Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: доказать, что прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов, прежде всего в сфере исполнительной власти, составляет основу деятельности.
Задачи:
– раскрыть понятие «прокурорский надзор»;
– выявить особенности и задачи прокурорского надзора;
– определить предмет и пределы прокурорского надзора;
– выявить современные проблемы в области прокурорского надзора.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты прокурорского надзора……………………….…........5
1.1 Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за
исполнением законов……………………………. …….……………….…………5
1.2 Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере
исполнительной власти………………………….…………………………………10
2 Проблемы совершенствования прокурорского надзора …………………….15
2.1 Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной
власти ………..................................................................................................15
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина ………………….….……….......................................................21
2.3 Проблемы совершенствования прокурорского надзора ………..........27
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………..……34

Файлы: 1 файл

АП курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

       В случае замены прокуратуры другим каким-либо «трансплантатом» либо перераспределения  ее функций между другими органами это, во-первых, все равно будет ее аналог, и далеко не лучший (т.к. прокуратура имеет многовековой исторический опыт своего существования, в ходе которого и создавался ее оптимальный статус), во-вторых, потеряется цельность и системность важной функции единого правоприменения, всеобщего соблюдения государственных норм, в результате чего могут появиться серьезные «заболевания» («законность калужская и рязанская»), в-третьих, государственные органы будут ощущать неоправданную перегрузку, которая может привести к нарушению баланса при функционировании принципа разделения властей.

       Важное  значение имеет и правозащитная  функция прокуратуры. Только прокуратура  объективно ввиду достаточно широкого спектра деятельности, независимости  и самостоятельности комплексно анализирует и показывает состояние правоприменительной практики и степень защищенности каждого человека. Кроме того, только благодаря прокуратуре идет жизненно важный для правового государства процесс оздоровления общества, воспрепятствования недобросовестной конкуренции различных управленческих систем и формирования правового гражданского общества.

       Не  меньший объем праворазъяснительной работы выполняется прокурорскими  работниками в ходе осуществления  своих надзорных полномочий. В  чем отчасти заключается и  задача по формированию правового гражданского общества.

       Основная  часть заявлений, поступающих в  различные правозащитные структуры, так или иначе, попадает к прокурорам, которые принимают наиболее эффективные меры к восстановлению нарушенных прав граждан.

       Соответственно  можно сделать вывод, что граждане именно в прокуратуре видят и находят наиболее эффективный орган, способный осуществлять правозащитную функцию, т.е. защищать их права и свободы.

       Правовое  государство предполагает гармонию власти, заключающуюся в бесперебойном функционировании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов.

       «В  современных условиях правовое государство  рассматривается как социально-организованная структура с развитыми отношениями  в области экономики, культуры, права  и политики, которая посредством закона и государственной власти может самоограничивать себя в целях формирования свободного гражданского общества… Система государственной власти и конкретно государственный аппарат должны быть открыты для общества, воспринимать потребности и интересы населения, постоянно и демократическим путем обновляться за счет профессионально-подготовленных граждан».

       Важным  элементом системы сдержек и  противовесов в государстве с  президентской формой правления  наряду с Конституционным советом  является прокуратура, которая способна принимать меры к приведению деятельности государственных органов в соответствие с правовым законом.

       В связи с этим возможно некоторое  смещение полномочий прокуратуры в  сторону надзора за применением  именно правового закона, а не любого нормативного правового акта. При этом акцент в деятельности прокуратуры должен быть сделан на приоритет защиты человеческого достоинства, прав и свобод личности.

       Следует признать, что ряд законов, нормативных  правовых актов не защищают граждан, а, наоборот, в определенной степени ущемляют их права и свободы. Поэтому, полагаю, прокуратура должна перейти на правозащитные рельсы и в одних случаях обращать внимание ветвей власти на несоответствие подобных правовых актов идеям и принципам правового государства, в других случаях, не принимая мер прокурорского реагирования, относиться к ним индифферентно (безразлично). Кроме того, необходимо полностью исключить в деятельности прокуратуры вопросы целесообразности при рассмотрении и даче оценки законности того или иного действия или принятия решения каким-либо государственным органом. Для чего необходимо изменить подходы к механизму принятия надзорного решения. Вся деятельность прокуратуры должна быть подчинена только правовому закону.

       В этом случае деятельность прокуратуры приобретет характер правовой, социальной, и прокуратура, как государственный орган, займет должное место в системе правового государства.

       В этом направлении уже сделаны  решительные шаги: правозащитная  деятельность в работе прокуратуры  приобретает приоритетный характер. Все большее количество граждан  с помощью прокуроров восстанавливает  свои права и свободы. Прокуратура  все активнее защищает права наиболее уязвимых в правовом отношении граждан, тех, кого не будет никто защищать.

       В настоящее время органами прокуратуры  проводится активная работа по улучшению  как своей надзорной, так и  правозащитной деятельности, что  характеризует систему прокуратуры динамично развивающейся, стремящейся к самосовершенствованию.

       Вместе  с тем некоторая обобщенность деятельности прокуратуры делает ее уязвимой с позиции оценки достигнутых  результатов.

       С этих позиций в целях оптимизации  прокурорской направленности имеет смысл ориентировать и сконцентрировать деятельность прокуратуры на первостепенных и постоянных задачах и проблемах государства, таких как координация борьбы с преступностью, коррупцией, наркоманией, терроризмом и экстремизмом, обеспечение соблюдения конституционных прав граждан, надзор за соблюдением природоохранного законодательства, и т.п.

       Важная  задача прокурорского надзора —  обозначать проблемы правоприменительной  практики, заострять внимание на проблемах  несовершенства действующего законодательства, на огромных потерях экономического, политического, финансового, социального, нравственного и правового характера. Именно в этом направлении проводятся Генеральной прокуратурой заседания коллегии.

       Государственный подход к решению проблем правоприменительной практики характерен для всего руководства Генеральной прокуратуры, которое, глубоко вникая в суть вопроса и реальное положение дел в той или иной сфере, невзирая на чины и ранги, принимает практические меры к улучшению деятельности соответствующих государственных органов, инициирует свои предложения по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства и межведомственной координации.

       В сфере надзора за законностью  в деятельности государственных  органов необходим системный  подход к оценке состояния законности в той или иной сфере.

       При проведении проверок внимание проверяющих  должно быть обращено на системные  нарушения, причины и условия  им способствующие, на нарушения, которые  мешают дальнейшему развитию отрасли  государственной деятельности или сфере правоотношений. Он должен быть направлен на совершенствование управления теми или иными процессами в соответствии с задачами, поставленными Главой государства.

       С целью эффективности планирования и работы органов прокуратуры  необходимы научный подход, практические исследования, изучение международного опыта и постоянный мониторинг правоприменительной практики.

       Проведение  мониторинга правоприменительной  практики подразумевает под собой  ведение банка данных тех или  иных нарушений, анализ основных параметров развития административной отрасли или сферы правоотношений и прогнозная оценка состояния законности, а также конкретные предложения по дальнейшему корректированию и совершенствованию работы.

       В деятельности прокуроров по защите прав граждан необходимо изменение в подходах количественных показателей: многие факты защиты прав граждан не находят своего отражения в отчетных данных, не освещаются должным образом.

       В ходе осуществления надзора за законностью  предварительного следствия и дознания главной задачей является необходимость дистанцирования как от процесса расследования преступлений, так и от органов, его осуществляющего.

       На  практике приходится констатировать, что зачастую надзор отождествляется  с конкретным расследованием преступлений. Надзор должен быть четко определен, в каких рамках он осуществляется, и не смешан с пределами осуществления уголовного преследования. Можно сказать, что в какой-то мере он должен быть сопоставим с судебным контролем за ходом следствия и дознания.

       Так, по актам прокурорского реагирования из года в год отменяется большой массив незаконных правовых актов, суть которых зачастую сводится к злоупотреблению властью и превышению властных полномочий должностными лицами и государственными органами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Деятельность  прокуратуры связана со всей системой государственного механизма России. Государственно-правовая природа института прокурорского надзора заключается в том, что он способствует укреплению режима законности в такой сложной сфере государственной деятельности как государственное и хозяйственное управление.

       В надзоре за исполнением законов  заключена большая часть профилактического потенциала прокуратуры. По мнению профессора В.Б. 
Ястребова, «предупредительное воздействие на возможных правонарушителей оказывает уже сам факт существования прокурорского надзора. Эффективной системой предупреждений правонарушений в экономической и социальной сферах, в области деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, средством раннего предупреждения преступлений выступает надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека»[35].

       Важнейшим направлением прокурорского надзора  в сфере исполнительной власти является надзор за законностью правовых актов. Он является стержнем проверочной деятельности прокуроров на всех направлениях. Через эту работу в первую очередь реально достигается защита публичного интереса. И прежде всего - через инициативные действия в защиту правового статуса личности. Другая сторона публичного интереса заключается в охране конституционного строя России, ее федеративного устройства, единства правового и экономического пространства, стратегических интересов государства [36].

       Другим  важным направлением надзора прокуратуры  в сфере исполнительной власти является надзор за исполнением законов несудебными органами административной юрисдикции. Прокуроры, используя различные акты прокурорского реагирования (протесты, представления, предостережения), осуществляют надзор за соблюдением закона при производстве по делам об административных правонарушениях.

       Надзор  за соблюдением прав и свобод граждан  является одним из шести направлений деятельности прокуратуры. Это наглядно подтверждает существенное усиление в современных условиях ее правозащитной функции. 
Прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами, занимает важное место в государственном механизме защиты прав и свобод граждан на всех уровнях и в масштабе всей Российской 
Федерации.

       Безусловно, как важнейший институт правоохранительной системы государства, прокуратура не может сохранять без изменений данные ей функции, формы, методы, направления своей деятельности. По мере изменения условий социальной действительности, формирования установок правового поля, упрочнения законности, повышения правовой культуры будут вноситься необходимые коррективы в деятельность прокуратуры. Не исключается даже возможность создания нового самостоятельного органа, который возьмет на себя выполнение обязанностей, реализуемых ныне в рамках надзорной функции прокуратуры. Для этого, естественно, нужны соответствующие условия. Пока они не наступили, функция надзора за исполнением законов должна принадлежать прокуратуре. Замены ей по части выполнения надзорных полномочий в настоящее время нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы 

       1. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 2.12.1993) // Российская газета. 25.12.1993.

       2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 04.11.2005) «О Прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

       3. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.03.2002 № 6-П // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 2002.

       4. Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 2002.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении