Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит раскрытые ответы на вопросы по административному праву в Украине.

Файлы: 1 файл

ад.право.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

В соответствии с содержанием нормы административного  права разделяются на материальные и процессуальные. Первые закрепляют права и обязанности субъектов  административного права, вторые устанавливают порядок применения материальных норм соответствующими органами исполнительной власти. Так, например, ст. 222 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает компетенцию органов милиции относительно рассмотрения дел об административных правонарушениях, но порядок реализации этой компетенции устанавливается нормами процессуального права, которые содержатся в иных статьях этого Кодекса. 

В зависимости  от цели нормы подразделяются на регулятивные и правоохранительные, или административно-деликтные. Первые в своей совокупности создают раздел управленческого права, вторые — административно-деликтные — создают раздел административно-деликтного права. В зависимости от сферы действия нормы надлежит подразделять на нормы общего действия и внутриаппаратные. Первые — это, например, нормы, которые устанавливают административную ответственность за совершенные проступки, внутриаппаратные — это те, которые регламентируют отношения, возникающие между сотрудниками органа государства. Однако и последние также могут делиться на нормы общеаппаратные и ведомственные. Так, например, к первой группе относятся нормы, которые содержатся в постановлении КМУ от 4 марта 1995 г. «Об утверждении Порядка проведения служебных расследований», ко второй — нормы «Положения о порядке проведения служебных расследований в таможенных органах» (утвержденного приказом ГТС Украины от 27 июля 1999 г, зарегистрировано МЮ Украины 12 августа 1999 г.). Практическую значимость также имеет деление норм в зависимости от уровня обобщенности. В этом случае надлежит отличать нормы общие и специальные нормы. Последние — исключение из общего правила, но согласно законодательству при регулировании некоторых видов общественных отношений действуют специальные, а не общие. Так, например, продолжительное время (с 1991 до 2001 г.) действовала ст. 208 Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливала административную ответственность за нарушение таможенных правил и статьи Таможенного кодекса Украины, которые устанавливали ответственность за эти проступки, но предусматривали иные санкции. В данном случае применялись специальные нормы, то есть те, которые содержались в

Таможенном кодексе. В зависимости от срока действия нормы административного права  могут быть постоянными и временными. Постоянные нормы — это такие, которые действуют до их отмены. Это, например, нормы Кодекса об административных правонарушениях, а временные — это нормы, действие которых ограниченно определенным временем. Так, обязательные решения уполномоченных органов местного самоуправления, устанавливающие административную ответственность за нарушение их решений, действуют на протяжении срока полномочий этих органов самоуправления. 

Административно-правовая норма, как и нормы иных областей права, имеет свою структуру. Структура — это внутреннее построение нормы, которое объективно обусловлено потребностями правового регулирования. Общепризнано, что норма должна иметь три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Такую же структуру имеет и административно-правовая норма (за исключением уже упомянутых норм-дефиниций и норм-презумпций), но в отличие от норм иных областей права, содержание элементов которых не влияет на полномочия правоприменительных органов, содержание и его выражение законодателем того или иного элемента нормы административного права значительно влияет не только на полномочия органа, который должен применить эту норму, а и на обязанности лиц, находящихся в сфере влияния этого органа. Такого рода связи между правоприменительным органом и лицом, находящимся в сфере компетенции этого органа, что предусмотрено административно-правовой нормой (той или иной структурной части) в правовой системе Украины (а также в иных странах) нет. 

Гипотеза —  это такой элемент административно-правовой нормы, в котором отмечаются условия, обстоятельства в сфере управления, с наступлением которых норма (ее диспозиция) осуществляется. Диспозиция — основная часть нормы, в которой определяются права или обязанности участников государственно-управленческих отношений. Санкция — это такая часть нормы, которой определяются меры административно-правового принуждения в случае невыполнения обязанностей (а в некоторых случаях и прав) участниками государственно-управленческих отношений. 

Органы государственного управления (их должностные лицы) обязаны иметь оперативную самостоятельность, то есть в границах закона и с учетом ситуации осуществлять свои полномочия путем выбора наиболее эффективных форм влияния на участников управленческих отношений. Такую возможность им предоставляет неопределенная гипотеза. 

Некоторые нормы  имеют абсолютно определенную гипотезу. В особенности это касается норм, регулирующих процесс прохождения  государственной службы — четко  определенный возраст для окончания  срока службы в связи с выходом  на пенсию; норм, запрещающих совместную деятельность родственников в государственном органе и тому подобное. Но большинство норм имеет относительно определенную гипотезу. Диспозиция — это основная часть нормы, в которой отмечаются права или обязанности субъекта административного права. 

В зависимости  от состава административно-правовые гипотезы могут быть простыми или  сложными. Чаще встречается первый вид гипотез. 

Характерный признак  административно-правовой диспозиции — это императивность, поскольку  правило поведения не может быть изменено с согласия участников управленческих отношений, значительная часть диспозиций имеет отсылочный характер. Для детального разъяснения правила поведения надлежит обратиться в иной правовой акт. Таким образом формулируются диспозиции норм-обязательств и норм-запретов. Так, в ст. 1681 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривается, что выполнение работ, предоставление услуг гражданам-потребителям, которые не отвечают требованиям стандартов, норм и правил, влечет административную ответственность. Поэтому принятие постановления об ответственности правонарушителя связано с анализом стандартов, требований и т. п. 

Вообще, стандарты, требования и прочие технические  нормативы часто формулируются  как диспозиции административно-правовых норм, поэтому их надлежит считать «нормами с техническим содержанием». 

Существование норм такого вида обусловлено ролью, выполняемой государственным управлением, поскольку оно должно обеспечить реализацию общегосударственных интересов, с учетом отраслевых, региональных, межотраслевых интересов отдельных организаций и т. п. 

В отдельных  случаях административно-правовая норма может иметь и разрешительную диспозицию — когда законодатель позволяет участникам отношений  договориться относительно правил взаимодействия поведения в сфере государственного управления. Таким образом регулируются отношения при договоре на управленческие услуги. 

Как правило, диспозиция административно-правовой нормы в  нормативных актах имеет абстрактную  форму, хотя встречается и казуистическая форма, когда содержание диспозиции раскрывается путем перечня действий, признаков и тому подобного (например, ст. 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в которой содержится перечень действий, составляющих мелкое хулиганство). 

Санкции административно-правовых норм имеют три особенности. Во-первых, общеобязательные нормы предусматривают санкции в виде мер административного взыскания — предупреждение, штраф, административный арест и т. п.; внутриаппа-ратные, как правило, обеспечиваются мерами дисциплинарного взыскания — предупреждение, выговор, строгий выговор и т. п. (В некоторых случаях за нарушение всеобщих норм административного права также применяются меры дисциплинарного взыскания. Например, военнослужащие и некоторые государственные служащие, служебная дисциплина которых регламентируется дисциплинарными уставами за нарушение таможенных правил, правил рыбной ловли, охоты и за некоторые иные проступки, указанные законодателем в Кодексе об административных правонарушениях, привлекаются к административной ответственности путем применения к ним дисциплинарных взысканий ). Во-вторых, санкция в виде мер административного взыскания имеет универсальный характер, ибо они могут применяться за нарушение норм иных отраслей права, например, за нарушение норм законодательства о труде, за нарушение норм экологического права и пр. В-третьих, санкции в виде мер административного взыскания применяются четко определенным законодательством кругом государственных органов и должностных лиц; в то время, когда за нарушение требований организационных норм дисциплинарные взыскания применяются неопределенным кругом должностных лиц, иначе говоря, руководителями любого государственного органа (прокуратуры, суда, органа исполнительной власти и т. п.).

…………………………………………………………………………………………………..

Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц 

Определение сферы  действия норм административного права, то есть их юридической силы имеет  важное значение, поскольку они действуют в качества регулятора общественных отношений в сфере государственного управления лишь в определенном пространстве, времени и относительно определенной категории лиц. Таким образом, нормы административного права имеют определенные пространственные и часовые границы, а также могут иметь силу в отношение различного круга лиц. 

Действие в  пространстве связано с территорией. Действие большинства административно-правовых норм ограничено территорией государства. Причем, среди них надлежит различать  нормы, которые действуют в масштабах всего государства, а также нормы локальные (это нормы, принятые обл- или райадминистрацией, органами местного самоуправления ). Однако есть группа административно-правовых норм, действие которых не ограничено государственной границей. Во-первых, это нормы, которые регламентируют поведение экипажа и пассажиров на судах торгового флота и рыболовецких судах в открытом море, во-вторых, это нормы, регламентирующие деятельность украинских учреждений (дипломатических представительств, консульств и т. п.) за границей, поведение экипажа на военных судах как в открытом море, так и в иностранных портах. 

Нормы административного  права Украины действуют и  относительно поведения граждан, которые  находятся в полете, при пересечении  государственной границы Украины. Согласно ст. 38 Конвенции ООН по морскому праву «Прилежащая зона», прибрежное государство может устанавливать близлежащую зону (ширина ее не может быть большей чем 12 морских миль от линии государственной границы страны). Конвенция предусматривает, что в этой дополнительной зоне могут действовать нормы, которые устанавливают таможенные, фискальные, иммиграционные стандарты, правила и ответственность за их нарушение. (К сожалению, Украина до сих пор не установила такую зону, а это не содействует улучшению профилактики отдельных административных правонарушений путем проведения тех или иных профилактических мероприятий за границей). 

В этой же Конвенции  ООН 1982 г. закрепляется положение об исключительных экономических зонах. Развивая это положение, Верховная Рада Украины в 1993 г. приняла Закон «Об исключительной (морской) экономической зоне», а 12 июня 1996 г. Кабинет Министров Украины утвердил Положение о порядке охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне. В соответствии с этими актами, Украина, с целью обеспечения своих суверенных прав, принимает акты относительно разведки, эксплуатации, охраны живых ресурсов и управления ими, а также устанавливает административные санкции за нарушение норм, которые содержатся в этих актах. Вполне понятно, что за пределами границы Украины (в 200-мильной зоне, признанной нашим государством как исключительная (морская) экономическая зона) действуют только те нормы административного права, которые отвечают требованиям Конвенции ООН 1982 г.

Но необходимо отметить, что санкция административно-правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие с использованием объектов экономической (морской) зоны и природного шельфа может действовать (быть примененной) и за пределами этой 200-мильной зоны. Это связано с предоставлением государству, установившему эту зону, права на преследование нарушителя этих норм и применение административно-правовых санкций за ее границами. Руководствуясь этим правилом, предусмотренным Конвенцией ООН 1982 г. по морскому праву, Украина в уже упомянутом Законе «Об исключительной (морской) экономической зоне» наделила Погранвойска полномочиями на преследование нарушителей административно-правовых норм в этой зоне и за ее границами, в том числе и в открытом море, однако до морских границ иного государства. В случае задержания нарушителя в открытом море, должностные лица Погранвойск имеют право применять административно-правовые санкции, предусмотренные ст.ст. 22-26 указанного Закона Украины. То есть административно-правовые санкции за нарушение этого Закона применяются за границами территории Украины.

Специфическое действие в пространстве имеют международные  нормы административного права. Во-первых, эти нормы могут действовать  независимо от границ той или иной страны, то есть это нормы неограниченного действия. Так, уже упоминавшийся Международный кодекс управления безопасностью торгового мореплавания содержит значительную часть норм международного административного права, которые обязательны для судовладельцев и членов экипажей торговых судов, независимо от того, ратифицировала страна, к которой они относятся, этот документ или нет. Можно также вспомнить нормы международной конвенции относительно взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и прекращении нарушений таможенного законодательства, в преамбуле которой указано, что противодействие нарушениям таможенного законодательства может быть эффективным при условий сотрудничества между таможенными администрациями. Во-вторых, международные административно-правовые нормы могут действовать в границах определенной территории. В последнее время увеличивается количество международных административно-правовых норм, регламентирующих управленческие отношения, включая границы группы государств. Так, создание Европейского сообщества предопределило создание Европейского парламента и органов управления, которые действуют в границах этого сообщества. Создание СНГ также предопределило появление целой группы административно-правовых норм, действующих в границах территории СНГ. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"