Формы массового политического поведения и участия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть суть массового политического поведения и субъекта поведения.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие политического поведения и политического участия; рассмотреть роль и значение манипулирования общественным сознанием.
- осветить формы массового политического поведения;
- выявить специфика массового поведения в политике
- охарактеризовать политическое поведение индивида.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………....3
1. Политическое поведение и манипулирование обществом…………………5
1.1 Понятие политического поведения и политического участия. Роль и значение манипулирования общественным сознанием……….……………...5
1.2 Объекты манипуляции – ведомое большинство………………………….16
2. Формы массового политического поведения и участия……………….…..25
2.1 Специфика массового поведения в политике……………………………..24
2.2 Индивид и его политическое поведение………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………..33
Библиографический список…………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

Массовое поведение и Паблик релейшенз.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Толпа (масса) как тип социальной группы характеризуется одновременно и аморфностью, и однородностью. В ней часто вообще нет лидера, но если он появляется (нередко это происходит путем самовыдвижения), то толпа принимает на себя всего две политические роли: лидера и его последователей.[20] Власть вожака бывает неограниченной, так как идущие за ним не размышляют, а слепо следуют приказам и призывам. Собственно психологические факторы, такие как нарастание чувства неуверенности, страха, недоверия к официальным средствам информации, ведут к возникновению слухов, паники, агрессии. Эмоции в массовом скопище людей распространяются по собственным законам - они многократно усиливаются под влиянием заражения и внушения. Это явление было названо циркуляторной реакцией.

Всегда находятся политические силы, готовые применить стихийную активность толпы в выгодных для себя целях. Такой прием чаще всего используют анархистские, экстремистские, праворадикальные и леворадикальные, а также ультранационалистические движения и партии, для которых характерно стремление воздействовать на бессознательную, инстинктивную мотивацию участников политического процесса. Психологи выявили, что именно лидерам и активистам вышеназванных течений присущи большой репрессивный потенциал, то есть склонность к агрессивному поведению и к насилию, а также авторитарная структура личности. Не менее важно и то, что подобные политики зачастую опираются на определенные социальные группы, которые из-за условий жизни (в частности, обездоленности, малообразованности) открыты для соответствующих влияний.

Наиболее податливы к распространению стихийных форм политического поведения маргинальные слои в силу утраты традиционных ценностей, привычных социальных ориентиров, отчуждения от общества. Быстрые политические изменения и преобразующиеся условия жизни вызывают протест таких людей против стирания вероисповедальных, национальных, расовых и иных границ, некоторым образом структурировавших их мировоззрение. Для политического поведения экстремистского типа характерен определенный набор ценностей и целей, установок и стилевых особенностей. Первое, что можно выделить среди них, - это духовная ущербность и антиинтеллектуализм подобных коллективных акторов. Они апеллируют к предрассудкам, которым сильно подвержены именно маргинальные слои.

Идейные соображения не бывают ни главной движущей силой, ни особенной ценностью экстремистских движений. Для них бессознательность, эмоции, инстинкты, истовая вера или суеверия - питательная среда. Политические лидеры соответствующего толка для сплочения людей вокруг себя умело насаждают и используют стихийность.

Взрывное политическое поведение толпы не осталось в прошлом, XX столетии. О его актуализации в XXI веке свидетельствуют массовые и довольно агрессивные выступления антиглобалистов и альтерглобалистов, среди которых гораздо больше образованных и вполне обеспеченных людей, чем тех, кого, по меркам прошлого века, можно было бы назвать маргиналами.

К явлениям такого же типа могут быть отнесены и «цветные революции», спровоцированные в ряде стран СНГ массовым недовольством населения ходом и последствиями проводимых социально-экономических и политических реформ. Конечно, существует еще множество других форм политического поведения. Бывают действия, связанные с применением насилия, предполагающие вооруженную борьбу. Такие формы американский политолог А.Марш предложил называть политическими преступлениями, к которым он относил саботаж, партизанские действия, захват заложников, войну, терроризм, революции и т.д.

