Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.

Оглавление

1 Теоретические аспекты прокурорского надзора……………………….…........5
1.1 Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за
исполнением законов……………………………. …….……………….…………5
1.2 Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере
исполнительной власти………………………….…………………………………10
2 Проблемы совершенствования прокурорского надзора …………………….15
2.1 Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной
власти ………..................................................................................................15
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина ………………….….……….......................................................21
2.3 Проблемы совершенствования прокурорского надзора ………..........27
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

АП_курсовая[1].doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Казанский государсвенный технологический университет

Нижнекамский  химико-технологический институт (филиал) 

Факультет Экономики и управления

Кафедра государственного управления и социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: Административное право

Тема: «Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат выполнил: студентка III курса

группа 4506 факультет Э и У

Фролова Р. И.

Проверила:

Долакова  М. И.  
 
 
 

Нижнекамск 2008 г

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….....3

1 Теоретические  аспекты прокурорского надзора……………………….…........5

      1.1 Понятие, особенности и задачи  прокурорского надзора за

исполнением законов……………………………. …….……………….…………5

      1.2 Предмет и пределы прокурорского  надзора в сфере 

исполнительной власти………………………….…………………………………10

2   Проблемы совершенствования прокурорского надзора …………………….15

      2.1 Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной

      власти ………..................................................................................................15

      2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и

      гражданина ………………….….……….......................................................21

          2.3 Проблемы совершенствования прокурорского надзора ………..........27

Заключение…………………………………………………………………………32

Список  использованной литературы………………………………………..……34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения  вопросов прокурорского надзора в России. Вопрос о прокурорском надзоре приобрел актуальность в связи с тем, что прокуратура в системе правоохранительных органов занимает одно из важнейших мест.

       Государство, особенно в условиях осуществления  правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.

       В последние годы в сфере применения и исполнения законов отмечаются серьезные недостатки. При этом трудности в реализации законов порождены не только дефектами юридического свойства, но и негативными явлениями в социально-экономических, политических и национальных отношениях. Нормальной реализации законов препятствуют как объективные, так и субъективные факторы: правовая нестабильность в сочетании с правовым нигилизмом. Для ликвидации этих факторов необходимо усилить работу правоохранительных органов, которые входят в механизм гарантий законности.

       Особое  место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина - общий надзор.

       Прокуратура в России была задумана и утверждена Петром 1, прежде всего как надзорный орган. Не случайно, прообразом российской прокуратуры для него послужила французская прокуратура, выполнявшая наряду с государственным преследованием преступлений обязанности наблюдения за законностью действий органов власти. Функция надзора сохранила свою жизнеспособность вплоть до наших дней, а ее возможности и сейчас далеко не исчерпаны.

       Прокуратура является единственным государственным  органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры. Отсюда следует вывод о необходимости не просто сохранения, но и усиления надзорной функции прокуратуры. Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры.

       Надзор  за исполнением законов является наиболее эффективной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере – обеспечения законности. Основывающаяся на верховенстве закона, его точном и неукоснительном соблюдении защита интересов личности, общества, государства составляет главную и основную цель органов прокуратуры.

       Прокуратурой  отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни.

       Цель  курсовой работы: доказать, что прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов, прежде всего в сфере исполнительной власти, составляет основу деятельности.

       Задачи:

       – раскрыть понятие «прокурорский  надзор»;

       – выявить особенности и задачи прокурорского надзора;

       – определить предмет и пределы прокурорского надзора;

       – выявить современные проблемы в  области прокурорского надзора.

       Предметом данной курсовой работы являются понятия, цели и задачи прокурорского надзора. Объектом выступает прокурорский надзор.

       В качестве теоретической основы послужили  научные работы таких авторов, как: Лазарева В. С., Полосков П. В., Магизов Р. Р.  и др.

       Структура работы: работа состоит из введения, основной части (двух разделов), заключения и списка использованной литературы.

       В первом разделе даются определения  прокурорского надзора, описываются  его особенности, задачи, предмет и пределы.

       Во  втором разделе описываются современные  проблемы в осуществлении прокурорского  надзора.

       В заключение делаются выводы по проделанной курсовой работе. 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Теоретические аспекты  прокурорского надзора 

       1.1 Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за исполнением законов 

       В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской 
Федерации» прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции 
РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Этот вид надзора является одним из основных направлений в деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором.

       Наименование  этой отрасли - « надзор в сфере  исполнительной власти» - является традиционным, оно присвоено ему еще в период образования органов советской прокуратуры (1922 г.). Оно как бы отграничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора - за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.

       Надзорная деятельность прокуратуры, имеет решающее значение при определении ее взаимоотношений с другими органами власти. В российских условиях прокуратура с позиций закона и только закона влияет на все ветви власти, выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Одновременно она способствует взаимодействию ветвей власти, их согласованному функционированию. Все они заинтересованы в соблюдении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Беззаконности в государстве не может быть сильной, успешно выполняющей свои функции власти[2].

       В настоящее время существует мнение, что прокуратуру нужно лишить надзорной функции, оставив прокуратуре только функцию уголовного преследования. Но профессор О.П. Темушкин считает, что «функция уголовного преследования будет в полную меру работать лишь тогда, когда она проистекает из более глобальной функции: надзора за законностью. В противном случае она повисает в воздухе и превращается в фикцию»[3].

       По-моему, необходимо сохранить все существующие отрасли надзора, и при этом нельзя ссылаться на те страны, где он отсутствует. По мнению А.Л. 
Протопопова, в западных странах его нет не потому, что он был отменен, а потому, что там существует административная юстиция[4].

       Сущность  и назначение надзора за исполнением  законов главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в сфере исполнительной власти. В этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений законов, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению этих нарушений. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспечено действительно точное и действительно единообразное как понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.

       Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере исполнительной власти, органы прокуратуры тем самым способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, по всемерному удовлетворению потребностей граждан, повышению их материального благосостояния, обеспечению их прав и законных интересов. Иначе говоря, «прокуроры, осуществляя свои полномочия в сфере общего надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства»[5].

       Надзор  за точным и единообразным исполнением  законов является единственным предназначением  органов прокуратуры. Прокуратура  и является тем единственным государственным  органом в стране, который выполняет  эти функции.

       Прокурорский  надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной  деятельности наряду с другими ветвями  власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре  РФ». Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (п. 2 ст. 4 Закона). Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами.

       Для уяснения сущности и специфики  прокурорского надзора следует ограничить его от других видов надзора и контроля, осуществляемого иными органами государственной власти. Дело в том, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Применяя термин «контроль», мы имеем в виду, что он объемнее, полнее надзора, поскольку включает в себя и возможность соответствующего вышестоящего и контролирующего органа не только наблюдать за законностью  и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять их своей властью. Такими полномочиями обладают, например, органы местной власти и управления, осуществляя контроль за соблюдением законности всеми государственными органами, общественными и частными организациями, действующими на соответствующей территории. Такой контроль возложен также на различные государственные, межведомственные инспекции (автомобильные, санитарные, торговые, атомного, горного, котлонадзора и т.д.).

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении