Пересечение религии, рекламы и PR в условиях современной массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проведение сравнительного анализа религии, рекламы и PR и выявление общих закономерностей их функционирования. Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:



1.сформулировать определения объектов исследования,
2.определить компонентную структуру каждого из объектов исследования,
3.выявить сходства и различия отдельных компонентов и структуры в целом религии, рекламы и PR,
4.выяснить, каким образом происходит взаимодействие объектов исследования,
5.дать оценку возможности перекрестного использования методов в сферах религии, рекламы и PR.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Особенности религии, рекламы и PR с точки зрения теории коммуникации:……………………………………………………………..…..9

§1. Ритуальный дискурс и религия………………………………..…...9

§2. Реклама и ее место в массовой коммуникации………………….21

§3. PR в массовой коммуникации………………………………….....30

Выводы……………………………………………………………………..…37

Глава II. Пересечение религии, рекламы и PR в условиях современной массовой коммуникации………………………………………………..……39

§1. Рекламные и PR–функции религии………………………….…...39

§2. Религиозные функции рекламы и PR: создание корпоративной религии………………………………………………………………….….…44

§3. Проблема воздействия современных религиозных групп на общество с помощью методов рекламы и PR……………………….….…..52

Выводы…………………………………….…………………………….……56

Заключение…………………………………………………………..………..58

Список литературы…………………………………………………..……….62

Файлы: 1 файл

Пример Дипломной работы.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

     Отметим, что проповедь предполагает ответное действие: покаяться, начать жертвовать нищим, уйти в монастырь и т. д. То есть, предполагается  использование молитвенной и исповедальной стратегии100. Но специфика PR–текстов такова, что форма обратной связи потребителей информации может быть жанрово неоформлена (в случае спонтанной ответной реакции) или же  представлять собой метажанровые образования (если реакция аудитории ожидаема и управляема).

     Функциям  социализации и интеграции служит ритуальная стратегия101. Как и в рекламе, она может быть формализована до этикетного действия: например, на пресс–конференции или презентации элементы фирменного стиля (включающего этические правила) не только персонифицируют компанию, но и обозначают ее расположение к представителям разных слоев общества. Или же фирма может стать инициатором какой–либо общественной акции, закрепившись в сознании людей как объединяющее звено.

     Для консолидации внутренней энергии компании проводятся особые обряды, которые  заключают в себе глубокие эмоциональные  переживания и драматизацию определенных событий. Таким образом закрепляются основные ценности и миссия компании102. служат Важную роль при этом играет ее история. Например, проводятся корпоративные вечера или церемонии – только для сотрудников компании (паствы).

 

Выводы

      В данной главе мы рассмотрели коммуникативные  особенности религии, рекламы и PR. Мы установили, что все три вида дельности являются социальными институтами, в основе которых лежат устойчивые коммуникативные каналы. Информация, распространяемая по этим каналам требует определенной ответной реакции аудитории. Следовательно, мы можем говорить о дискурсивность текстов (в значении всего массива информации) и установить общие для рекламы, религии и PR компоненты коммуникации: коммуникаторов (их статус и структуру), содержание коммуникации (тексты),  методы и средства распространения информации, аудиторию, эффекты коммуникации103. Они являются элементами базиса, но в приобретают специфические черты в зависимости от вида деятельности. Коммуникативная схема во всех случаях будет выглядеть следующим образом:

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Характер  коммуникации, как мы выяснили, определяется для всех

сфер  ключевым концептом – верой104, на основе которой клиент делает выбор.

     Прослеживается  функциональное сходство: все три  сферы направлены на создание, укрепление и поддержание собственной картины  мира у массовой аудитории или  определенной целевой группы, которая информирует индивидов, ориентирует, регулирует их поведение. Поэтому религиозные, рекламные и PR–тексты представляют собой  функциональное использование символико–знаковых систем.

     Однако, разница этих сфер деятельности проявляется  в их целевой установке, которая является важным текстообразующим фактором105.

     Цели  религии – приобщение аудитории  к учению и его основным ценностям, следовательно вера – способ продвижения. Тогда как PR и реклама ставят перед собой задачу создания механизмов регулирования спроса и сбыта, а так же повышения доверия населения к действиям компании. Вера в этом случае будет конечной целью действий.

      

 

     Глава II. Пересечение религии, рекламы и PR в условиях современной массовой коммуникации

§1. Рекламные и PR–функции религии

     Основываясь на принятом нами методе математического  моделирования, мы установили, что при  определенной совокупности базисных значений действия религии, рекламы и public relations  являются однотипными. Однако, при произвольной совокупности базисных компонент данные действия различны106. В этой главе мы рассмотрим на примерах базисные значения, при которых та или иная сфера деятельности исполняют полностью или частично функции другой.

     Без особой натяжки можно утверждать, что религия – это категория маркетинга. К ней применимы все его понятия: нужда, потребность, запросы, товар, обмен, сделка.

     Потребность – это нужда, принявшая специфическую  форму в соответствии с культурным уровнем. А. Маслоу выделял несколько уровней человеческих потребностей. Кроме физиологических (низших) он называет:

  • потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач,
  • потребность в принадлежности и любви,
  • потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание,
  • познавательные потребности: знать, уметь, исследовать,
    • эстетические потребности: гармония, порядок, красота,
  • потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности107.

     Религия как информационный продукт особого рода, способна  удовлетворить их. Но для успешного его успешного распространения не достаточно одного качественного исполнения. Информация должна подвергаться тщательному отбору и организованно поставляться клиенту–потребителю.

     Коммерческие  структуры для налаживания качественной коммуникации используют комплексные  маркетинговые коммуникации. Компания–производитель товаров или услуг (а, значит, и производитель ценностей) общается со своими посредниками (жрецами и пророками), клиентами и различными контактными аудиториями. Посредники обмениваются информацией со своими клиентами и прочими потребителями. Потребители рассказывают о товарах другим потребителям и тем, кто не пользуется данными товарами или услугами. В целом каждый компонент этой системы выступает источником информации для остальных108.

     Общая программа маркетинговой коммуникации компании, называемая комплексом продвижения, применима и к институту религии (в том числе и к сектам)  и применяется для достижения его целей. Такая программа представляет собой специфическое сочетание средств рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта и связей с общественностью109. Разница заключается только в некоммерческой основе предоставления и изготовления информации.

     Варианты  воздействия на аудиторию прослеживаются на жанровом уровне. Сравним жанры религии, PR и рекламы. Общность коммуникативных стратегий предполагает их типологическое сходство, но специфика и цулеустановка каждого рода деятельности вносят изменения.

   В рекламе, как и в журналистике, на за жанровые характеристики отвечают три фактора: предмет отображения (новость, персона), цель отображения (познавательные, оценочные, образные), метод отражения (изложение, рассуждение).  На основании этого выделяют следующие типы жанров рекламы:

  • информационные,
  • аналитические,
  • художственно–публицистические110.

   В public relation те же жанрообразующие факторы, отсюда – сходство типологического деления:

  • оперативно–новостные жанры,
  • фактологические жанры,
  • исследовательско–новостные жанры,
  • исследовательские жанры,
  • образно–повествовательные111.

   Определим на основании вышеприведенных факторов типологию религиозных жанров:

  • информационно–событийные жанры,
  • исследовательско–аналитические жанры,
  • Образно–публицистические жанры.

   Очевидно, что жанровая система религии имеет сходство с типологией текстов рекламы и PR. Подробное сравнение жанров этих сфер деятельности приведены в таблице ниже.    

   Система жанров религии, рекламы  и PR

Религия112 Реклама113 PR114
Информационно–событийные жанры:
  • символ веры,
  • катехизис,
  • канон,
  • заповеди, кодексы.
 
