Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:12, шпаргалка
Работа содержит раскрытые ответы на вопросы по административному праву в Украине.
В предложенном
ранее определении
Что означает возникновение управленческих отношений, регулируемых административным правом, в связи с реализацией исполнительной власти?
То (и это весьма существенно), что имеются в виду только те отношения, в которых непременно участвует тот или иной исполнительный орган, т.е. соответствующий субъект исполнительной власти.
Без их участия
общественные отношения выходят
за рамки административно-
Почему? Да потому,
что в названных отношениях нет
участника, способного в юридической
форме выражать волю и интересы государства,
практически реализовать в
Таким образом,
в регулируемых административным правом
общественных отношениях всегда предполагается
участие субъекта, наделенного исполнительно-
Что означает возникновение
управленческих отношений, регулируемых
административным правом, по поводу реализации
исполнительной власти?
Одно лишь наличие
органа исполнительной власти (исполнительного
органа) далеко не во всех случаях может
служить достаточным основанием
для того, чтобы данное общественное
отношение безоговорочно
Дело в том,
что такие органы нередко совершают
действия, которые в соответствии
с российским законодательством
регламентируются не административным,
а иными отраслями права. Например,
они могут заключать имущественные сделки,
регламентация которых составляет предмет
гражданского права. Ряд действий, совершаемых
ими в бюджетно-налоговой сфере, подпадает
под регулирующее влияние норм конституционного
и финансового права и т.п. Объясняется
это тем, что в подобных случаях тот или
иной исполнительный орган не выполняет
функции исполнительно-
Только тогда, когда данный исполнительный орган фактически реализует свою управленческую компетенцию, он реально выступает в качестве субъекта исполнительной власти. Иначе говоря, имеется в виду, что им реализуются юридически властные полномочия, которые и составляют содержание его компетенции. А таковой он наделяется именно для того, чтобы быть способным осуществлять государственно-управленческую деятельность.
Таким образом,
в регулируемых административным правом
общественных отношениях всегда предполагается
не только участие того или иного
исполнительного органа, но и прежде всего
его функционирование в качестве выступающего
от имени государства субъекта исполнительной
ветви государственной власти.
В целом управленческие отношения в интересующем нас смысле являются «полем» осуществления исполнительно-распорядительных функций и применения соответствующих им юридически властных полномочий. Ни граждане, ни негосударственные формирования подобными полномочиями не обладают.
Изложенные положения в определенной степени помогают пониманию содержания такого понятия, как «сфера государственного управления». Тем не менее административно-правовому регулированию общественных отношений свойственны некоторые весьма специфические черты, проявляющиеся и в предмете административного права.
Фактически имеется в виду следующее. В буквальном смысле сфера государственного управления охватывает любые проявления государственно-управленческой деятельности. Это бесспорно. Однако на практике дело обстоит таким образом, что в эту сферу включаются все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни страны.
Соответственно
управленческие отношения, составляющие
предмет административного
Конечно, и отдельные
стороны деятельности исполнительных
органов могут также регулироваться нормами
иных отраслей права. Уже приводился пример
с регулированием имущественных сделок,
заключаемых органами государственного
управления. Еще один пример: основная
масса работников исполнительных органов
действует помимо норм административного
права, также и на основании норм трудового
права и т.п.
Есть еще одна
специфическая особенность
Все изложенное,
отражая специфические
Государственно-управленческая
деятельность в своих основных проявлениях
является организационной или организующей.
При этом под организацией понимается
создание условий, необходимых для нормальной
работы той или иной системы (общества
в целом, его отдельных элементов, коллективов
и т.п.).
Из этого вытекает вывод о том, что организационные отношения могут иметь место не только в сфере государственного управления. Так, отдельные их проявления обнаруживаются в деятельности органов законодательной и судебной властей, органов прокуратуры. Они связаны, например, с функционированием аппарата Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратов законодательных органов субъектов Федерации, с деятельностью руководителей судебных органов по руководству аппаратом и прокуроров по назначению работников нижестоящих звеньев прокурорской системы, по осуществлению контроля за их работой и т.п. По своей сути такого рода деятельность не является проявлением законодательной или судебной власти, прокурорского надзора. Она служит целям организационного обеспечения выполнения конституционных функций, возложенных на эти государственные органы. Конечно, она не является и проявлением исполнительной власти. Но, будучи внутриорганизационной, она осуществляется на основе правил, устанавливаемых нормами административного права. Однако руководители вышеуказанных органов часто используют юридически властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при наложении административных взысканий). Очевидно, что в подобных случаях налицо административно-правовая регламентация такого рода их деятельности, осуществляемая КоАП.
Практика свидетельствует
также и о том, что в сфере
государственного управления могут
возникать отношения без
Наиболее ярким примером подобного рода может служить предусмотренная ч. 2 ст. 132 Конституции РФ возможность наделения законом органов местного самоуправления, которые, как уже подчеркивалось, не являются государственными органами, отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Вместе с тем административное право регулирует также управленческие отношения между органами местного самоуправления (администрацией районов, городов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (администрацией краев, областей), республиканскими правительствами, в состав которых они входят.
Таким образом, предмет административного права весьма многообразен.
И это полностью
предопределено общественно-политической
значимостью государственно-
……………………..вопрос24…………………………..
Под гарантиями
юридических прав, обязанностей и
законных интересов граждан понимаются
условия и средства, которые обеспечивают
их фактическую реализацию и надежную
охрану (защиту).
В развернутом варианте механизм таких гарантий слагается из следующих юридически значимых действий, совершаемых полномочными государственными органами:
а) выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан;
б) создание необходимых условий для их реализации;
в) постоянное наблюдение и контроль за их реализацией;
г) охрана прав и свобод граждан;
д) применение санкций в случае их нарушения.
При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все государственные органы Конституцией РФ и российским законодательством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Выполнение таких обязанностей органами исполнительной власти составляет содержание административно-правовых гарантий. Они могут носить различный характер, что позволяет выделить два основных направления, по которым они проявляются в процессе государственно-управленческой деятельности.
1. Административно-правовые
гарантии реализации прав и
свобод граждан. В данном
Так, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 г. действует на базе основных принципов, в числе которых принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан и их прав на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; развивает систему бесплатного образования; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан. Установлен особый порядок вступления в силу постановлений Правительства, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан (не ранее дня их официального опубликования).
Соответствующие
обязанности подобного
Одним из принципов государственной службы является приоритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их.
Министерство
юстиции РФ осуществляет государственную
регистрацию нормативных актов
федеральных органов
Важное значение
имеют специальные