Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа
Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.
1 Теоретические аспекты прокурорского надзора……………………….…........5
1.1 Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за
исполнением законов……………………………. …….……………….…………5
1.2 Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере
исполнительной власти………………………….…………………………………10
2 Проблемы совершенствования прокурорского надзора …………………….15
2.1 Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной
власти ………..................................................................................................15
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина ………………….….……….......................................................21
2.3 Проблемы совершенствования прокурорского надзора ………..........27
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………
Намного шире предусмотренные Конституцией РФ социально-экономические права граждан. Среди них - право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии; право на жилище; право частной собственности; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.
В
настоящее время особенно часто
нарушаются социально-экономические права
граждан. Заместитель начальника управления
по надзору за исполнением законов и законностью
правовых актов Генеральной прокуратуры
РФ А.В.
Чурилов отмечает, что прокурорами было
пресечено более 5,5тысяч нарушений прав
инвалидов и престарелых и около 10 тысяч
нарушений жилищных прав граждан, каждое
четвертое из которых было связано с изданием
незаконных правовых актов, ущемлявших
права граждан на справедливое распределение
муниципальных жилых помещений, приватизацию
жилья, охрану жилищных интересов несовершеннолетних,
инвалидов, престарелых[18].
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что защита политических, социально-экономических прав и свобод граждан - область наибольшего применения прокурорских полномочий, закрепленных в статьях 26-28 ФЗ «О прокуратуре РФ», в процессе осуществления обще надзорной деятельности.
Здесь правомерно, на мой взгляд, поставить вопрос о мотивации прокурорского вмешательства в вопросы защиты прав и свобод граждан.
С
учетом ведущего положения судов
в сфере защиты прав и свобод граждан
тотальный прокурорский надзор по аналогичным
вопросам невозможен.
«Предпринимаемые прокурорами меры в
защиту граждан должны носить компенсационный
характер и дополнять существующие средства
правовой защиты», - таково мнение А.В.
Чурилова. Не подменяя суды в разбирательстве
конкретных гражданских споров, требующем
опроса свидетелей, исследования других
доказательств в судебном заседании, прокуроры
должны реагировать на видимые формальные
нарушения законов[19].
А.В. Чурилов выделяет 4 случая, когда прокуроры подключаются к правозащитной деятельности.
В
первом случае необходимо без всяких
отлагательств применить в
Второй случай объясняет прокурорское вмешательство как вынужденную меру, поскольку полномочия других органов государства и местного самоуправления по устранению выявленных нарушений прав граждан, привлечение виновных к ответственности исчерпаны. Речь идет в данном случае о фактах злостного невыполнения предписаний закона, когда требуется применить более строгий вид правовой ответственности.
Третий случай может быть продиктован обнаруживающейся еще, зачастую, бездеятельностью органов исполнительной власти в пресечении нарушений прав граждан, когда такое отношение ведет к серьезным деформациям в правоприменительной практике и наносит существенный вред интересам личности и общества, что, например, выражается в росте числа обоснованных жалоб граждан.
Четвертый
вид обязательных работ прокуроров
(в рамках реализации полномочий, определенных
ст.ст.26-28 Закона) относится к основной
их задаче
- защите публичных интересов, т.е. интересов
общества и государства.
Основной
интерес общества связан с сохранением
установленного в
Российской Федерации правового статуса
личности. Поэтому следует рассматривать
в первую очередь как посягающее на общественные
интересы те правонарушения, которые проявляются
в ограничении под тем или иным предлогом
прав и свобод человека и гражданина, закрепленных
во второй главе
Конституции[21].
Если
внимательно вдуматься в
Круг полномочий, закрепленных ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», а также некоторыми другими федеральными законами, предоставляет прокурорам возможность выполнять следующие виды правозащитных работ:
1)рассматривать и разрешать непосредственно адресованные им заявления, жалобы, иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;
2)осуществлять
наблюдение за реализацией
3)предупреждать и пресекать с помощью специальных мер воздействия нарушения прав и свобод ; рассматривать вопрос о применении к виновным различных мер правовой ответственности.
Важнейшим направлением правозащитной деятельности прокурора является работа с обращениями граждан. Особенность данного вида деятельности заключается в том, что она инициируется гражданами, выражающими несогласие с теми или иными действиями должностных лиц и органов власти. Эта работа имеет несколько стадий. На первой из них определяется отношение поднятых заявителем вопросов к компетенции органов прокуратуры и отсев тех обращений, рассмотрение которых отнесено к ведению других органов.
Вторая
стадия - разрешение прокурором заявлений
и жалоб по существу с принятием
необходимых организационных решений.
Органы прокуратуры при разрешении поступающих
к ним писем и заявлений руководствуются
ст.10 ФЗ «О прокуратуре РФ» и приказом
Генерального прокурора РФ от 15.12.98 № 90
«О порядке рассмотрения обращений и приема
граждан в органах прокуратуры
Российской Федерации».
