Надзор за исполнением законов судебными приставами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:44, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна в наши дни. Актуальность темы обуславливается тем, что происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан в различных сферах, в том числе и в сфере исполнения законов судебными приставами-исполнителями.

Оглавление

1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами

Файлы: 1 файл

Надзор за исполнением законов судебными приставами.rtf

— 210.31 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">В ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий.

При поступлении в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений, затребовать для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого высказаны заявителем, и другие материалы.

Сведения о противоправных действиях судебных приставов или об их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, от руководителей предприятий, учреждений, организаций, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений, из средств массовой информации.

В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Для установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава-исполнителя для дачи необходимых объяснений.

Необходимо ознакомится с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, истребовать и изучить следующие материалы:

- журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

- журнал учета исполнительных производств;

- собственно исполнительные производства;

- журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей;

- журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений;

- книгу учета депозитных сумм подразделения судебных приставов;

- книгу о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;

- журнал регистрации жалоб и заявлений;

- собственно жалобы и заявления и переписку по ним;

- отчетно-статистические документы.

Таким образом прокурор выясняет:

- налажен ли в службе учет исполнительных документов;

- соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;

- своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ;

- все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;

- принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества;

- соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий;

- соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц, в частности, не превышены ли полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;

- на законном основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;

- регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются, соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами при обеспечении установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов, прокурор направляет им акт реагирования, содержащий требования устранить выявленные нарушения законодательства или изменить (отменить) противоречащие закону правовые акты.

Практикой выработана оптимальная форма прокурорского реагирования на нарушения законов.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Поскольку ни старший судебный пристав, ни главный судебный пристав не вправе отменить постановление судебного пристава-исполнителя, протест прокурора не принесет никакого результата. Следовательно, остается обращение в суд в установленном процессуальном законом порядке. Формой обращения прокурора в суд является заявление.

Представления об устранении нарушений закона прокурорами вносятся в основном непосредственно в различные службы судебных приставов.

Так, если нарушения закона допущены судебным приставом районного звена, то представление об их устранении направляется на имя старшего судебного пристава, возглавляющего районное подразделение судебных приставов. А если нарушения закона допущены старшим судебным приставом, то представление прокурором вносится в основном главному судебному приставу субъекта Федерации с изложением требований об устранении выявленных правонарушений.

В некоторых случаях, с учетом конкретной ситуации, возможно внесение представления в адрес руководителей органов юстиции субъекта Федерации, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» органы юстиции должны осуществлять организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов и, следовательно, правомочны устранить допущенные ими правонарушения. Возможно использовать и такое средство, как предостережение о не допустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает уголовное дело.

Однако указанные формы прокурорского реагирования не могут применяться в случаях наличия спора о гражданском праве (например, при включении в опись имущества, принадлежащего третьим лицам). В этом случае прокурору следует обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи в пользу заинтересованных лиц или рекомендовать им сделать это самостоятельно. Прокурор должен четко отслеживать соблюдение судебным приставом сроков, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» для устранения нарушений законов и дачи ответа на акты прокурорского реагирования. В случае их несоблюдения прокурор должен рассмотреть возможность привлечения судебного пристава-исполнителя к административной ответственности и при необходимости возбудить административное производство.

С целью установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава-исполнителя для дачи необходимых объяснений. Неявка по вызову может служить основанием для привлечения судебного пристава-исполнителя к ответственности.

Для того чтобы меры прокурорского реагирования были эффективными, при составлении протестов и представлений необходимо четко формулировать требования, исходя из положений законов, регулирующих исполнительное производство.

При этом следует обращать внимание не только на факт своевременного получения ответов, но и на их содержание, на мотивировку ответа и подтверждение исполнения требований прокурора.

Выбирая между принесением протеста на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя и обжалованием его в судебном порядке, прокурор должен учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» общий срок ответа на протест (10 дней) и срок, в течении которого может быть обжаловано постановление или действия судебного пристава-исполнителя, совпадают.

Учитывая тот факт, что в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» в качестве основания для приостановления исполнительного производства отсутствует протест прокурора, приоритет в данном случае должен быть отдан судебной форме обжалования, так как именно суд обладает полномочиями для вынесения окончательного решения по вопросу определения законности того или иного действия судебного пристава-исполнителя. Принесение же протеста может привести к ситуации, когда отказ в его удовлетворении, сделанный в установленный десятидневный срок, явится препятствием для последующего обращения прокурора в суд по причине истечения установленного срока судебного обжалования.

Однако если прокурор, исходя из сложившейся ситуации, считает целесообразным принесение протеста до передачи дела на рассмотрение суда, он должен устанавливать сокращенный срок. В этом случае ответ, содержащий отказ в удовлетворении протеста, дает прокурору возможность обжаловать незаконное постановление в суд. В случае же, когда ответ на протест будет задержан судебным приставом-исполнителем, у прокурора есть право ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока.

Заключение.

Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. А. Я. Сухарев «Прокурорский надзор»

2. Ю. Е. Винокуров «Прокурорский надзор»

3. Мацыков А. Прокуратура: проблемы развития / А. Мацыков // Законность. - № 7. - С 21-25

4. А. Я. Сухарев «Прокурорский надзор»

5. Ю. Е. Винокуров «Прокурорский надзор»

6. Мацыков А. Прокуратура: проблемы развития / А. Мацыков // Законность. - № 7. - С 21-25

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Экзамен", 2011 - 64 с.

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. (с измен. от 06 декабря 2011 г.)

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года

Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (http://genproc.gov.ru/)

 

 

 

 


Информация о работе Надзор за исполнением законов судебными приставами