Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:44, реферат
Данная тема актуальна в наши дни. Актуальность темы обуславливается тем, что происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан в различных сферах, в том числе и в сфере исполнения законов судебными приставами-исполнителями.
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
Надзор за исполнением законов судебными приставами
План
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
Введение
Данная тема актуальна в наши дни. Актуальность темы обуславливается тем, что происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан в различных сферах, в том числе и в сфере исполнения законов судебными приставами-исполнителями.
Реформирование системы исполнения судебных постановлений, принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», образование независимой от суда службы судебных приставов в структуре Министерства юстиции Российской Федерации способствовало наделению органов прокуратуры новой функцией надзора за исполнением законов судебными приставами. Неудовлетворительное состояние исполнительного производства, рост обращений взыскателей о нарушениях законодательства, допускаемых в процессе совершения исполнительных действий требуют особого внимания со стороны органов прокуратуры.
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, - это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 06 декабря 2011г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 02 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.
Согласно ст. 5 Закона служба судебных приставов является структурным подразделением Министерства юстиции РФ и возглашается заместителем министра - Главным судебным приставом РФ. В состав этого подразделения входят:
- департамент судебных приставов Минюста России;
- служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;
- служба судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
- структурные подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
В ст. 1 Закона сформулированы две взаимосвязанные задачи, входящие в компетенцию службы судебных приставов:
1) обеспечение порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Содержательная сторона этой деятельности названных органов раскрывается в ст. 11 Закона «О судебных приставах», которая перечисляет такие функции, как:
- обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
- выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
- исполнение решения Суда или судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
- обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
- проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
- поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
- взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, задержание их в случае необходимости с последующей передачей органам милиции;
- осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
- участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.
Приведенный перечень является исчерпывающим и в силу этого расширительному толкованию не подлежит.
Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению судебными приставами-исполнителями, в общем виде приведен в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве». К ним, в частности, относятся:
а) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
- принимаемых ими судебных актов;
- решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
- решений иностранных судов и арбитражей;
- решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
б) судебные приказы;
в) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
г) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
д) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контролирующие функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
е) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
ж) постановления судебного пристава-исполнителя;
з) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Основной задачей, стоящей перед судебными приставами-исполнителями, является своевременное и надлежащее выполнение функций, возложенных на них Законом «Об исполнительном производстве», в процессе принудительного исполнения названных выше исполнительных документов.
Прокурорам следует иметь в виду, что постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного Суда Воронежской области, Арбитражного Суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» от 30 июля 2001 г.» положения данных статей признаны не соответствующими Конституции РФ.
В числе иных законодательных актов, которые имеют прямое либо косвенное отношение к деятельности судебных приставов, следует отметить:
1) Трудовой кодекс РФ, гл. 60 «Вопросы рассмотрения и исполнения решений по трудовым спорам»;
2) Кодекс РФ об административных правонарушениях, определяющий порядок принудительного исполнения постановлений о наложении штрафа, конфискации и возмещении имущественного ущерба;
3) Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» (ст. 35, 36, регулирующие вопросы выдачи судами исполнительных листов в связи с решениями международных коммерческих арбитражей);
4) Гражданский кодекс РФ, часть первая (ст. 350, 447-449, относящиеся к вопросам обращения взыскания на заложенное имущество и порядка его реализации, а также проведения торгов);
5) Семейный кодекс РФ (ст. 99-100, регламентирующие институт заключения соглашения об уплате алиментов);
6) Федеральный закон «Об оружии», поскольку законодательством о судебных приставах предусмотрены наличие специальных средств и огнестрельного оружия у судебных приставов для обеспечения установленного порядка деятельности судов и возможность их применения;
7) Налоговый кодекс РФ, часть первая (ст. 47 - о принудительном взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации).
В числе постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности службы судебных приставов, следует отметить такие, как:
1) «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации» от 6 января 1998 г. (в ред. от 4 апреля 1999 г.);
2) «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 27 мая 1998 г.;
3) «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства» от 26 июня 1998 г. (в ред. от 2 июня 1999 г.);
4) «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества» от 7 июля 1998 г.;
5) «Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги» от 12 августа 1998 г.;
6) «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 30 декабря 1998 г.;
7) «О реализации конфискованного и арестованного имущества» от 23 апреля 1999 г.;
8) «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 2 марта 2000 г.
Отдельные вопросы исполнительного производства нашли свое развитие в актах министерств и ведомств.
Действуют, например, совместный приказ Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства юстиции РФ от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215 «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов».
Действуют также следующие приказы Министерства юстиции РФ:
1) «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 3 июля 1998 г. № 76;
2) «Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание» от 27 октября 1998 г. № 153;
3) «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества» от 12 ноября 1998 г. № 166 (в ред. от 27 июня 2001 г.);
4) «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» от 3 августа 1999 г. № 226.
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
На прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами в полной мере распространяются все положения, закрепленные в гл. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в ст. 21 этого закона, определяющей предмет надзора за исполнением законов. Поэтому, исходя из содержания данной нормы закона и специфики указанного законодательства, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются: соблюдение Конституции РФ; исполнение федерального законодательства всеми структурными органами службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами служб судебных приставов.
Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и главным образом это законность действий и принимаемых судебными приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам.
Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами прежде всего вытекают и в основном определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом:
- обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
- своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;
Информация о работе Надзор за исполнением законов судебными приставами