Информационные  жанры:
  • объявление,
  • анонс,
  • афиша,
  • развернутое рекламное обращение,
  • каталог,
  • прейскурант.
Оперативно–новостные жанры:
  • пресс–релиз,
  • консультативные новости,
  • приглашение,
  • меморандум.
 

Фактологические жанры:

  • факт–лист,
  • памятка
  • биография,
  • ключевые заметки.
Исследовательско–аналитические жанры:
  • агиография, жития святых
  • священное предание

(патристика),

  • проповедь,
  • исповедь
  • толкования и словарные своды.
Аналитические жанры:
  • имиджевое интервью,
  • имиджевая статья,
  • развернутый комментарий,
  • публикация результатов социологических исследований,
  • рецензия,
  • письмо,
  • исповедь.
Исследовательско–новостные жанры:
  • бегграундер,
  • лист вопросов–ответов,
  • имиджевое интервью
  • питч–письмо.

 

Исследовательские жанры:

  • заявление,
  • имиджевая статья,
  • кейс–стори.
Образно–публицистические жанры:
  • мистико–эзотерические тексты,
  • клерикальные сочинения по историографии религии и церкви,
  • историко–биографические сочинения,
  • церковно–светские полемические сочинения.
Художественно–публицистические жанры:
  • портретный очерк,
  • анекдот,
  • шутка,
  • игра,
  • совет или  консультация специалиста,
  • житейская история.
Образно–повествовательные:
  • бай–ланер,
  • поздравление.
 

   Согласно  данной таблице можно сделать  вывод, что данных сферах деятельности присутствует типологическое, методологическое и функциональное сходство жанровой структуры. Однако, обратим внимание на присутствие информационно–регламентирующих жанров в религии: сводов, кодексов и заповедей. Они регулируют поведение адепта учения и не допускают его отступлений от норм. В противном случае, смысл участия в религиозной организации теряется.

   Подобных  жанров нет в рекламе или PR. Тексты этих сфер призваны мотивировать поведение  индивида, обучать его (вспомним теорию социального научения А.Бандуры115), но не содержат ограничений или запретов. Важно подчеркнуть при этом коммерческую направленность рекламы и PR: они ориентированы на продвижение материальных ценностей и заинтересованы в идеологии потребления116.

   Еще одно принципиальное отличие содержится в оформлении обратной коммуникации. Как видим, в данную таблицу не вошло такое жанровое образование как молитва. В рекламе и связях с общественностью присутствуют жанры, которые соответствуют разновидностям молитвы: прошения, покаяния, восхваления и благодарения. Но разница заключается в том, что они не содержат искреннего и бескорыстного ответного обращения и используются с целью манипуляции сознанием аудитории. Заметим так же, что ответная коммуникация в этих сферах не предполает строго следования определенному канону, существуют лишь определенные клише, но придерживаться их необязательно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

§2. Религиозные функции рекламы и PR:

создание  корпоративной религии 

     Чтобы победить на перенасыщенном рынке, недостаточно просто изготовить и разрекламировать товар отличного качества. Нужна еще вера в свой товар, умение обратить сотрудников и покупателей в эту веру, в общем, нужна корпоративная религия. Йеспер Кунде, автор книги «Корпоративная религия» считает, что формирование такой религии сыграет намного большую роль в формировании и продвижении имиджа компании, нежели корпоративная культура117.

     «Корпоративная религия есть там, где есть корпорация», – пишет Кунде. Корпорация всегда – цельный организм. На практике же «корпорация» есть лишь сокращение от «международная корпорация». Здесь опять дают о себе знать разные представления о религии. В России религия – это нечто национальное. Для Запада религия прежде всего – единство обряда. Именно тогда, когда католичество стало реформироваться – с середины ХХ века, – в католической церкви стало допускаться разнообразие обряда. Тогда упавшее знамя подхватил бизнес118.

Информация о работе Пересечение религии, рекламы и PR в условиях современной массовой коммуникации