Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.

Оглавление

1 Теоретические аспекты прокурорского надзора……………………….…........5
1.1 Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за
исполнением законов……………………………. …….……………….…………5
1.2 Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере
исполнительной власти………………………….…………………………………10
2 Проблемы совершенствования прокурорского надзора …………………….15
2.1 Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной
власти ………..................................................................................................15
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина ………………….….……….......................................................21
2.3 Проблемы совершенствования прокурорского надзора ………..........27
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

АП_курсовая[1].doc

— 205.50 Кб (Скачать)

       Намного шире предусмотренные Конституцией РФ социально-экономические права граждан. Среди них - право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии; право на жилище; право частной собственности; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.

       В настоящее время особенно часто  нарушаются социально-экономические права граждан. Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ А.В. 
Чурилов отмечает, что прокурорами было пресечено более 5,5тысяч нарушений прав инвалидов и престарелых и около 10 тысяч нарушений жилищных прав граждан, каждое четвертое из которых было связано с изданием незаконных правовых актов, ущемлявших права граждан на справедливое распределение муниципальных жилых помещений, приватизацию жилья, охрану жилищных интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых[18].

       Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что защита политических, социально-экономических прав и свобод граждан - область наибольшего применения прокурорских полномочий, закрепленных в статьях 26-28 ФЗ «О прокуратуре РФ», в процессе осуществления обще надзорной деятельности.

       Здесь правомерно, на мой взгляд, поставить  вопрос о мотивации прокурорского вмешательства в вопросы защиты прав и свобод граждан.

       С учетом ведущего положения судов  в сфере защиты прав и свобод граждан тотальный прокурорский надзор по аналогичным вопросам невозможен. 
«Предпринимаемые прокурорами меры в защиту граждан должны носить компенсационный характер и дополнять существующие средства правовой защиты», - таково мнение А.В. Чурилова. Не подменяя суды в разбирательстве конкретных гражданских споров, требующем опроса свидетелей, исследования других доказательств в судебном заседании, прокуроры должны реагировать на видимые формальные нарушения законов[19].

       А.В. Чурилов выделяет 4 случая, когда прокуроры подключаются к правозащитной деятельности.

       В первом случае необходимо без всяких отлагательств применить в целях устранения очевидных нарушений прав граждан, а также наказание виновных специальные полномочия, предоставленные прокурором ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О прокуратуре РФ» и некоторыми другими федеральными законами.

       Второй  случай объясняет прокурорское вмешательство  как вынужденную меру, поскольку полномочия других органов государства и местного самоуправления по устранению выявленных нарушений прав граждан, привлечение виновных к ответственности исчерпаны. Речь идет в данном случае о фактах злостного невыполнения предписаний закона, когда требуется применить более строгий вид правовой ответственности.

       Третий  случай может быть продиктован обнаруживающейся еще, зачастую, бездеятельностью органов исполнительной власти в пресечении нарушений прав граждан, когда такое отношение ведет к серьезным деформациям в правоприменительной практике и наносит существенный вред интересам личности и общества, что, например, выражается в росте числа обоснованных жалоб граждан.

       Четвертый вид обязательных работ прокуроров (в рамках реализации полномочий, определенных ст.ст.26-28 Закона) относится к основной их задаче 
- защите публичных интересов, т.е. интересов общества и государства.

       Основной  интерес общества связан с сохранением  установленного в 
Российской Федерации правового статуса личности. Поэтому следует рассматривать в первую очередь как посягающее на общественные интересы те правонарушения, которые проявляются в ограничении под тем или иным предлогом прав и свобод человека и гражданина, закрепленных во второй главе 
Конституции[21].

       Если  внимательно вдуматься в перечисленные  выше четыре случая прокурорского вмешательства, то все они взаимосвязаны и позволяют реально ощутить место прокуратуры в правозащитной деятельности.

       Круг  полномочий, закрепленных ст. 27 ФЗ «О прокуратуре  РФ», а также некоторыми другими федеральными законами, предоставляет прокурорам возможность выполнять следующие виды правозащитных работ:

       1)рассматривать  и разрешать непосредственно  адресованные им заявления, жалобы, иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;

       2)осуществлять  наблюдение за реализацией прав  и свобод, а также выявление фактов правонарушений;

       3)предупреждать и пресекать с помощью специальных мер воздействия нарушения прав и свобод ; рассматривать вопрос о применении к виновным различных мер правовой ответственности.

       Важнейшим направлением правозащитной деятельности прокурора является работа с обращениями граждан. Особенность данного вида деятельности заключается в том, что она инициируется гражданами, выражающими несогласие с теми или иными действиями должностных лиц и органов власти. Эта работа имеет несколько стадий. На первой из них определяется отношение поднятых заявителем вопросов к компетенции органов прокуратуры и отсев тех обращений, рассмотрение которых отнесено к ведению других органов.

       Вторая  стадия - разрешение прокурором заявлений  и жалоб по существу с принятием необходимых организационных решений. Органы прокуратуры при разрешении поступающих к ним писем и заявлений руководствуются ст.10 ФЗ «О прокуратуре РФ» и приказом Генерального прокурора РФ от 15.12.98 № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры 
Российской Федерации».