Принципиальным вопросом характеристики политического поведения, по мнению большинства политологов и юристов, является проблема допустимости политического насилия. Чтобы государство существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Очевидно, что основной целью политического насилия является завоевание, удержание и использование государственной власти. Субъектом политического насилия могут выступать нации, классы, социальные слои и группы, обладающие определенной политической силой.

Таким образом, все люди, для того чтобы выражать свои интересы посредством политического поведения, должны иметь хотя бы самые общие представления о политическом мире и механизмах его функционирования, о том, в чьих руках находятся бразды правления страной, регионом, городом. Это необходимо еще по одной причине: мир политики в той или иной форме затрагивает каждого из нас и общество в целом.


Заключение

Таким образом, под политическим поведением понимается совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение проявляется в форме политического участия и абсентеизма.

Политическое участие обусловлено множеством факторов: интересами, степенью социально-экономического равенства, институционализацией, мотивами участников политической деятельности. Важнейшим видом политического участия является электоральное.

В противоположность политическому участию, абсентеизм означает полную утрату интереса к деятельности политической системы, политическим нормам и, соответственно, полное устранение от участия в политической жизни.

В большинстве политических процессов люди участвуют, как правило, не поодиночке, а соединенными в однородные и организованные группы (классы, нации, профессиональные общности, общественные организации и т.п.). В качестве подобной группы могут выступать и случайные, временные образования (толпа на улице, участники собрания или митинга, демонстрации, аудитория той или иной передачи, зрители политической передачи). Люди, находясь в таком состоянии, приобретают специфические черты массы.

Эти свойства, и прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности. Она выражается в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущего к утрате личной ответственности.

При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов.

Во-первых, это публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели определенной передачи, люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив.

Во-вторых, это толпа, возникающая на основе физического взаимодействия людей, например на митинге, в любом общественном месте, где их задерживают какие-либо внешние обстоятельства.

У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация, или общий интерес.

Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие.

И сейчас значение характеристик данных форм велико, так как при проявлениях в различных странах протестов, митингов, революций, массовых беспорядков , необходимо журналистам, ПР-службам максимально  быстро отреагировать и создать условия  чтобы не возникло в нашей стране подобных беспорядков. Для создания благоприятных условий используются ТВ-программы, сериалы, развлекательные программы, завлечение молодежи в компьютерные игры и т.д.

Поставленные задачи и цели работы были выполнены: изучена теоретическая часть - рассмотрены понятие политического поведения и политического участия.  Также - изучены способы манипулирования общественным сознанием, освещены  формы массового политического поведения и выявлена специфика массового поведения в политике.


Библиографический список

1.                              Борисов А.Ю. PR против кризисов, РАСО, 1999.

2.                              Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. – М., 2005.

3.                              Блажнов Е.А. Паблик Рилейшнз. – М., 2004.

4.                              Блэк С. PR: Международная практика. – М.: Издательский дом «Довгань», 1997.

5.                              Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? – М.: Новости, 1990.

6.                              Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005.

7.                              Векслер А. Власть и общество: от монолога к диалогу. Журнал «Советник», №7, 2008.

8.                              Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations, ч. 1,СПб., 1998.

9.                              Демидов А.И. Основы политологии: Учебное пособие / А.И.Демидов, А.А.Федосеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Ст.235.

10.                         Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. – М.: Филинъ, 1996.

11.                         Каплит Скотт М. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

12.                         Курьянов, М.А. Политология  в  вопросах  и  ответах:  Учебное пособие / М.А.Курьянов, М.Д.Наумова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2005. Ст. 260.

13.                         Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. – М, 2005.

14.                         Королько В.Г. Основы паблик рилешнз: учебное пособие. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001.

15.                         Кочеткова А.В., Филинов В.Н. и др. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для вузов. – М.; СПб.: ПИТЕР, 2006.

16.                         Коханов Е.Ф. Генезис структур и моделей паблик рилейшнз // Менеджмент в России и за рубежом. – М., 2007.

17.                         Лысенко Г.В. Паблик Рилейшнз. Волгоград, 2005.

18.                         Меньщикова В.В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью службами Public Relations. - М., 2008.

19.                         Моисеев В.А. Паблик Рилейшзн. Теория и практика. – К.: ВИРА – Р., 2006.

20.                         Мунтян, М.А. Человек как субъект политики и его политическое поведение// 2007 Ст.134.

21.                         Мэндел С. Навыки эффективной презентации. НЕВА, 2003.

22.                         Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» - кому это нужно? – М.: Экономика, 2006.

23.                         Паблик рилейшнз: политические аспекты: Хрестоматия. Сост.: Бровкина Ю.Ю. и др. – Барнаул, 1999.

24.                         Паблик рилейшнз. Связи с общественностью с сфере бизнеса. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 1999.

25.                         Саиров Е. Основы паблик рилейшнз в сфере политики: типы, структура и методология деятельности. – Алма – Аты, 2004, №3.

26.                         Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. – СПб: Алетейя, 2006.

27.                         Худяков Внутрифирменные «Public Relations», журнал «Маркетинг», 1997, № 11.

28.                         Чумиков А.И. Измерение эффективности PR – деятельности. Журнал «Советник», 2008, № 8.

29.                         Шалак В. Контент-анализ как средство оценки результативности пиар-проекта. Журнал «Пресс-служба», 2004, №14

30.                         Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. – СПб., 2007.

31.                         Яновский А. Паблик рилейшнз как средство обеспечения экономического благополучия предприятия. «Маркетинг», 2006, №2.

3

 



[1] Курьянов, М.А. Политология  в  вопросах  и  ответах:  Учебное пособие / М.А.Курьянов, М.Д.Наумова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2005. – стр.28.

[2] Курьянов, М.А. Политология  в  вопросах  и  ответах:  Учебное пособие / М.А.Курьянов, М.Д.Наумова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2005. – стр.31.

[3] Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. – М, 2005.стр43.

[4] Моисеев В.А. Паблик Рилейшзн. Теория и практика. – К.: ВИРА – Р., 2006. стр.46.

[5] Шалак В. Контент-анализ как средство оценки результативности пиар-проекта. Журнал «Пресс-служба», 2004, №14 стр.7.

 

[6] Лысенко Г.В. Паблик Рилейшнз. Волгоград, 2005. стр.176.

 

[7] Яновский А. Паблик рилейшнз как средство обеспечения экономического благополучия предприятия. «Маркетинг», 2006, №2.

 

[8] Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005. стр.87.

 

[9] Лысенко Г.В. Паблик Рилейшнз. Волгоград, 2005.стр.195.

[10] Паблик рилейшнз. Связи с общественностью с сфере бизнеса. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 1999.

[11] Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. – М., 2005.стр.15.

 

[12] Кочеткова А.В., Филинов В.Н. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для вузов. – М.; СПб.: ПИТЕР, 2006. стр. 98.

 

[13] Демидов А.И. Основы политологии: Учебное пособие / А.И.Демидов, А.А.Федосеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – стр.117.

[14] Кочеткова А.В., Филинов В.Н. и др. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для вузов. – М.; СПб.: ПИТЕР, 2006. стр.72.

[15] Демидов А.И. Основы политологии: Учебное пособие / А.И.Демидов, А.А.Федосеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – стр.118.

[16] Демидов А.И. Основы политологии: Учебное пособие / А.И.Демидов, А.А.Федосеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – стр..119.

[17] Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. – СПб: Алетейя, 2006. стр.53.

 

[18] Мунтян, М.А. Человек как субъект политики и его политическое поведение// 2007 стр. 30.

 

[19] Мунтян, М.А. Человек как субъект политики и его политическое поведение// 2007 стр.36

[20] Каплит Скотт М. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.стр.22.


Информация о работе Формы массового политического поведения и участия