Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:00, курсовая работа
Цель работы – проведение сравнительного анализа религии, рекламы и PR и выявление общих закономерностей их функционирования. Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
1.сформулировать определения объектов исследования,
2.определить компонентную структуру каждого из объектов исследования,
3.выявить сходства и различия отдельных компонентов и структуры в целом религии, рекламы и PR,
4.выяснить, каким образом происходит взаимодействие объектов исследования,
5.дать оценку возможности перекрестного использования методов в сферах религии, рекламы и PR.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности религии, рекламы и PR с точки зрения теории коммуникации:……………………………………………………………..…..9
§1. Ритуальный дискурс и религия………………………………..…...9
§2. Реклама и ее место в массовой коммуникации………………….21
§3. PR в массовой коммуникации………………………………….....30
Выводы……………………………………………………………………..…37
Глава II. Пересечение религии, рекламы и PR в условиях современной массовой коммуникации………………………………………………..……39
§1. Рекламные и PR–функции религии………………………….…...39
§2. Религиозные функции рекламы и PR: создание корпоративной религии………………………………………………………………….….…44
§3. Проблема воздействия современных религиозных групп на общество с помощью методов рекламы и PR……………………….….…..52
Выводы…………………………………….…………………………….……56
Заключение…………………………………………………………..………..58
Список литературы…………………………………………………..……….62
Говоря о религиозном дискурсе, важно упомянуть и о его обязательном элементе – обряде. Примем за установку определение В.И. Карасика, который называет обрядовость внешней условной формой ритуального действия. Ритуал же он трактует как символическое осмысление и переживание специальных процедур, направленное на подтверждение идентичности членов определенного сообщества47.
Ритуал – стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал, как древний, так и современный, одинаково символичен. В отличие от бытового поведения мирянина, поведение мистика не терпит неосмысленных действий. Любой мистический ритуал состоит из строго регламентированных жестов и слов, наделенных глубоким символическим или магическим значением, которое должно быть воспринято и усвоено человеком, выполняющим данный ритуал48. Он призван победить бесформенность времени, определяя циклы жизнедеятельности, и является традиционно выработанным методом социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни и обеспечения незыблемости уклада49. С помощью воссоздания и драматизации мифов он закрепляет характеристики представителей определенной группы – этноса, конфессии, малой группы, осознающей свою групповую идентичность, и в этом смысле ритуал не подвержен измерению50. Участники ритуала ощущают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому переходу способствует празднование и ощущение перерождения51.
Отметим, что ритуальная тональность общения жестко закрепляет иерархию в коллективе и обосновывает сложившуюся систему ценностей. Существуют общенациональные, конфессиональные, групповые ритуалы.
Таким образом, можно вывести следующие функции ритуала:
Сущность ритуала в его повторяемости. В идеальном случае имеет место повторение некоторого текста инициируемым вслед за инициатором. Ритуальный дискурс в этом смысле есть хоровой текст. В более сложных случаях выделяются отдельные партии в тексте52.
Таким
образом, мы делаем вывод, что с помощью
различных стратегий
§2. Реклама и ее место в массовой коммуникации
Реклама
– одна из сфер человеческой деятельности.
Естественно, что она находит
выражение в речи (устной и письменной).
Систематическое производство и
воспроизведение рекламных
Сложность формулирования исчерпывающего определения связана с особой природой этого явления. Рекламу можно рассматривать в качестве категории экономического (маркетинговая коммуникация) и информационного (коммерческогая новость). Третья составляющая рекламы – креативная (творческая)54.
Землянова в «Англо–русском словаре концепций и терминов «Коммуникативистика и средства информации» дает следующее толкование рекламы (advertisement): «реклама о товарах и услугах, нацеленная на их успешную реализацию и являющаяся важным звеном в системах коммерциализированных СМИ, обеспечивая им финансовую поддержку, выгодные связи в торгово–экономических и других сферах жизни общества, формирование психологии и образа жизни аудитории, способствующей рекламному делу и СМИ». Автор словаря так же описывает концепцию рекламы как первопричины манипулирования символами (advertising as a source of symbolic manipulation): «в свете этой концепции исследуется процесс превращения рекламных имиджей в набор модных символов, создающихся на основе информационных сюжетов и мотивов, характерных для тех или иных явлений и событий, приковывающих к себе внимание массовой аудитории своей сенсационностью и экстравагантностью»55.
Реклама является одним из элементов системы маркетинговых коммуникаций. Специалист по маркетингу Филип Котлер определяет рекламу как любую платную форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, которую заказывает и финансирует определенный спонсор56.
В.В. Тулупов определяет рекламу как особый социальный институт, который опирается на разветвленную систему организационных структур: агентства, отделы рекламы в редакциях газет и журналов, теле– и радиокомпаний, на предприятиях и в организациях57.
Наиболее общее определение дано в Федеральном законе «О рекламе», вышедшем в 2006 году: «Реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания к нему доверия и его продвижение на рынке»58.
