Политическое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Политическая культура, хотим мы этого или нет, является тем фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел вступает в столкновение с политической культурой народа, то неизбежно отторгается массами или искажается до неузнаваемости в процессе реализации (сопротивление среды). Таким образом, понимание особенностей политической культуры России и изучение ее эволюции в период демонтажа тоталитаризма исключительно важно не только с научной, но и с практической точки зрения, поскольку они могут способствовать преодолению и предотвращению различных кризисных ситуаций1.

Файлы: 1 файл

А.doc

— 245.62 Кб (Скачать)

Введение

  На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной среды и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому, анализируя современное состояние политических процессов в России, пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране (официально и неофициально) политических норм, правил, принципов и обычаев, которые довольно жестко (хотя подчас и внешне незаметно) ограничивают возможности государственного деятеля и рядового гражданина - как при выработке программ, так и в конкретных действиях. Политическая культура, хотим мы этого или нет, является тем фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел вступает в столкновение с политической культурой народа, то неизбежно отторгается массами или искажается до неузнаваемости в процессе реализации (сопротивление среды). Таким образом, понимание особенностей политической культуры России и изучение ее эволюции в период демонтажа тоталитаризма исключительно важно не только с научной, но и с практической точки зрения, поскольку они могут способствовать преодолению и предотвращению различных кризисных ситуаций1.

  Подводя итог выше сказанному, нужно сказать, что полное представление о политических процессах и политической жизни России невозможно без, понимания и раскрытия такой категории, как политическая культура России. Данная работа будет посвящена раскрытию этой категории, анализу ее на различных этапах развития российского общества, характеристике основных и особенных черт политической культуры России, а также будет оценена современная политическая культура России. 

  1 см.: Гудименко Д.В. Политическая культура России: преемственность ЭПОХ // Полис. 1994 №2. 
 
 
 
 
 

1. Политическое сознание

1.1. Понятие политического сознания

Политика -- это форма общественного сознания, выражения и обеспечения коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентации, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным, национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей. Политическое сознание -- целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающее в себя ряд психических процессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческими политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические события, давать им оценку, делать правильные тактические и стратегические выводы относительно направлений гражданского общественного развития. Политическое гражданское сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями, политическими чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе общественных отношений политическое мышление и чувства формируют политические потребности. Они проявляются как нужда человека в политическом знании, текущей информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к общественно-политической деятельности. Политические потребности определяют силу и направленность политической воли, такого психического состояния человека, когда он сознательно и целеустремленно совершает политические поступки, действия, акции. Политическое общегражданское сознание влияет на становление духовных потребностей и интересов, на нравственное, эстетическое, правовое сознание и поведение, на художественные идеалы и вкусы людей.

      В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показателями политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании; умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности.

     Политическая жизнь общества представляет собой процесс и результат политической деятельности различных социальных групп, слоев, личностей и создаваемых ими политических институтов. Этот процесс, характер поведения субъектов в политической жизни определяется множеством факторов, среди которых экономические, социально-классовые, национальные, а также идеологические, социально-психологические, культурные. Поскольку в философском аспекте общественное сознание рассматривается как отражение общественного бытия, политическое сознание выступает как отражение политического бытия, т.е. формируется под воздействием всей системы политической жизни, практики политических отношений. Кроме этого, характер политического сознания, как и сама политическая жизнь, во многом предопределяется складывающимися в обществе социально-экономическими, историческими, национальными, культурными и другими предпосылками.

     Необходимо отметить, что политическое сознание -- не пассивное отражение политического бытия. Оно способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, а также оказывать огромное

воздействие на политическую жизнь, а через нее -- на все другие сферы общественной жизни, определять направленность политической деятельности социальных общностей и индивидов. Поэтому в практике управления общественными процессами важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных классов, слоев, групп, стремиться к достижению консенсуса в политических позициях, способствовать формированию такого сознания, которое наиболее полно выражает потребность социального прогресса страны.

     Политическое сознание -- явление весьма сложное, связанное с противоречивым характером развития всех сторон жизни. В нем можно выделить несколько уровней. Оно может выступать на уровнях эмпирического и теоретического, обыденного и научного, идеологического и социально-политического. Неоднородно оно и по социальным функциям. Политическое сознание может быть консервативным или радикальным, реформистским или революционным и др.

     Политическое сознание необходимо подразделять на эмпирическое (обыденное) и теоретическое. Первое характеризует непосредственно практический опыт субъекта, второе -- совокупность идей и взглядов класса, социального слоя или группы людей, возникающих непосредственно из будничной жизни. Оно отличается от первого тем, что в его содержании имеются идеологические и теоретические элементы. Обоим присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции, импульсивность, острота восприятия политических процессов и действий, что придает им особую динамичность, гибкость, способность чутко реагировать на изменившиеся политические условия.

     Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и теоретические, рациональные и подсознательные представления людей, опосредующие их отношения между собой и с институтами власти по поводу

участия в управлении государством и обществом. Представляя самосознание социальной (национальной, классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов, сопоставляет групповые потребности с их влиянием на общество в целом. Поэтому оно не может не включать в себя общегрупповые, общедемократические и общечеловеческие идеи и представления. Основными формами существования политического сознания являются политические идеология и психология. Среди них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология.

1.2. Функции политического сознания

     Содержание политического осознания обусловливает его функции. Социальная функция общественной политической сознательности направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение морально-политического единства и дружбы народов России, осознание каждым гражданином перспектив сильной социальной политики государства, возможности гармонического развития личности. Культурно-просветительная функция гражданского политического сознания проявляется в его активном содействии обогащению людей духовной культурой, в побуждении их к духовному творчеству. Воспитательная функция политического сознания заключается в том, что под его влиянием формируется общественное мнение, требующее от каждого гражданина прямоты и откровенности, честности и внимательности к человеку, принципиальности и непримиримости к недостаткам в себе и окружающих людях, критичности и самокритичности, ответственности за порученное дело. Психологическая функция политического сознания состоит в том, что, развивая политическую сознательность в человеке, она стабилизирует духовное начало в личности, делает позитивными и устойчивыми ее направленность, идейно-нравственные устремления и поступки. Оно влияет на мотивы поведения и деятельности, позволяет критично оценивать самого себя, целенаправленно формировать свои человеческие качества и черты характера.

     Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом созидательном труде, в выработке политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге.

1.3. Структура политического сознания

     Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные элементы политического сознания, необходимо каждый раз ясно представлять себе, по какому основанию производится это выделение. А оснований таких немало.

     Для начала подчеркнем, что политическое сознание -- это форма общественного сознания, следовательно, оно возникает и формируется как сознание групповое, корпоративное. А так как социальных групп в обществе много, то вполне правомерно выделение особенностей политического сознания в зависимости от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территориальные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и элитарного.

     Другим ведущим основанием выделения структурных элементов политического сознания являются глубина и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию выделяют уровни политического сознания -- теоретический и обыденный, идеологический и психологический.

     Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) -- это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т.д. Задача теории -- выработка систематизированного знания о политике, позволяющего объяснять ее возникновение и последующее развитие.

     Обыденное политическое сознание -- это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий, склонностью к персонификации политических проблем. Такая характеристика обыденного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. У него просто иной, чем у теории, горизонт и иные возможности. Обыденное сознание опирается на неизбежно ограниченный, узкопрактический опыт столкновения человека с политическими институтами. Поэтому оно сиюминутно, лишено стратегической перспективы, ориентировано на непосредственные жизненные интересы. Но оно же при этом и «хитрее», полнокровнее, более изменчиво и гибко, чем специализированное политическое сознание.

     Два других уровня политического сознания -- политическая идеология и политическая психология -- частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

     Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию -- глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.

     Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

     Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую  реальность  средствами  теории  -- это  систематизированное,

логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о «сущем» (о том, что есть), но и о «должном» (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.

     На первый взгляд может показаться, что здесь нет никакого несоответствия -- любая теория обладает предсказательной силой и, следовательно, возможностью проникновения в будущее. Это, конечно, верно, но в применении к общественной жизни данный тезис требует существенных поправок в связи с субъективно-волевым фактором развития социальной реальности.

     Если, допустим, космология предсказывает через несколько миллиардов лет гибель солнечной системы в результате естественной эволюции нашей звезды, то (если нет ошибки в расчетах) так оно непременно и будет. Других вариантов нет, и поделать с этим ничего нельзя. А вот если идеология предсказывает реализацию в будущем какой-либо социальной модели, то здесь возможны варианты, ибо осуществление того или иного социального проекта в немалой степени зависит от субъективно-волевого выбора человечества. Обосновать этот выбор строго теоретически невозможно, так как в его основании лежат определенные ценности, приемлемость или неприемлемость которых не может быть полностью научно обоснована. Поэтому-то теория (наука) в принципе должна быть одна, а идеологий -- много!

Информация о работе Политическое поведение