Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 14:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: доказать, что прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов, прежде всего в сфере исполнительной власти, составляет основу деятельности.
Задачи:
– раскрыть понятие «прокурорский надзор»;
– выявить особенности и задачи прокурорского надзора;
– определить предмет и пределы прокурорского надзора;
– выявить современные проблемы в области прокурорского надзора.
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты прокурорского надзора……………………….…........5
1.1 Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за
исполнением законов……………………………. …….……………….…………5
1.2 Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере
исполнительной власти………………………….…………………………………10
2 Проблемы совершенствования прокурорского надзора …………………….15
2.1 Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной
власти ………..................................................................................................15
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина ………………….….……….......................................................21
2.3 Проблемы совершенствования прокурорского надзора ………..........27
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………..……34
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Казанский государсвенный технологический университет
Нижнекамский
химико-технологический
Факультет Экономики и управления
Кафедра
государственного управления и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Административное право
Тема:
«Прокурорский надзор
за исполнением законов
в государственном управлении»
Реферат выполнил: студентка III курса
группа 4506 факультет Э и У
Фролова Р. И.
Проверила:
Долакова
М. И.
Нижнекамск 2008 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
аспекты прокурорского надзора…
1.1 Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за
исполнением законов……………………………. …….……………….…………5
1.2
Предмет и пределы
исполнительной
власти………………………….…………………………………
2 Проблемы совершенствования прокурорского надзора …………………….15
2.1 Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной
власти
………...........................
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина
………………….….……….................
2.3 Проблемы совершенствования прокурорского надзора ………..........27
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..……
Введение
В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России. Вопрос о прокурорском надзоре приобрел актуальность в связи с тем, что прокуратура в системе правоохранительных органов занимает одно из важнейших мест.
Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.
В последние годы в сфере применения и исполнения законов отмечаются серьезные недостатки. При этом трудности в реализации законов порождены не только дефектами юридического свойства, но и негативными явлениями в социально-экономических, политических и национальных отношениях. Нормальной реализации законов препятствуют как объективные, так и субъективные факторы: правовая нестабильность в сочетании с правовым нигилизмом. Для ликвидации этих факторов необходимо усилить работу правоохранительных органов, которые входят в механизм гарантий законности.
Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина - общий надзор.
Прокуратура в России была задумана и утверждена Петром 1, прежде всего как надзорный орган. Не случайно, прообразом российской прокуратуры для него послужила французская прокуратура, выполнявшая наряду с государственным преследованием преступлений обязанности наблюдения за законностью действий органов власти. Функция надзора сохранила свою жизнеспособность вплоть до наших дней, а ее возможности и сейчас далеко не исчерпаны.
Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры. Отсюда следует вывод о необходимости не просто сохранения, но и усиления надзорной функции прокуратуры. Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры.
Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере – обеспечения законности. Основывающаяся на верховенстве закона, его точном и неукоснительном соблюдении защита интересов личности, общества, государства составляет главную и основную цель органов прокуратуры.
Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни.
Цель курсовой работы: доказать, что прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов, прежде всего в сфере исполнительной власти, составляет основу деятельности.
Задачи:
– раскрыть понятие «прокурорский надзор»;
– выявить особенности и задачи прокурорского надзора;
– определить предмет и пределы прокурорского надзора;
– выявить современные проблемы в области прокурорского надзора.
Предметом данной курсовой работы являются понятия, цели и задачи прокурорского надзора. Объектом выступает прокурорский надзор.
В качестве теоретической основы послужили научные работы таких авторов, как: Лазарева В. С., Полосков П. В., Магизов Р. Р. и др.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части (двух разделов), заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе даются определения прокурорского надзора, описываются его особенности, задачи, предмет и пределы.
Во
втором разделе описываются
В
заключение делаются выводы по проделанной
курсовой работе.
1
Теоретические аспекты
прокурорского надзора
1.1
Понятие, особенности
и задачи прокурорского
надзора за исполнением
законов
В
соответствии со ст.1 Федерального закона
«О прокуратуре Российской
Федерации» прокуратура РФ осуществляет
надзор за соблюдением Конституции
РФ, исполнением законов и соблюдением
прав и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами, государственными комитетами,
службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля и их должностными лицами, органами
управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций, а также
за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов. Этот вид надзора является
одним из основных направлений в деятельности
органов прокуратуры и именуется общим
надзором.
Наименование этой отрасли - « надзор в сфере исполнительной власти» - является традиционным, оно присвоено ему еще в период образования органов советской прокуратуры (1922 г.). Оно как бы отграничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора - за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.
Надзорная деятельность прокуратуры, имеет решающее значение при определении ее взаимоотношений с другими органами власти. В российских условиях прокуратура с позиций закона и только закона влияет на все ветви власти, выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Одновременно она способствует взаимодействию ветвей власти, их согласованному функционированию. Все они заинтересованы в соблюдении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Беззаконности в государстве не может быть сильной, успешно выполняющей свои функции власти[2].
В настоящее время существует мнение, что прокуратуру нужно лишить надзорной функции, оставив прокуратуре только функцию уголовного преследования. Но профессор О.П. Темушкин считает, что «функция уголовного преследования будет в полную меру работать лишь тогда, когда она проистекает из более глобальной функции: надзора за законностью. В противном случае она повисает в воздухе и превращается в фикцию»[3].
По-моему,
необходимо сохранить все существующие
отрасли надзора, и при этом нельзя
ссылаться на те страны, где он отсутствует.
По мнению А.Л.
Протопопова, в западных странах его нет
не потому, что он был отменен, а потому,
что там существует административная
юстиция[4].
Сущность и назначение надзора за исполнением законов главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в сфере исполнительной власти. В этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений законов, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению этих нарушений. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспечено действительно точное и действительно единообразное как понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.
Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере исполнительной власти, органы прокуратуры тем самым способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, по всемерному удовлетворению потребностей граждан, повышению их материального благосостояния, обеспечению их прав и законных интересов. Иначе говоря, «прокуроры, осуществляя свои полномочия в сфере общего надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства»[5].
Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре РФ». Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (п. 2 ст. 4 Закона). Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами.
Для уяснения сущности и специфики прокурорского надзора следует ограничить его от других видов надзора и контроля, осуществляемого иными органами государственной власти. Дело в том, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Применяя термин «контроль», мы имеем в виду, что он объемнее, полнее надзора, поскольку включает в себя и возможность соответствующего вышестоящего и контролирующего органа не только наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять их своей властью. Такими полномочиями обладают, например, органы местной власти и управления, осуществляя контроль за соблюдением законности всеми государственными органами, общественными и частными организациями, действующими на соответствующей территории. Такой контроль возложен также на различные государственные, межведомственные инспекции (автомобильные, санитарные, торговые, атомного, горного, котлонадзора и т.д.).
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении