Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит раскрытые ответы на вопросы по административному праву в Украине.

Файлы: 1 файл

ад.право.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

В-третьих, необходимо выделить группу административно-правовых норм, которые регламентируют внутриаппаратные отношения, возникающие в процессе функционирования международных правительственных  и неправительственных учреждений. Так, например, сложную структуру имеют Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Международная морская организация и прочие, уставы которых предусматривают компетенцию подразделений и иных структурных единиц этих международных органов (нормы материального международного административного права) и порядок ее осуществления (нормы процессуального международного административного права).

Действие административно-правовой нормы во времени.

Вступление административно-правовой нормы в законную силу определяется некоторыми факторами. Во-первых, это зависит от территории действия нормы. Вступление в силу международной административно-правовой нормы отличается от процесса введения в действие национальной нормы административного права. Поэтому, прежде всего, рассмотрим порядок вступления в действие норм национального административного права. Во-вторых, это связано с юридической силой норм. Как упоминалось, высшую силу имеют законы. Вступление их в силу предусмотрено Конституцией Украины.

Согласно ст. 94 Конституции Украины закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

Президент Украины  на протяжении пятнадцати дней после  получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально опубликовывает или возвращает закон с мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения.

В случае, если Президент  Украины на протяжении установленного строка не вернул закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально опубликован. Если во время повторного рассмотрения закон будет вновь принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально опубликовать на протяжении десяти дней. Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.

Согласно ст. 106 Конституции Украины Президент издает указы и распоряжения. К сожалению, Конституция не предусматривает времени вступления их в силу. Практика пошла путем вступления в силу актов Президента после их подписания Президентом. Но ст. 106 Конституции содержит одно важное требование относительно вступления в силу административно-правовых норм, содержащихся в актах Президента Украины. В ней указано, что акты Президента Украины, изданные в границах полномочий, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, отвечающего за акт и его выполнение.

Иной порядок  вступления в действие норм административного  права, которые содержатся в актах  Кабинета Министров Украины. Основная форма реализации компетенции этого  органа — его правовые акты —  постановления и распоряжение. Эти акты подписывает Премьер-министр и они вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в них.

Согласно Указам Президента Украины от 15 декабря 1999 г. «О системе центральных органов  исполнительной власти» и «Об  изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» в систему центральных органов исполнительной власти Украины входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Поэтому, как правило, акты, которые издаются этими органами (подавляющее большинство издается в форме приказа руководителя), вступают в силу после подписи их руководителем, или в срок, указанный в акте. 

Как уже отмечалось, в системе норм административного  права значительное место занимают нормы, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления, т. н. локальные нормы. Порядок вступления их в силу устанавливается Законом Украины о местном самоуправлении. В нем сказано, что:

— орган местного самоуправления в границах своих  полномочий принимает нормативные  и прочие акты в форме решений;

— решения принимаются  на его пленарном заседании после  обсуждения большинством депутатов  от общего состава совета. При подведении итогов голосования в общий состав сельского, поселкового, городского совета включается сельский, поселковый, городской голова, если он принимает участие в пленарном заседании совета, и учитывается его голос;

— решение принимается  открытым (в том числе поименным) или тайным голосованием;

— решение сельского, поселкового, городского совета в пятидневный  срок с момента его принятия может  быть приостановлено сельским, поселковым, городским головой и внесено  на повторное рассмотрение соответствующего совета с обоснованием замечаний. Совет обязан в двухнедельный срок повторно рассмотреть решение. Если совет отклонил замечание сельского, поселкового, городского головы и подтвердил предыдущее решение двумя третями депутатов от общего состава совета, оно вступает в силу;

— решения совета нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального опубликования, если советом не установлен более поздний строк вступления их в силу;

— исполнительный комитет сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета в границах своих полномочий принимает решение. Решения исполнительного комитета принимаются на его заседании большинством голосов от общего состава исполнительного комитета и подписываются сельским, поселковым, городским головой, головой районного в городе совета;

— в случае несогласия сельского, поселкового, городского головы (головы районного в городе совета) с решением исполнительного комитета совета он может приостановить действие этого решения своим распоряжением  и внести эти вопросы на рассмотрение соответствующего совета;

— сельский, поселковый, городской голова, голова районного  в городе, районного, областного совета в границах своих полномочий издает распоряжения;

— акты органов  местного самоуправления и их должностных  лиц доводятся до сведения населения. По требованию граждан им может быть выдана копия соответствующих актов органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В Указе Президента Украины от 28 декабря 1992 г. «О государственной  регистрации нормативно-правовых актов  министерств и иных органов исполнительной власти» сказано, что с 1 января 1993 г. нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, иными органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

Но важно знать  также и границы действия нормы  права по времени. Необходимо рассматривать  два варанта границы действия — перспективное и обратной силы. Первое — действие по регулированию отношений, которые возникнут после обретения нормой силы; второе — это регулирование отношений, возникших до обретения ею силы. Второй вариант встречается очень редко, но он имеет важное значение относительно ответственности правонарушителя, ибо в этом случае действует норма, которая смягчает ответственность за ранее совершенное нарушение.

Действие нормы  заканчивается тогда, когда она  отменена (или заменена на новую), или  в связи с окончанием того срока, на который она была принята.

Действие административно-правовой нормы относительно круга лиц. Установление объема действия административно-правовой нормы относительно круга лиц  имеет, в первую очередь, значение для  определения их административно-правового  статуса. Большинство административно-правовых норм устанавливают общие требования для определения лица (физического лица или коллективного субъекта), не обращая внимания на гражданство этого лица, должность, им занимаемую, а также не обращая внимания на форму собственности коллективного субъекта, его подчиненность и т. п. Эти нормы относятся к нормам общего действия. Так, например, все лица, находящиеся на территории Украины, имеют право на обжалование действий органов исполнительной власти в случае нарушения ими прав лица.

Но существуют иные группы норм, устанавливающие  расширенные права и обязанности  субъекта, особые условия их ответственности  и т. п. Поэтому при коллизии норм общих и особых действуют особые нормы. В зависимости от круга  лиц, по отношению к которым действуют административно-правовые нормы, нормы разделяются на те, которые определяют административно-правовой статус коллективных субъектов права и отдельных лиц.

В свою очередь, первая группа норм разделяется на нормы, регламентирующие статус органов  исполнительной власти, общественных объединений и т. п.; нормы второй группы регламентируют административно-правовой статус: а) граждан Украины; б) иностранцев; в) беженцев и т. п. Особое место занимают нормы, действие которых распространяется на должностных лиц. С одной стороны — должностное лицо — это индивид, который подпадает под действие норм, устанавливающих административно-правовой статус лица; с другой — должностное лицо имеет полномочия как представитель того или иного органа (организации). Поэтому он должен нести ответственность не только за нарушение тех обязанностей, которые обязано выполнить любое лицо, но и за нарушение обязанностей, которые возлагаются на него как должностное лицо того или иного органа.

Следует отметить, что уголовное право уже не пользуется термином «должностное лицо», а использует термин «служебное лицо». Так в УК Украины в примечании к ст. 364 УК Украины определяется, что служебными лицами являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от формы собственности, должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-распорядительных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальным полномочиям. 

Служебными лицами УК Украины считает также иностранцев  или лиц без гражданства, которые  выполняют указанные выше функции. Однако действующее административно-деликтное  законодательство, а также все  предложения относительно его обновления используют не термин «служебное лицо», а термин «должностное лицо». Это не случайно, поскольку последний термин наиболее четко определяет статус определенной группы служащих. Нельзя отождествлять статус лиц, работающих в качестве служащих и тех лиц, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности. То есть нельзя бухгалтера (аналитика, статистика и пр.) относить к кругу должностных лиц, которые подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и иных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

……………………………………………………………………………

I. Введение.

 Иностранными  гражданами в РФ признаются  лица, не являющиеся гражданами  России и имеющие доказательства  своей принадлежности к гражданству  иностранного государства.

 Лицом без  гражданства в РФ признаются  лица, не имеющие  гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолют-ным и относительным. Абсолютное безгражданство -- безгражданство с мо-мента рождения. Относительное безгражданство -- без-гражданство, наступившее в результате утраты граж-данства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие докумен-ты и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Со-гласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до его получения -- свиде-тельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

 В соответствии  с Конституцией РФ иностранным  гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

 Они пользуются  теми же правами и свободами  и несут те же обязанности,  что и граждане РФ, если иное  не вытекает из Конституции  РФ, и других актов российского  законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

 Находящиеся  в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

 Иностранные  граждане могут постоянно проживать  в РФ, если они имеют на то  разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних  дел.

 Иностранные  граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"