Основные качества речи оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:05, реферат

Краткое описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Оглавление

Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Функционально-смысловые типы речи.
4. Структура ораторской речи.
5. Подготовка речи и выступление.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 56.94 Кб (Скачать)
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине: « Русский  язык и культура речи» 

специальность: «Государственное и  муниципальное управление». 

Тема: «Основные качества речи оратора» 

Выполнила: Савенко Е.А. 

Санкт-Петербург 2001г. 

План: 

Введение.

  1. Ораторская речь, как искусство слова.
  2. Роды и виды ораторской речи.
  3. Функционально-смысловые типы речи.
  4. Структура ораторской речи.
  5. Подготовка речи и выступление.

Заключение.

Список  литературы.

Введение

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения  философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых  идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям  прогресса.

Оратор обращается с людьми непосредственно, и это  позволяет ему быстро реагировать  на актуальные жизненные вопросы, активно  распространять, пропагандировать передовые  мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.

Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные  дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности  высказывания самых разных точек  зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного  богатства жизни, в объединении  всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует  от выступающего в разнообразных  аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем  знании материала и активном владении действительной речью – оружием  оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово  и предельной взыскательности к  своей речи.

Русские ораторы  вписали яркие страницы в историю  мирового красноречия. Блестящие речи политических деятелей и деятелей культуры прошлого и настоящего, многочисленные выдающиеся работы по теории красноречия  – наше наследие, наше национальное богатство, достижение нашей цивилизации. Мы должны изучать это богатство  и активно овладевать им. Д.С.Лихачев  справедливо заметил, что ценности прошлого должны стать активными  участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками, в произведениях  гуманистических, человеческих в высшем смысле этого слова культура не знает  старения, мы открываем новое в  старом. Лучшие произведения ораторского  искусства продолжают участвовать  в жизни человека, их продолжают читать, они воздействуют на нас.

Речь оратора  передает его личность, его индивидуальность, его духовность, его связь с  политической и культурной жизнью народа. Всесторонний анализ речей ярких  ораторов показывает нам глубину  и оригинальность из идей. Многообразие жанров и тематики, которая отражает круг их интересов, логику развития их мысли, языковые и композиционные особенности  их выступлений.

Сейчас многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая  активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения  мастерства, конечно, необходимо изучать  теорию ораторского искусства, глубоко  анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в  собственную практику.

  1. Ораторская речь, как искусство слова.

Античные теории красноречия входят в золотой  фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия  необходимо, прежде всего, познакомиться  со взглядами древних риторов.

В древней риторической науке можно назвать имена  исследователей, которые занимали ведущее  место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические  изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.

Родиной красноречия  считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античное Греции оно стремительно развивается, и впервые появляются систематические  работы по его теории. В государстве  рабовладельческой демократии создалась  особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием  политической борьбы. Владеть им считалось  необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление – составление  речей для нужд граждан. Появлялись высказывания практиков о языке  и стиле выступлений, которые  послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для  систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения  их в теорию.

Еще Платон –  древнегреческий философ – подчеркивал, что риторика, как и всякое подлинное  искусство, есть творческая деятельность. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки. Риторика (греч – ораторское искусство) –  филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех отраслях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Хорошему оратору необходимо много работать над самоусовершенствованием и  своими речами. По мнению Платона, он должен проходить особую школу ораторского  искусства, которая научила бы его  правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. А Цицерон, римский  теоретик, важнейшими условиями для  формирования настоящего оратора считал не только природное дарование, но и, что самое важное, изучение ораторского  искусства (теория) и упражнения (практика). Поскольку теория красноречия –  важное философско-психологическое  учение, утверждал Цицерон, она требует  е себе серьезного отношения. 

Большую роль отводили слову софисты, которые были риторами – платными учителями философии  и ораторского искусства. Они  принадлежали к сложившейся в  Афинах во второй половине V в. до н.э. школе  философов-просветителей, создавших  невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми  формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика –  «царицей всех искусств», обучение которой  стало высшей степенью античного  образования.

