Совет Безопасности РФ: структура, порядок формирования, функции и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть структуру, особенности формирования, функции и полномочия Совета Безопасности.
Задачи для реализации поставленной цели:
Изучить назначение и основные особенности Совета Безопасности;
Определить структуру, особенности формирования и полномочия Совета Безопасности;
Проанализировать функции и направления деятельности Совета Безопасности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Совет Безопасности – назначение и основные особенности
1.1. Правовой статус, роль и задачи Совета Безопасности………………..5
1.2. Документы Совета безопасности……………………………………….9
Глава 2. Структура, особенности формирования
и полномочия Совета Безопасности
2.1. Структура Совета Безопасности………………………………………..13
2.1.1. Аппарат Совета безопасности…………………………………….14
2.1.2. Межведомственные комиссии………………….…………………19
2.1.3. Научный совет при Совете Безопасности……….……………….20
2.2. Порядок формирования и организация деятельности
государственного органа………………………………………….……..22
Глава 3. Функции и направления деятельности Совета Безопасности
3.1. Функции Совета Безопасности………………………………………...28
3.2. Анализ направлений деятельности Совета Безопасности……………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………….…………..36

Файлы: 1 файл

Система госудраственного и муниципального управления.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

    В целях обсуждения текущих вопросов обеспечения национальной безопасности, требующих принятия управленческих решений, Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания Совета Безопасности, как правило, один раз в неделю.

    Оперативные совещания Совета Безопасности проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности.

    Повестка  дня оперативных совещаний Совета Безопасности и состав участников определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.

    Организацию подготовки оперативных совещаний  Совета Безопасности и проектов его  решений осуществляет Секретарь  Совета Безопасности.

    Решения Совета Безопасности оформляются протоколами  заседаний Совета Безопасности или  протоколами оперативных совещаний  Совета Безопасности и вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.31

    В целях реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения  Президента Российской Федерации.

    Вступившие  в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

    В целях подготовки заседаний Совета Безопасности и оперативных совещаний  Совета Безопасности Секретарь Совета Безопасности может проводить рабочие  совещания с постоянными членами Совета Безопасности, членами Совета Безопасности, иными представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Информационно-аналитическое  обеспечение подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

    Организационно-техническое  обеспечение заседаний и оперативных  совещаний Совета Безопасности осуществляет Управление протокола Президента Российской Федерации.

    В целях подготовки решений Президента Российской Федерации по стратегическим направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Секретарь Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

    Повестка  дня, состав участников совещаний по стратегическому планированию из числа  постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности. Состав иных участников совещаний по стратегическому планированию определяется Секретарем Совета Безопасности.

    Совещания по стратегическому планированию проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности.

    Решения совещаний по стратегическому планированию оформляются протоколами, утверждаемыми  Председателем Совета Безопасности. В целях реализации решений совещаний  по стратегическому планированию могут  издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

    Организацию подготовки материалов к совещаниям по стратегическому планированию осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

    Информационно-аналитическое  и организационно-техническое обеспечение совещаний по стратегическому планированию осуществляет аппарат Совета Безопасности.

    В целях подготовки заседаний и  оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, а также в целях рассмотрения отдельных проблем обеспечения национальной безопасности и совершенствования координации деятельности в данной области Секретарь Совета Безопасности по поручению Президента Российской Федерации проводит совместные с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах выездные совещания в субъектах Российской Федерации с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и иных должностных лиц.32

    Выездные  совещания проводятся по согласованию с полномочными представителями  Президента Российской Федерации в  федеральных округах в соответствии с планами, утверждаемыми Секретарем Совета Безопасности.

    Повестка дня и состав участников выездных совещаний определяются Секретарем Совета Безопасности.

    Решения выездных совещаний оформляются  протоколами, утверждаемыми Секретарем Совета Безопасности. Протоколы выездных совещаний направляются в федеральные  органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации.

    Организацию подготовки материалов к выездным совещаниям осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

    Информационно-аналитическое  и организационно-техническое обеспечение выездных совещаний осуществляют аппарат Совета Безопасности и аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

    Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

    Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ (члены Совета обладают совещательными голосами). Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях постоянных членов и членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.

    Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами. Секретарь Совета безопасности является должностным лицом, подчиненным непосредственно Президенту РФ.

    Совет Безопасности в соответствии с основными  задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет.33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Функции и направления деятельности Совета Безопасности

3.1. Функции Совета Безопасности

    Основными функциями Совета Безопасности являются:34

  • рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
  • анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
  • разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
  • осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
  • рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
  • подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
  • организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

    Не  так  давно Президент Дмитрий Медведев значительно усилил роль Совета безопасности РФ, а значит, и своей администрации, по контролю над правительством и другими органами власти, отвечающими за оборону и безопасность страны. Подписанным 6 мая указом президента № 590 утвержден пакет документов, значительно повышающих статус не только Совбеза, но и его секретаря.35

      Утверждение новой редакции Положения о Совете Безопасности, его аппарате и межведомственных комиссиях – вполне закономерный шаг, вытекающий из нового Закона «О безопасности», подписанного президентом 28 декабря 2010 года.

    В этой главе пункт 3 статьи 14 был дополнен положением о том, что «Президент РФ может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции». Эти самые «иные функции», определенные президентским указом, кстати, весьма отличаются от тех, что изложены в Законе «О безопасности»:36

    Во-первых, Совет Безопасности в известных рамках может контролировать и оценивать правительство. В Положении о Совете Безопасности сказано, что одной из его функцией является «рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности правительства РФ». В Законе «О безопасности» такого положения, заметим, нет.

    Во-вторых, в указе президента впервые конкретно уточнены функции Совбеза «по обеспечению национальной безопасности, организации обороны страны, в том числе строительства и развития Вооруженных сил, других войск и т.п.». К примеру, ранее в документах о роли и функциях Совета Безопасности в разработке программ военного строительства говорилось расплывчато. Теперь в президентском документе особо подчеркивается, что разработкой основных направлений дальнейшего военного строительства будет заниматься не военное ведомство, а Совет безопасности.

    Усилен  и личный статус секретаря Совет Безопасности. Впервые за ним закреплена обязанность контролировать «исполнение решений Совета Безопасности, а также деятельности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в том числе с привлечением государственных контрольных и надзорных органов».

        В-третьих, Президент усилил роль Совета Безопасности не только в разработке и проведении в жизнь программ военного строительства, но и в бюджетно-финансовой сфере, чего тоже нет в Законе «О безопасности». В частности, на Совет Безопасности возложена «организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности». Никогда еще за всю постсоветскую историю у Совета Безопасности не было функции контроля над расходованием бюджетных расходов. Такими полномочиями были наделены только Счетная палата и Федеральная служба по оборонному заказу. 37

3.2. Анализ направлений деятельности Совета Безопасности

  • В области обеспечения международной безопасности одним из основных приоритетов является выработка внешней политики в отношении стран СНГ как в многостороннем, так и в двустороннем формате.
  • Большое внимание уделялось становлению ОДКБ и ЕврАзЭС как центров интеграции на постсоветском пространстве в военно-политической и экономической сферах, вопросам урегулирования конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе.
  • Расширяется сотрудничество Совета Безопасности по вопросам обеспечения региональной и международной безопасности с советами безопасности других стран, прежде всего государств - участников Содружества Независимых Государств. 38
  • Приняты решения в области экономического обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, повышения роли России в обеспечении международной энергетической безопасности, технологической модернизации российской экономики, преодоления негативных тенденций в социальной сфере, улучшения демографической ситуации в стране, миграции населения. Разработан проект концепции демографического развития Российской Федерации.
  • Выработаны основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, Калининградской области, Каспийском регионе.
  • Решениями Совета Безопасности определены основные направления развития военной организации Российской Федерации до 2015 года, предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, компактных, технически оснащенных Вооруженных Сил, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
  • Одобрены основы военно-технической политики и концептуальные документы, определяющие долгосрочную политику в области развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов, в стратегически важных видах деятельности – морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию, противоракетной и противовоздушной обороне, управлению войсками, радиоэлектронной борьба и электронной компонентной базе.
  • В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Совета Безопасности аппаратом Совета Безопасности развернута работа по подготовке новой редакции Военной доктрины Российской Федерации.
  • На заседаниях Совета Безопасности определены первоочередные задачи в области военно-технического сотрудничества, выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны и критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
  • Разработаны меры по защите национальных интересов Российской Федерации на государственной границе. Большое внимание уделялось таким вопросам, как: противодействие экстремистским проявлениям; борьба с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ; противодействие транснациональным рискам и угрозам; выявление, предупреждение и ликвидация террористических угроз и конфликтных ситуаций; борьба с международным терроризмом и его проявлениями на территории Российской Федерации; противодействие финансированию терроризма. Это позволило скорректировать государственную политику в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, минимизации и ликвидации возможных последствий терактов. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета.
  • Значительное место в деятельности Совета Безопасности занимает решение проблем постконфликтного строительства в Северо-Кавказском регионе. В результате принятых мер Чеченская Республика стала полноценным субъектом Российской Федерации, функционируют государственные и общественные институты, принята Конституция Республики. Решаются задачи восстановления ее социальной сферы и экономики, обеспечения общественной безопасности и правопорядка. 
  • В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации аппаратом Совета Безопасности организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовке Стратегии развития информационного общества в России. 
  • В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации аппаратом Совета Безопасности организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовке Стратегии развития информационного общества в России. 
  • Получило развитие сотрудничество по вопросам обеспечения региональной и международной безопасности с советами безопасности других стран, прежде всего государств - участников Содружества независимых государств. Образован и действует Комитет секретарей советов безопасности Организации договора о коллективной безопасности.

Информация о работе Совет Безопасности РФ: структура, порядок формирования, функции и полномочия