       Прокурор  может принимать к рассмотрению любые жалобы, содержащие сведения о нарушении закона, в том числе и обращения по вопросам, подведомственным суду, при необходимости защиты общественного интереса, либо прав наименее социально-защищенных лиц. При этом прокурор обязан принять по обращению одно из следующих решений:

       -разрешить  жалобу по существу в установленные  законом сроки; при наличии оснований, используя в полном объеме полномочия, предусмотренные ст.27 Закона, поставить в установленном порядке вопрос о восстановлении нарушенных прав заявителя; при отказе гражданину в удовлетворении его требований дать аргументированный ответ со ссылкой на нормы закона и конкретные доказательства;

       -направить  обращение для проверки, разрешения  по существу в один из органов, перечисленных в ст.26 Закона;

       -разъяснить  пострадавшему (при неподведомственности   прокуратуре поднятых им вопросов) существующий порядок защиты его прав и свобод 
(например, путем обращения в комиссию по трудовым спорам, в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу), когда требуется непосредственное его обращение и ничто не мешает заявителю сделать это самостоятельно.

       В настоящее время ведомственная  регламентация Генеральной прокуратуры предусматривает следующие основания оставления обращений граждан без рассмотрения:

       1)когда  в повторных жалобах уже не  содержится новых доводов, а  по всем предыдущим проводились объективные и полные проверки и были даны ответы полномочными лицами;

       2)если  в обращениях отсутствуют сведения о фамилии и месте жительства заявителя;

       3)если  содержание обращения лишено  логики и смысла;

       4)если  обращение содержит выражения,  оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения.

       Меры  прокурорского реагирования на нарушения  прав и свобод граждан

       В отличие от правовых средств, используемых прокурором в целях выявления и фиксации нарушений прав и свобод граждан, рассматриваемые полномочия связаны исключительно с его реагированием на факты установленных в ходе проверки правонарушений.

       Реализация  этой группы полномочий проявляется  в составлении актов прокурорского надзора, с помощью которых прокурор добивается пресечения и предупреждения нарушений законов, восстановления нарушенных прав граждан и наказания виновных должностных лиц.

       В сфере корректирования результатов нормотворческой деятельности органов власти, касающейся прав и свобод граждан, прокуроры широко используют опротестование незаконных правовых актов либо обращение по аналогичному поводу с заявлениями в суд.

       На  сегодняшний день прокуратура - один из немногих государственных органов, активно противодействующих распространению антиконституционного нормотворчества субъектов РФ, сужающего объем правомочий граждан, установленный главой 2 Конституции. Предметом опротестования могут быть только оформленные надлежащим образом правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина.

       Следующая группа прокурорских полномочий используется в целях пресечения неправомерных действий, учиняемых в отношении граждан. С их помощью также прекращается бездействие органов власти, должностных лиц, обязанных по закону совершать определенные действия в пользу граждан.

       Наиболее  распространенной мерой прокурорского  реагирования является внесение представления об устранении нарушений закона. Как правило, представление вносится на основании обобщенных материалов о нарушениях законности, выявленных на отдельных объектах надзора или в группе объектов. 
В юридической литературе существует мнение о том, что в задачу прокурора, подготовившего представление, входит устранение не только в скрытых нарушений прав и свобод граждан, но и причин таких нарушений, а также способствовавших им условий[33]. Однако столь широкие задачи не вытекают из нынешнего содержания ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ», в которой говорится лишь об обязанности прокурора добиваться устранения допущенных в отношении конкретных граждан нарушений закона.

       К числу правовых средств, используемых прокурором для прекращения неправомерных действий должностных лиц, относится также вынесение постановления об освобождении лиц, незаконно подвергнутых к административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это властно - распорядительное полномочие прокурора используется для оперативного реагирования на ограничение одного из естественных прав человека - права на неприкосновенность личности.

       Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в случае обнаружения в ходе надзорной проверки в действиях должностного лица, нарушившего права граждан, административного проступка. Как свидетельствует надзорная практика, область наибольшего применения рассматриваемого полномочия прокурора – это несоблюдение трудовых прав граждан и нарушение прав потребителей.

       Вынося  постановление в порядке ст.25 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор обязан составить его по правилам, установленным ст.235 КоАП для оформления протокола об административном правонарушении, ознакомить с текстом постановления правонарушителя, приложив письменные возражения последнего; направить его уполномоченному органу, который, не составляя протокола, должен вести производство по делу, завершив его вынесением постановления о наложении взыскания либо о прекращении производства по делу[34].

       По  фактам наиболее злостных нарушений  прав и свобод граждан, когда правонарушение в силу своей интенсивности наносит пострадавшим существенный моральный или материальный вред, прокурором выносится постановление о возбуждении уголовного дела.

       Суммируя  вышеизложенное, можно сделать вывод  о том, что прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами, занимает важное место в государственном механизме защиты прав и свобод граждан. 

       2.3 Проблемы совершенствования прокурорского надзора 

       Одним из признаков правового государства  является установление не только формального, но и реального господства правового закона во всех сферах жизни общества, его прямое, непосредственное воздействие на всю совокупность общественных отношений.

       При этом естественно и необходимо (если это правовое государство), чтобы это принуждение соответствовало принципам демократии и справедливости.

       Место этого органа по праву занимает прокуратура, т.к. это универсальный орган, который  не имеет узкой функциональной направленности. Поэтому все попытки лимитировать поле деятельности прокурорского надзора путем урезания полномочий или установления пределов деятельности прокуроров, которые не препятствуют демократическим процессам (да и вообще, как прокуратура в демократическом государстве может воспрепятствовать эволюционному и поступательному движению истории вперед), а, наоборот, способствуют стремлению к правовому государству путем принуждения к неукоснительному соблюдению закона и требований Главы государства, являются попытками анархического порядка и направлены на развенчание устоев государства. Вследствие этого прокуратура есть важнейший элемент государства, связующее звено всех систем государственного организма, без которого он не может нормально функционировать. Если его поломать, то начнут барахлить его отдельные части. Также повлечет негативные последствия и замена его цементирующего органа, коим является прокуратура.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении