Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:27, курсовая работа
Кризисы разных масштабов неизбежны в любой области деятельности. Это вещь незапланированная, и ответственность за действия в кризисной ситуации и выход из нее ложится в основном на топ-менеджмент. Как правило, серьезные (да и не очень) кризисные ситуации не проходят мимо внимания общественности и уж тем более СМИ.
Введение
Глава 1. Особенности кризисных ситуаций
1. Понятие кризиса
2. Типологии кризиса
3. Психологические особенности кризисных ситуаций
а) Общие особенности
б) Психологические особенности восприятия информации в кризисных условиях
Глава 2. Процесс управления кризисом
1.Работа с внутренней средой организации
2.Работа с внешней средой организации
а) Работа с масс-медиа
б) Принципы работы с целевыми аудиториями
3.Коммуникационная модель управления кризисной ситуацией
4.Стратегический план действий в кризисной ситуации
Заключение
Приложения
Использованная литература
Данная ситуация имеет внутренний вектор направленности, поэтому вся работа команды свелась к необходимой интерпретации ситуации.
Возвращаемся к кризису: у данной схемы нашлись противники, начавшие забастовку с требованием отменить решение правительства, ликвидировать созданные в аэропорту АО и провести приватизацию по иной схеме. Забастовщики выдвинули версию: реорганизация нарушит нормальную работу комплекса аэропорта, скажется на безопасности полетов, нанесет моральный ущерб как аэропорту, так и его пассажирам.
Агентство “Имиджленд PR” вместе с руководителями служб аэропорта сформировали иную версию: забастовку хотят использовать как способ шантажа для борьбы с решением правительства, а не как возможность урегулирования коллективных трудовых споров с работодателем. Требования, предъявленные стачкомом, призваны замаскировать истинные причины акции, имевшие криминальную подоплеку. Большинство забастовщиков составляли грузчики, а теневой оборот почтово-грузового комплекса (ПГК) до реорганизации оценивался экспертами в 250-300 тысяч долларов в месяц. Реорганизация и компьютеризация ПГК позволяли тщательно контролировать прибытие и отправку грузов и наносили серьезный ущерб по “теневому” заработку.
Оперативное и широкое продвижение второй версии, подкрепленное соответствующими фактическими материалами, привело к тому, что именно она доминировала в СМИ, ситуация была нейтрализована, а возможные потери от забастовки сведены к минимуму.
Собственная версия – это,
в первую очередь, хороший шанс взять
решение проблемы под информационный
контроль. Главная привилегия, которую
получает компания, вовремя вмешавшаяся
в процесс трансформации
Необходимо отметить еще один существенный нюанс, касающийся версии кризисного события. В любой кризисной ситуации СМИ делят вовлеченных в нее субъектов на “героев” и “антигероев”. Если не удается точно определить “антигероя”, СМИ приклеивают этот ярлык к названию причастной к кризису организации и личности, а себе ярлык “героя”, борющегося за правду и доносящего до рядовых читателей, слушателей и зрителей. То есть если компания не укажет на виновных (в том числе и в своем лице), СМИ сами ответят на вопрос, кто виноват24.
Следующий важный вопрос возникает
по поводу того, когда должна возникать
требуемая версия. По мнению многих
экспертов, отсутствие какой-либо реакции
со стороны компании в первые 24 часа
значительно ослабляет
Как отмечают специалисты, основным принципом коммуникаций в кризисной ситуации – не замалчивать события, говорить все и как можно скорее. Логика коммуникации подчинена общему принципу открытости. Плохие новости не становятся со временем лучше. Не сообщая ничего, организация тем самым усложняет проблему. Быстрое прохождение информации приостанавливает прохождение слухов, с которыми уже не придется бороться, что в противном случае станет еще одной программой PR. Однако на ранних стадиях кризисной ситуации не следует говорить вещей, которых вы не знаете или в которых вы не уверены, не следует включаться в догадки, поскольку вы можете оказаться не правы.
Американские специалисты предлагают учитывать следующие позиции в подобной ситуации:
Таким образом, можно представить следующие рекомендации по работе с прессой:
Все рекомендации разработанные
командой по урегулированию кризисной
ситуацией формируются в
Составные части коммуникационного плана:
1) Организацтионные документы
2) Контрольные листы и другие документы:
В целях усиления распространяемой для прессы информации, а также при подготовке ответных заявлений со стороны компании на материалы, опубликованные в СМИ могут быть использованы спецприемы, базирующиеся на особенностях психологического воздействия.
Г.Почепцов приводит следующие приемы усиления/ослабления информационной кампании, рассматривая цепочку коммуникации29:
источник сообщение канал получатель
Источник. Усилению источника способствует помещение в эту позицию таких коммуникативных типажей, как:
а) свидетель;
б) эксперт;
в) участник события.
Сообщение. Усиливается введением любых цифр или статистики, поскольку массовое сознание воспринимает подобную реальность как документальную. Вера в "цифровую действительность" у нас больше, чем в вербальную. Сообщение усиливается путем перевода доказательств с вербальной в реальную плоскость. Соответственно вербальное обвинение может побеждаться цифровым опровержением.
Канал. Может существенным образом усиливать/ослаблять достоверность коммуникативной цепочки. Назвав газету "желтой", можно уже меньше беспокоиться о силе названных в ней аргументов.
Получатель. Достаточно часто используется акцент на косвенном получении информации. Например, "к нам вы руки попали секретные материалы…".
Для выработки адекватного опровержения негативного события можно также воспользоваться метакоммуникативными привязками, под которыми следует понимать выход за данное коммуникативное поле. К числу таких привязок можно отнести:
В заключении данного пункта целесообразно привести пример того, как не следует вести кампанию со СМИ в кризисной ситуации. Данный пример, касающийся катастрофы нефтяного танкера компании “Exxon” у берегов Аляски, вошел во все учебники по PR. Перед руководством компании возникли следующие проблемы:
Приняв свою вину, выразив согласие оплатить все расходы, руководство компании не поехало на место происшествия. Специалисты сегодня считают, что первому лицу следовало быть там и доставать из нефти мертвых птиц.
Оценив, что представители
СМИ будут там, руководство компании
решило разместить центр на месте
катастрофы, предполагая рассылку кассет
и материалов по всей стране. Однако
оказалось, что это очень маленький
городок с ограниченными
В кризисе следует быть
впереди информационного
Компания сделала очень многое. Профинансировала большую часть расходов по очистке, немедленно запустила несколько проектов по спасению фауны. Но она слабо работала с общественностью. Ее заявления иногда противоречили сообщениям из других источников. Фильм о событиях “Прогресс на Аляске”, сделанный компанией, вызвал бурю возмущения по всей стране.
Компания послала чек общественному радио Аляски чек на 30 тысяч долларов за освещение событий, от которого те решительно отказались. Конгресс потребовал разработки закона о подобных инцидентах. Работающие на компанию сотрудники оказались под прицелом персональной критики.
б) Принципы работы с целевыми аудиториями
Целевые аудитории – еще один важнейший момент в урегулировании кризисной ситуации. Одна из важнейших задач – правильная идентификация целевых аудиторий, то есть тех, которым будет направляться необходимая в период кризиса информация. Следует понимать, что в конкретных случаях как общий перечень этих аудиторий, так и их иерархия могут существенно различаться.
Так, испанский специалист
Х.Д. Баркеро Кабреро, специализирующийся
на кризисных ситуациях в