Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:05, реферат
Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.
Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Функционально-смысловые типы речи.
4. Структура ораторской речи.
5. Подготовка речи и выступление.
Заключение.
Список литературы.
Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит, прежде всего, как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее нежность, ее ученость, ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее чувствительность или страстность, если нужно – все это относится не к отдельным ее частям, а ко всей ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь, должны не рассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются украшения и блестки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без пресыщения (Цицерон, 1972, 224). Цицерон против слащавости и вялости ораторской речи, - за то, чтобы она была и динамична, и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.
Автор в трактате
«Об ораторе» основывался на некоторых
теоретических исследованиях
При подготовке речи можно написать ее полный текст, конспект, тезисы, развернутый план или краткий план. Опытный оратор может только в общих чертах продумать свою речь, наметить ее общую композиционно-смысловую линию.
Работа над
речью невозможна без тщательного
отбора и осмысления разнообразной
информации. Ученые выделяют несколько
типов информации, в том числе
содержательно-фактуальную и
Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется также требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей аудитории.
При подготовке
к ораторской речи необходимо работать
с разными источниками: трудами
философов, социологов, историков, экономистов,
документами, архивными материалами,
различной специальной
Таким образом,
заканчивается
Закончив подготовку
материала, полезно прочитать его,
уточнить время его звучания, ориентируясь
на соответствующий нормам публичного
выступления темп. Это промежуточная
(предкоммуникативная) фаза, которую
иногда называют «речь для себя»,
то есть произнесение текста либо мысленно
(внутренний монолог), либо вслух (внешний
монолог). На этом этапе следует обратить
внимание на технику произношения.
Прежде всего, на орфоэпию – образцовое
литературное произношение, соответствующее
произносительным нормам, а также
на правильное ударение в словах. Следует
иметь в виду, сто только читая
книги, нельзя, овладеть правильным русским
произношением. Литературному произношению
нужно учиться, внимательно вслушиваясь
в произношение культурных высокообразованных
людей, владеющих правильной литературной
речью, в речь дикторов радио и
телевидения, наконец, специально изучать
нормы и пользоваться словарями
и справочниками. Важно уметь
слышать звучание своей речи, чтобы
иметь возможность
Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме» (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и совершенно новый для выступающего. Вообще же чтение по тексту не производит такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей, а не на бумажки. Нет ничего более утомительного для слушателей, когда оратор, читая речь, перестает контролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок.
После речи могут
быть вопросы, в которых иногда заключается
прямая или скрытая полемика. Это
наиболее трудная часть выступления,
поскольку требует быстрой
Заключительный
этап – тщательный анализ своего выступления.
Эта самоучёба позволяет при достаточно
критическом отношении к речи вскрыть
ее недостатки, отметить достоинства,
с тем, чтобы учесть все это в последующей
работе.
Список литературы:
27