Сравнив
все вышеприведенные
Так как основой института рекламы является коммуникация, вышеперечисленные компоненты этой сферы деятельности примем за базисные элементы рекламного дискурса. Далее мы подробно рассмотрим, как они преобразуются в соответствии с институциональной спецификой.
Агенты–заказчики рекламы (в религиозном дискурсе – пророки, обладатели истины, ценности) – это отделы предприятий, организаций, отвечающие за реализацию товара. Они так же могут выступать в роли трансляторов информации (жрецов), но чаще их роль играют представители СМИ или специально обученный персонал фирмы (например, менеджеры по работе с клиентами). Отметим, что в отличие от религиозного дискурса в рекламной сфере существование суперагента исключено, так как предмет рекламы – товар производится, а не существует независимо и самостоятельно, то есть он, по сути, не уникален.
Соответственно, в зависимости от специфики предлагаемого товара или услуги, клиентами–потребителями рекламной информации могут быть массовая аудитория, потенциальная аудитория или определенная целевая группа59.
Язык рекламы – язык символов и знаков. Поэтому, рекламное сообщение часто не содержит прямого словесного описания потенциального потребителя. Однако заложенная информация достигает своего адресата. Это происходит посредством невербальной коммуникации. Рекламное сообщение кодируется образ потенциального потребителя (стереотип), который легко дешифруется реципиентом информации. Например, применяется специальный стиль, который соотносится с определенной сферой деятельности. Или используется персонаж – собирательный образ потребителя, который использует товар. Реципиент подсознательно сравнивает и идентифицирует себя с предложенным стереотипом и, в случае совпадения собственных представлений о своих социальных ролях, выбирает товар60. Поэтому обычно дихотомия «свой–чужой» строго прослеживается, например, на уровне сравнений потребителей рекламируемых товаров и потребителей товаров–конкурентов. Основой для определения целевой и потенциальной аудитории являются демографические и психофизиологические характеристики общества, а так же стили жизни. Причем, чем больше сегментов включает аудитория рекламного сообщения, тем больше стереотипных наслоений на образ–персонаж потребителя продукта (то есть его границы размываются)61.
Хронотоп рекламы определяет ее место расположения. Выделяют:
Наружная реклама организует городское пространство с помощью рекламных щитов, вывесок, декораций и т.п. Она задает направление движения и определенность действий людей63.
Внутренняя реклама включает в себя все рекламные формы, располагаемы внутри помещения. И хотя обычно ее размеры относительно меньше по сравнению с наружной рекламой, она располагает более широким спектром рекламных элементов, полностью создавая особое время–пространство помещения. Такая реклама становится ориентиром для потребителя в больших торгово–развлекательных центрах, гипермаркетах, а так же с помощью различных рекламных акций, розыгрышей призов, обещанием скидок нацеливает на повторное посещение магазинов.
Несмотря
на кажущуюся хаотичность
Реклама на месте продаж преобразует определенную торговую точку по определенному плану. Яркий пример тому – оформление фирменных магазинов: в них буквально все рекламные элементы нацелены на представление бренда. Особая псевдолитургийная атмосфера создается не только с помощью повсеместного использования изображения бренда (который можно сравнить с иконой) – от вывески до ярлыков64. Часто пространство организуется с помощью особой музыки, запахов, планировки65 – все элементы должны отождествляться в сознании потребителя с товаром–брендом.
Отметим, что хронотоп рекламного дискурса так же зависит от целевой аудитории: информация транслируется в определенное время, когда группа воздействия наиболее активна или предрасположена к определенным действиям.
Основной
целью рекламы является создание
побудительных мотивов для
3) в интересах производства:
Как видим, в отличие от религиозного дискурса, интересы агентов и клиентов расходятся. А создание особой картины мира в сознании человека – лишь средство заполучить постоянного потребителя.
Под ценностями рекламы могу разуметь товар или услугу, их качества, а так же определенный образ жизни, который связывается с товаров или услугой. Причем понятие о качествах или образе жизни, носителем которых по утверждению агентов является предмет рекламы, бывает очень размыто. Например, сомнительна ценность престижа, которую предлагают приобрести в одной упаковке с шампунем, которым якобы пользуется Дмитрий Маликов. Такие товары как информация и идеи материального значения вообще не имеют. Апофеозом относительных ценностей рекламы можно назвать продажу пустых банок с воздухом Святой земли, Парижских улиц и т.п68.
Подмену материальных ценностей эфемерными символами и понятиями заметил еще Жан Бодрийяр69. Он ввёл понятие гиперреальности (как развитие марксистского понятия надстройка). Основа гиперреальности – симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры – знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему–то другому, а потому симулятивные. Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют по принципу символического обмена. Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, а представительные органы власти никого не представляют. Так и товар в рекламе зачастую является лишь средством приобщиться к определенной социальной группе.
Информация о работе Пересечение религии, рекламы и PR в условиях современной массовой коммуникации