Основные качества речи оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:05, реферат

Краткое описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Оглавление

Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Функционально-смысловые типы речи.
4. Структура ораторской речи.
5. Подготовка речи и выступление.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 56.94 Кб (Скачать)

Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит, прежде всего, как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее нежность, ее ученость, ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее чувствительность или  страстность, если нужно – все  это относится не к отдельным  ее частям, а ко всей ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как  бы усиливающие речь, должны не рассыпаться  по ней равномерно, а располагаться  с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются украшения  и блестки. Общий тон речи следует  избирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без пресыщения (Цицерон, 1972, 224). Цицерон против слащавости и  вялости ораторской речи, - за то, чтобы  она была и динамична, и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.

Автор в трактате «Об ораторе» основывался на некоторых  теоретических исследованиях своих  предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и  римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей  риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

При подготовке речи можно написать ее полный текст, конспект, тезисы, развернутый план или краткий план. Опытный оратор может только в общих чертах продумать  свою речь, наметить ее общую композиционно-смысловую  линию.

Работа над  речью невозможна без тщательного  отбора и осмысления разнообразной  информации. Ученые выделяют несколько  типов информации, в том числе  содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную (Гальперин, 1981). Содержательно-фактуальная  информация – это сообщение о  фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут  иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение  к ним со стороны других людей. Содержателно-концептуальная информация – это выражение индивидуального  личного понимания отношений  между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.

Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним  предъявляется также требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и  абсолютной точности, системности и  связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей аудитории.

При подготовке к ораторской речи необходимо работать с разными источниками: трудами  философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического и  теоретического материала, выражение  личного отношения к нему, оригинальность его интерпретации дают хорошие  результаты: ораторская речь становится действенной, то есть активизируется внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.

Таким образом, заканчивается докоммуникативная  фаза, которую иногда называют «речь  в себе», поскольку оратор накапливает  необходимый материал, фиксируя его  письменно или в своем сознании, осмысливает его, пропускает материал через свой интеллект, оформляет  его в виде текста, частично или  полностью проговаривая (как правило, внутренний монолог).

Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую  иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний  монолог). На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения. Прежде всего, на орфоэпию – образцовое литературное произношение, соответствующее  произносительным нормам, а также  на правильное ударение в словах. Следует  иметь в виду, сто только читая  книги, нельзя, овладеть правильным русским  произношением. Литературному произношению нужно учиться, внимательно вслушиваясь  в произношение культурных высокообразованных людей, владеющих правильной литературной речью, в речь дикторов радио и  телевидения, наконец, специально изучать  нормы и пользоваться словарями  и справочниками. Важно уметь  слышать звучание своей речи, чтобы  иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию – ясное, четкое, «чистое» произношение звуков. Имеет  значение также интонация, т.е. ритмикомелодическая  сторона речи, служащая в предложении  средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной  окраски. Составными частями интонации  являются мелодика, осуществляемая повышением и понижением голоса, например, при  произнесении вопросительного, восклицательного предложения; ритм – чередование  ударных и безударных, долгих и  кратких слогов; интенсивность –  сила или слабость произнесения, связанные  с усилением или ослаблением  выдыхания, например, разная речь по интенсивности  будет в комнатной обстановке и в большой аудитории. К интонации  относится и темп – скорость протекания речи во времени и паузы между  речевыми отрезками. Слишком быстрая  речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком  медленная речь также вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют  обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Тембр – звуковая окраска, придающая  речи те или иные эмоционально-экспрессивные  оттенки, например, интимный, веселы, иронический. Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых  отрезков или отдельных слов во фразе  и также повышают выразительность  речи.

Существуют три  способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с  чтением отдельных фрагментов, свободная  импровизация. Читают текст в следующих  случаях: если он представляет собой  официальное изложение, от формы  и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме» (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и совершенно новый  для выступающего. Вообще же чтение по тексту не производит такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей, а не на бумажки. Нет ничего более утомительного для слушателей, когда оратор, читая речь, перестает контролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок.

После речи могут  быть вопросы, в которых иногда заключается  прямая или скрытая полемика. Это  наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции  оратора. Вопросы могут быть связаны  с уточнением какого-либо факта или  теоретического положения, с целью  дополнения или разъяснения содержания, с оценкой оратором фактов или  с его мнением относительно данной проблемы. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе слушателей к выступлению.

Заключительный  этап – тщательный анализ своего выступления. Эта самоучёба позволяет при достаточно критическом отношении к речи вскрыть ее недостатки, отметить достоинства, с тем, чтобы учесть все это в последующей работе. 

Список  литературы:

  1. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи.
  2. Виноградов С.И., Граудина Л.К., Даниленко В.П. Культура русской речи.
  3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления-М: Знание,1989г.
  4. Михайличенко Н.А. Риторика-М: Новая школа, 1994г.
  5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс,1995г.
  6. Головин Б.Н. Основы культуры речи-М. 1990г.

27


Информация о работе Основные качества речи оратора