жонглировал всем, что казалось римлянам ценным м священным. Он проповедовал патриотизм, а когда требовалось, в виде аргумента «потрясал» религиозными ценностями», в отдельных его речах даже отдававшими фанатизмом. Его фигуры речи были ясны и отчетливы. Цицерон освободил их от абстрактных сравнений, используя анекдоты и соленые шуточки, которым были приданы завораживающие и волнующие формы. [5]
Таким образом, есть очень тесная связь между красноречием и пр-деятельностью, они взаимно дополняют друг друга и используют общие методы. Невозможно представить профессионального пр – специалиста, не умеющего красиво говорить и убеждать публику, и оратора, не умеющего быстро принимать решения, не обладающего огромной информационной базой, не умеющего настраивать гармоничные отношения с окружающими. Еще следует добавить, по мнению автора, что и для пр – специалиста, и для хорошего оратора есть свой Кодекс:
- не лгать;
- не бояться правды;
- не быть пристрастным;
- быть нравственным;
Современный PR – специалист должен обладать пробивным характером и широким кругозором, быть генератором идей, быстро осваиваться в любой обстановке и вникать в любые проблемы, а также уметь налаживать обширные связи в самых разных кругах – этого он сможет добиться умением говорить, угадывать настроение публики, зная ее лексику, и умением убеждать, основываясь на правде, нравственность и беспристрастности – качествах, обязательных для настоящего оратора.