Основные качества речи оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:05, реферат

Краткое описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Оглавление

Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Функционально-смысловые типы речи.
4. Структура ораторской речи.
5. Подготовка речи и выступление.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 56.94 Кб (Скачать)

Художественно-беллетристический  стиль имеет функцию воздействия  и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности.

Разговорный стиль  обслуживает сферу бытовых и  профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная его  функция – общение; проявляется  в устной форме; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовую  речь.

Использование стилистических элементов зависит  от вида, темы и целей речи. 

  1. Функционально-смысловые  типы речи.

Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку  в процессе мышления человеку свойственно  отражать различные, объективно существующие связи, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в  различных функционально-смысловых  типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Монологические типы речи строятся на основе отражения  мыслительных диахронических, синхронических, причинно-следственных процессов. Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование  – информацию о развивающихся  действиях, монологическое описание –  информацию об одновременных признаках  объекта, монологическое рассуждение  – причинно-следственных отношениях. Смысловые типы присутствуют в речи в зависимости от ее вида, цели и  от концептуального замысла оратора, чем обусловлено включение или  невключение того или иного смыслового типа в общую ткань ораторской речи; смена этих типов вызвана  стремлением оратора полнее выразить свою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателям воспринять выступление  и наиболее эффективно повлиять на аудиторию, а также придать речи динамический характер. При этом в  различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных  типов, ибо в реальности все они  смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.

Повествование – это динамический функционально-смысловой  тип речи, выражающий сообщение о  развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий  специфические языковые средства. Повествование  передает сменяющиеся действия или  состояния, развертывающиеся во времени. Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, поэтом в нем могут  постоянно меняться временные планы.

К данному типу прибегают в том случае, если требуется  подтвердить высказанные оратором положения конкретными примерами  или при анализе некоторых  ситуаций. Задача оратора – изобразить последовательность событий, с необходимой  точностью передать эту последовательность. Таким образом, передается содержательно-фактуальная  информация, причем она облекается в разные формы. Во-первых, оратор может  говорить как участник событий, во-вторых, излагать события со слов третьего лица, в-третьих, моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Оратор передает события, которые совершаются  как бы на глазах слушателей, или  вводит воспоминания о событиях, развивающихся  в прошлом.

Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование. Конкретное – это  повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях  одного или нескольких действующих  лиц, например в судебной речи; обобщенное – о конкретных действиях, но характерных  для многих ситуаций, типичных для определенной обстановки, например в научном изложении; информационное – сообщение о каких-либо действиях или состояниях без их конкретизации и детальной, хронологической последовательности; оно чаще всего имеет форму пересказа о действиях субъекта или форму косвенной речи.

Повествование в речах может быть построено  по схеме традиционного трехчасового членения, т.е. в нем есть своя завязка, вводящая в сущность дела и предопределяющая движение сюжета, развертывание действия и развязка, содержащая явную или  скрытую эмоциональную оценку события  оратором.

Обычно выделяют развернутое и неразвернутое  повествование. Развернутое повествование  представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование или  выражается отдельной репликой в  диалоге, или, будучи использовано в  микротематическом контексте, выполняет  роль введения к описанию или рассуждению.

Описание –  это констатирующая часть, как правило, дающая статическую картину, представление  о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, и несущественных его признаков в данный момент.

Описание может  быть двух видов: статическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные  в речи признаки объекта, могут означать его временные или постоянные свойства, качества и состояния. Например, описание места, действия в судебной речи или описание объекта в политической речи. Реже встречается описание второго  вида; так, какой-либо опыт в научной  речи обычно предстает в развитии, динамике.

Описания весьма разнообразны и по содержанию, и  по форме. Они могут быть, к примеру, образными. Оратор, стремясь сообщить слушателям, необходимое количество информации, дает не только подробное  описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздавая определенную картину, что сближает речь с описанием  в художественной литературе.

Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в  сознании слушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть весьма насыщенным, поскольку существительные  с предметным значением вызывают целый ряд ассоциаций.

В описании, как  правило, употребляются формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Для  судебной речи наиболее типично использование  прошедшего времени, для академической  – настоящего.

Описания более  или менее однородны по своей  синтаксической структуре. Как видно  из предыдущих примеров, она обычно представляет собой перечисление опорных  слов или слов, обозначающих признаки описывающего объекта, в прямом или  переносном значении, что обуславливает  перечислительную интонацию, в результате чего создается целостный образ  объекта.

В динамическом событийном описании изображаются относительно равноправные, законченные действия или факты в виде сменяющихся  частей, что придает высказыванию перечислительный характер. Описание такого типа имеет обозначенное начало и конец.

Описание может  быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например, описание опыта в академической  речи или места преступления в  судебной речи, и субъективированным, в котором оратор выражает к объекту  свое отношение, например, описание ситуации в политической речи. Чаще всего, конечно, оратор не скрывает своего отношения  к объекту, давая ему скрытую  или явную оценку.

Рассуждение (или  размышление) – это тип речи, в  котором исследуются предметы или  явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми  логическими отношениями между  входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения  или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую  языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения и от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными  отношениями. Он связан с передачей  содержательно-концептуальной информации.

В «Логическом  словаре» Н.И.Кондакова дается следующее  определение: «Рассуждение – цепь умозаключений  на какую-нибудь тему, изложенных в  логически последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые идут одно за другим, таким  образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют  другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». При  рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждая, позволяют  вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается.

Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений  на какую-либо тему, изложенных в логически  последовательной форме, его цель –  выведение нового значения (чаще всего  вначале идет комментирующая часть, затем ключевая, или основная часть); доказательство, цель которого обоснование  истинности или ложности высказанных  положений (ключевая часть обычно предшествует комментирующей); объяснение, цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного  содержания, установление достоверности  суждений относительно какого-либо неясного дела (как правило, вначале также  идет ключевая часть, затем комментирующая). Приведем пример собственно рассуждения  из слова В.С.Соловьева, сказанного на могиле Ф.М.Достоевского: «Все мы сошлись  здесь ради общей нашей любви  к Достоевскому. Но если Достоевский  всем нам так дорог, значит, все  мы любим то, что он сам более  всего любил, что ему было всего  дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем бы приходить нам  сюда чествовать его кончину, если бы нам было чуждо то, ради чего он жил  и действовал? А любил Достоевский, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что все мы – род Божий, верил  в божественную бесконечную силу человеческой души, торжественную над  всяким внешним насилием и над  всяким внутренним падением». Начинается это рассуждение комментирующей частью: раскрываются причины, которые  привели всех на могилу; затем идет основная (ключевая) часть: каким был  Достоевский, во что он верил, и, следовательно, что побудило прийти с ним проститься.

Частным случаем  рассуждения являются общие места  – отвлеченные рассуждения, навеянные  темой, речи, незакрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов  и положений. Это рассуждения  на общие темы, например, о честности  и порядочности, справедливости и  гуманности, об отношении к людям  и т.д.

Удачно выбранная  общая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой для  конкретного материала; связь общих  мест с конкретным материалом повышает содержательную направленность речи. Таким образом, общие места есть вид рассуждения.

Итак, функционально-смысловые  типы речи в выступлении обычно чередуются, так или иначе сменяя друг друга, что создает особую композиционно-стилистическую динамику. Скажем, в академической  лекции может преобладать рассуждение, в речи юридической большое место  занимает описание и повествование.

Как мы видим, описание, повествование и рассуждение  имеют конструктивно-стилистические и смысловые различия, которые  обуславливают употребление этих типов  в речи.

В функционально-смысловом  отношении ораторская речь регламентирована и систематизирована; выбор того или иного функционально-смыслового типа зависит от объекта речи и  цели высказывания.

Ораторская речь по природе своей полемична, поскольку  она отражает противоречия современной  жизни и коллизии общения.

Можно выделить два вида полемичности: имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид  полемичности проявляется практически  во всех речах, поскольку оратору  приходится убеждать аудиторию в  своей правоте, не называя возможных  несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории  или вне неё.

Эксплицитная  полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением  оппонентов. Об ирреальном оппоненте  можно говорить тогда, когда оратор, стремясь высказать свои взгляды, опровергает  существующие, борется с воображаемым противником. О реальном – если оппонент персонифицирован, от его имени формулируются  смыслы, подлежащие опровержению.

Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, может возникнуть полемика между оратором и этим лицом, если последнее публично выступает в  защиту своих взглядов. Полемика –  это двухстороннее (многостороннее) публичное общение ораторов, обмен  мнениями, спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса на собрании, конференции, а также в печати в целях  наилучшего решения рассматриваемых  проблем.

Полемическая  форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т.д., основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие  на слушателя, необходимые в процессе убеждения. 

Информация о работе Основные качества речи оратора