Софисты постоянно  подчеркивали силу слова. Так, древнегреческий  ритор Горгий в «Похвале Елене» пишет: «Слово есть, велики властелин, которые, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие  дела, ибо оно может и страх  нагнать, и печаль уничтожить, и радость  вселить, и страдание пробудить» (Лосев, 1969, 29). Такова, по мнению Горгия, сила слова. Но над словом красноречие  требует огромного труда. Протагор прекрасно это разъясняет: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается  на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы  богаты и всегда новы. И рукоплещут зрители и учителя радуются, когда  ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или может быть, (иногда) они и не сердятся, т.к. они не достаточно проницательны» (Лосев, 1969, 30).

Такая высокая  культура речи в широком понимании  этого термина не могла возникнуть сама по себе. Естественно, она стимулировалась  теоретическими разысканиями в области  ораторского искусства.

Основателем риторического  искусства считается Протагор. А.Ф.Лосев  пишет, что у Диогена мы находим  сообщение о разделении у Протагора  всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание.

Но самым главным  представителем софистической риторики считают Горгия. А.Ф.Лосев ссылается  на Филострата, который отметил, что  Горгий сделал очень много: «Он первый ввел этот вид образования, который  готовит ораторов, (специальное обучение) способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном  смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения…» (Лосев, 1969, 34-35).

Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над  культурой речи, наконец, речь –  это нечто индивидуальное, имеющее  своеобразные признаки, связанные с  учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией  человека, а семантика, значение слова  – с субъективными, индивидуальными  началами, духовным миром.

Как считает  Платон, оратор не должен гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и  постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи «Тот, кто намерен заняться ораторским искусством должен, прежде всего, определить свой путь в нем  и уловить, в чем признак каждой его разновидности» (Платон, т.2, 1970, 202).

По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит  от способности, умения, охватывая все  общим взглядом, возводить к единой общей идее, разрозненные объекты  речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а  также умение возводить частное  к общему и из общего получать частное.

Риторика, как  всякое подлинное искусство, по мысли  Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в  системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что  хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и  речами. Рассуждения Платона свидетельствуют  о том, что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику  речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии  важным философско-психологическим  учением.

Большим культурным и научным событием было появление  «Риторики» Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных  форм («идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог.

Аристотель считает, что риторика – искусство, соответствующее  диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство  убеждения, которое использует возможное  и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается  недостаточной. Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим  осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного  характера говорящего, качества самой  речи, настроения слушателей. Уже в  учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи-речь-получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.

Основываясь на своей философской концепции, Аристотель в риторике много места отводит  индукции и дедукции, силлогизму и  энтимеме (умозаключение, в котором  не выражена одна посылка). Однако его  риторика не ограничивается строгим  достоверным знанием, а использует нелогические, иррациональные моменты, что отражает многообразие жизненных  ситуаций. Таким образом, риторика неразрывно связна с силлогистикой, которую  следует понимать широко, т.е. выводы делаются не только относительно полной достоверности, но и относительно кажущегося возможного и вероятного бытия, что  вытекало из самой философской концепции  Аристотеля.

Аристотель выделяет три рода речей, которые возникли в результате развития социально-политической жизни Греции: совещательные, судебные и эпидейктические. Цель речей совещательных  – «склонять или отклонять», судебных – обвинить или оправдать, эпидейктических  – хвалить или порицать.

Аристотель считает, что оратор должен привести слушателей в такое состояние, которое позволит ему легко убедить аудиторию. Он подробно останавливается на роли в речи гнева, пренебрежения, милости, вражды и ненависти, страха и смелости, стыда, благодеяния (услуги), сострадания, негодования, зависти. Он говорит также  о воздействии речи на людей различных  возрастных и социальных групп, как  видим, философ намечает разработку проблем психологии воздействия  на различные группы слушателей.

Временем Платона  и Аристотеля в истории греческой  культуры заканчивается период классики. Со второй половины IV в. до н.э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин – грек). Эллинистическая  риторика анализировала большое  число стилистических явлений. Она  изучала сочетания слов, разрабатывала  учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей. В некоторых трактатах, однако, на первых порах мы находим увлечение  риторизмом изысканностью выражений, сложными образами, «цветами красноречия». Эта манера речи стала называться «азиатским стилем» по месту его  возникновения и процветания  Малой Азии. Азиатский стиль изучали  Гермоген, Феодор Годарский (учитель  Тиберия), анонимный автор, именовавшийся  Лонгином, который написал трактат  «О возвышенном». Представители этого  стиля проповедовали пафос, подъем, экзальтацию.

Информация о работе Основные качества речи оратора