Прокурор может принимать к рассмотрению любые жалобы, содержащие сведения о нарушении закона, в том числе и обращения по вопросам, подведомственным суду, при необходимости защиты общественного интереса, либо прав наименее социально-защищенных лиц. При этом прокурор обязан принять по обращению одно из следующих решений:
-разрешить
жалобу по существу в
-направить обращение для проверки, разрешения по существу в один из органов, перечисленных в ст.26 Закона;
-разъяснить
пострадавшему (при
(например, путем обращения в комиссию
по трудовым спорам, в вышестоящий орган
или к вышестоящему должностному лицу),
когда требуется непосредственное его
обращение и ничто не мешает заявителю
сделать это самостоятельно.
В
настоящее время ведомственная
регламентация Генеральной
1)когда в повторных жалобах уже не содержится новых доводов, а по всем предыдущим проводились объективные и полные проверки и были даны ответы полномочными лицами;
2)если
в обращениях отсутствуют
3)если содержание обращения лишено логики и смысла;
4)если
обращение содержит выражения,
оскорбляющие честь и
Меры прокурорского реагирования на нарушения прав и свобод граждан
В отличие от правовых средств, используемых прокурором в целях выявления и фиксации нарушений прав и свобод граждан, рассматриваемые полномочия связаны исключительно с его реагированием на факты установленных в ходе проверки правонарушений.
Реализация этой группы полномочий проявляется в составлении актов прокурорского надзора, с помощью которых прокурор добивается пресечения и предупреждения нарушений законов, восстановления нарушенных прав граждан и наказания виновных должностных лиц.
В сфере корректирования результатов нормотворческой деятельности органов власти, касающейся прав и свобод граждан, прокуроры широко используют опротестование незаконных правовых актов либо обращение по аналогичному поводу с заявлениями в суд.
На сегодняшний день прокуратура - один из немногих государственных органов, активно противодействующих распространению антиконституционного нормотворчества субъектов РФ, сужающего объем правомочий граждан, установленный главой 2 Конституции. Предметом опротестования могут быть только оформленные надлежащим образом правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина.
Следующая группа прокурорских полномочий используется в целях пресечения неправомерных действий, учиняемых в отношении граждан. С их помощью также прекращается бездействие органов власти, должностных лиц, обязанных по закону совершать определенные действия в пользу граждан.
Наиболее
распространенной мерой прокурорского
реагирования является внесение представления
об устранении нарушений закона. Как правило,
представление вносится на основании
обобщенных материалов о нарушениях законности,
выявленных на отдельных объектах надзора
или в группе объектов.
В юридической литературе существует
мнение о том, что в задачу прокурора, подготовившего
представление, входит устранение не только
в скрытых нарушений прав и свобод граждан,
но и причин таких нарушений, а также способствовавших
им условий[33]. Однако столь широкие задачи
не вытекают из нынешнего содержания ст.
28 ФЗ «О прокуратуре РФ», в которой говорится
лишь об обязанности прокурора добиваться
устранения допущенных в отношении конкретных
граждан нарушений закона.
К числу правовых средств, используемых прокурором для прекращения неправомерных действий должностных лиц, относится также вынесение постановления об освобождении лиц, незаконно подвергнутых к административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это властно - распорядительное полномочие прокурора используется для оперативного реагирования на ограничение одного из естественных прав человека - права на неприкосновенность личности.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в случае обнаружения в ходе надзорной проверки в действиях должностного лица, нарушившего права граждан, административного проступка. Как свидетельствует надзорная практика, область наибольшего применения рассматриваемого полномочия прокурора – это несоблюдение трудовых прав граждан и нарушение прав потребителей.
Вынося постановление в порядке ст.25 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор обязан составить его по правилам, установленным ст.235 КоАП для оформления протокола об административном правонарушении, ознакомить с текстом постановления правонарушителя, приложив письменные возражения последнего; направить его уполномоченному органу, который, не составляя протокола, должен вести производство по делу, завершив его вынесением постановления о наложении взыскания либо о прекращении производства по делу[34].
По фактам наиболее злостных нарушений прав и свобод граждан, когда правонарушение в силу своей интенсивности наносит пострадавшим существенный моральный или материальный вред, прокурором выносится постановление о возбуждении уголовного дела.
Суммируя
вышеизложенное, можно сделать вывод
о том, что прокуратура, действуя
в пределах своей компетенции только ей
присущими методами и средствами, занимает
важное место в государственном механизме
защиты прав и свобод граждан.
2.3
Проблемы совершенствования
прокурорского надзора
Одним
из признаков правового
При этом естественно и необходимо (если это правовое государство), чтобы это принуждение соответствовало принципам демократии и справедливости.
Место
этого органа по праву занимает прокуратура,
т.к. это универсальный орган, который
не имеет узкой функциональной направленности.
Поэтому все попытки
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении