Основные качества речи оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:05, реферат

Краткое описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Оглавление

Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Функционально-смысловые типы речи.
4. Структура ораторской речи.
5. Подготовка речи и выступление.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 56.94 Кб (Скачать)
  1. Структура ораторской речи.

Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в  нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное высказывание не достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем идет речь.

Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова: начинает говорить…, сообщает, о чем будет  говорить…, делает оговорку…, переходит  к основной теме…, делает отступление…, повторяет…, дискутирует…, опровергает  мнение ученого…, не соглашается…, подчеркивает…, повторяет…, добавляет…, перечисляет…, отвечает на вопросы…, делает выводы. Этот комментарий строго отражает связь  оратора с аудиторией, а, прежде всего, последовательность расположения материала, композицию речи.

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации  материала.

В композиции можно  выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без  содержания нет и речи).

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях  достижения ее целостности называется интеграцией. Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это  и диктует принципиально иное его построение по сравнению с  письменной речью. Связанность ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией  и проспекцией.

Когезия – это  особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость  отдельных частей ораторской речи, которая позволяет глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить  отдельные ее фрагменты, расположенные  на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той  или иной степени связанные между  собой. Этот тип связи может, выражается различными повторами, словами, обозначающими  временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие  слова и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с  другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось в последствии.

Ретроспекция  – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может  ссылаться на информацию, которая  имеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь  данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к  информации, которая содержится в  предыдущих его выступлениях или  в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с  предыдущими речами).

Проспекция –  это один из элементов речи, относящих  содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих  частях выступления. Проспекция дает возможность  слушателю яснее представить  себе связь и взаимообусловленность  мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать  слушателям дать некоторую информацию о данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

В заключение поговорим  об этикетных речевых формулах, которые  входят в зачин и концовку речи. Этикет ораторской речи – это устойчивые специфические единицы общения, принятые в ораторской практике и  необходимые для установления контакта с аудиторией, поддерживания общения  в избранной тональности, передачи другой информации. Помимо основной функции  – поддержания контакта – указанные  речевые формулы выполняют функцию  вежливости, регулирующую функцию, благодаря  которой устанавливается характер отношений между оратором и слушателями  и восприятия речи, а также эмоционально-экспрессивную.

Чаще всего  в речевом этикете используют обращение. Распространены также приветствие  аудитории, т.е. выражение дружеских  чувств, дружеского расположения, доброжелательности. Следующая группа – формулы «прощания» и «благодарности за внимание». Выделяется также группа речевых клеше, относящихся  к знакомству. Оратор обязательно  должен быть представлен или должен представиться сам. В ораторской речи используется высокая, нейтральная  и эмоциональная тональность, т.к. благодаря ей устанавливается благоприятный  контакт со слушателями. 

  1. Подготовка  речи и выступления.

Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствие с  поставленной им задачей. А задача, естественно, - убедить слушателей, обращаясь к их разуму и эмоциям, и добиться нужной их реакции. Поэтому  предполагается изучение ораторской речи на трех уровнях: на уровне замысла  и содержания, то есть определения  темы, цели, речи, отбора фактического материала; на уровне стиля, то есть использования  языковых средств в системе; на уровне композиции, то есть расположения и  порядка следования смысловых частей речи. И все эти уровни связаны  с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения  с нею.

Ораторская речь, является сложным творческим процессом, - речь подготовленная и требует  большой, упорной работы. Конечно, эта  работа у каждого оратора индивидуальна  и зависит от особенностей его  психики, опыта, аудитории, вида красноречия. Скажем, чтобы произнести митинговую речь, нужна одна система подготовки, а для чтения научно-популярной лекции – другая. После выступления на митинге вопросы не задают, а на научно-популярной лекции их задают всегда. Однако существуют общие принципы работы оратора, которые могут учитываться, конечно, в разной степени при  подготовке разных видов речи. Подготовка (докоммуникативная фаза) включает в себя два этапа: первый – определение  вида, темы, цели, названия выступления  и оценка состава слушателей, обстановки, в которой будет произноситься  речь; второй – составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работа над ним и одновременно работа над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением ее частей. Таким образом, перед оратором встает три взаимосвязанных  вопроса, что сказать, где сказать  и как сказать. Следует выделить репетицию (предкоммуникативная фаза), собственно произнесение (коммуникативная  фаза), куда входят также ответы на вопросы, если необходимо или запланировано, ведение дискуссии, а затем –  последующий анализ и оценка своего выступления (посткоммуникативная  фаза), для того чтобы учесть его  достоинства и недостатки, скорректировать  дальнейшие выступления.

Как правило, тему определяет не сам оратор, а те, кто  приглашает его выступить. Иногда она  определяется ситуационно. В некоторых  же случаях оратор имеет возможность  сам назвать тему. Конечно, тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, вызванной потребностями жизни; она должна быть четко сформулирована, быть доступной и привлекать внимание слушателей. Тема не должна быть перегружена  проблемами, слишком широкой: достаточно взять для освещения два- три  вопроса, объединенных одной идеей.

Направленность  речи зависит от ее целевой установки, точное определение которой позволяет  оказывать воздействие на аудиторию. Цели могут быть разными. Например, на лекции по математике мы ставим перед  собой основную цель – информировать  слушателей, то есть научить их, дать им определенные сведения по интересующим их математическим проблемам. В речи на митинге мы стараемся воздействовать на слушателей, сформировать у них  убеждения, представления, знания идей, которые станут мотивами поведения  людей, определение их отношения  к действительности. Большую роль в речи играет внимание – различные  способы словесного эмоционально окрашенного  воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния  или побуждения к определенным действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, то есть выступление преследует цель –  информировать слушателей и воздействовать на них. Отсюда и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать это  внимание на протяжении всей речи, увлечь своей речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге – сформировать стереотип  поведения.

Итак, задачи названия речи можно определить следующим  образом: сжато сообщить основное содержание речи, отделить ее от других однотипных выступлений, привлечь внимание слушателей и заинтриговать их, оказать на них определенное эмоциональное  воздействие.

Следующий вопрос, который возникает перед оратором: оценка состава слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортное  ощущение оратора, если он психологически не подготовит себя к ней. Поэтому  по возможности следует обстоятельнее  выяснить, где будет происходить  выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуна, стола, размер и интерьер зала, а также  время выступления (утро, вечер), отношение  выступления к другим выступлениям, если их несколько. От времени зависит  самочувствие слушателей: вечером они  придут после работы уставшие. Это  следует иметь в виду и постараться  по ходу выступления снять или, по крайней мере, уменьшить утомление, за счет повышения интереса. Не можем  мы игнорировать и предшествующие выступления: каждое последующее должно быть интереснее по содержанию и форме предыдущего, что связано с законами восприятия.

Готовя речь, необходимо представить себе, как  воспримут ее слушатели, и что  им будет непонятно. Широко известны слова В.И.Ленина, опытного оратора, что «нельзя говорить одинаково  на заводском митинге и казачьей деревне, на студенческом собрании и  в крестьянской избе».

Успех воздействия  оратора на аудиторию зависит  не только от его личных качеств, но и от состава слушателей и особенностей их восприятия. Оратору необходимо по возможности учитывать особенности  конкретной аудитории и в процессе подготовки к речи, и во время  ее произнесения, постоянно корректируя  ее в зависимости от реакции слушателей.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена  не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют  свои интересы, цели. Поэтому следует, прежде всего, учитывать мотивы, которые  привели слушателей в аудиторию: интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления  и к оратору, их знакомство с данным вопросом.

Практика показывает, что весьма сложная аудитория  – молодежная. Ведь, интеллектуальные и физические изменения, которые  происходят в этом возрасте, противоречивы: с одной стороны, проявляется  объективное отношение к действительности, положительная оценка людей, удовлетворенность  своим положением, с другой –  крайний субъективизм, отрицание  всего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для  молодежи эмоциональные речи, хотя для всех возрастных групп необходима и логическая убедительность речи, лаконичность и точность изложения  мысли. Взрослые же предпочитают логическое развитие мысли, на первом месте у  них аргументированность, доказательность  изложения, хотя ценят они и эмоциональность  изложения, которая, правда, уходит на второй план.

Условия, необходимые для  обеспечения убедительности, доходчивости и яркости  выступления:

  1. Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям.
  2. Заинтересованность личная в том, чтобы избранная тема была правильно осмыслена и доказательно раскрыта для слушателей и ради них. Неравнодушие к своей теме, ее освещению, к людям, с которыми говоришь.
  3. волевая психологическая установка на воздействие. Если ты выступаешь, выступай затем, чтобы слушатели тебе поверили, чтобы они в чем-то тебе подчинились, чтобы пошли за тобой в твоих поисках, нужных решениях, в твоем обдумывании вслух тех или иных вопросов и тем, событий и явлений.
  4. Продумывание плана предстоящего выступления: с чего начать, в какой последовательности излагать главные подтемы и вопросы, как их между собой связывать, чем выступление завершить?
  5. Фиксирование, закрепление на бумаге предстоящего выступления в форме плана, плана-конспекта, тезисов, свободных записей или полного конспекта.
  6. Правильное, обеспечивающее действенность поведение в процессе выступления – логико-психологическое, нравственное, речевое, внешнее.

Слово «оратор» (от лат – «говорить») применяется  в двух значениях:

  1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
  2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Так вот, если слово  «оратор» применять хотя бы только в первом значении, то и в этом случае от оратора можно и нужно  требовать уважения к языку и  людям, для которых оратор выступает. Если же оратор – во втором значении слова, то значит, с культурой речи связаны вся его деятельность, все его поведение во время  публичного выступления, все его  радости и огорчения, вызванные  таким выступлением. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим  красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора –  это словесное выражение мысли  и произнесение речи. Первое требование к речи – чистота и ясность  языка (выражение мысли). Чистота  и ясность вырабатываются обучением  и совершенствуются посредством  чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность  речи связана с правильным, нормативным  произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность, нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом, нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как  в одышке.

Информация о работе Основные качества речи оратора