Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:05, реферат
Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов. Если система права как следствие исторического развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.
Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
Кодификация
Проблемы систематизации
Значение кодификации, проблемы
Литература
Автономная некоммерческая организация
Среднего профессионального образования
«Экономико-правовой
колледж»
Дисциплина
Административное право
Доклад на тему: «Проблемы систематизации и кодификации источников права»
Заочное
отделение
Тольятти,
2011
Содержание:
Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов. Если система права как следствие исторического развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.
Конечно,
значение субъективного начала нельзя
преувеличивать.
Систематизация в конечном счете также
обусловлена объективно существующей
системой права (кодексы, например, объединяют
юридические нормы одной и той же отрасли
права), содержанием систематизируемых
правил поведения, объективной потребностью
в сборниках нормативных актов того или
иного рода и т.п., но по форме своего выражения
она всегда субъективна.
В
результате систематизации
Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами.
Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Систематизация
законодательства необходима, во-первых,
для дальнейшего развития законодательства.
Анализ и обработка действующих
нормативных актов, группировка
правовых предписаний по определенной
схеме, создание внутренне единой системы
актов являются необходимыми условиями
эффективности правотворческой
деятельности, способствуют ликвидации
пробелов, устарелостей и противоречий
в действующем
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1)
сбор государственными
2)
подготовка и издание
3)
подготовка и принятие
4)
подготовка и принятие новых
актов (типа кодексов), в которые
помещаются как оправдавшие
Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.
Кодификация
законодательства - это форма коренной
переработки действующих
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;
2)
такой акт регулирует
3)
будучи итогом
4)
кодификация рассчитана на
5)
предмет кодификации обычно
6)
акт кодификации всегда
Это
своеобразный укрупненный блок
законодательства, обеспечивающий
более четкое построение
Обычно
в юридической литературе и практике
различают несколько видов
Кодификация
способствует усилению стабильности законодательства,
созданию четкой, базирующейся на научном
фундаменте системы нормативных
актов, обеспечивает оптимальную
В
перспективе издание
Ныне действующий общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента России от 16 декабря 1993 года № 2117 (в редакции на 1 января 1996 года) не вполне отвечает требованиям времени: с начала 90-х годов на первый план вышли акты, регулирующие экономические, основанные на равенстве сторон, а не административные отношения. В названном же классификаторе основное внимание уделено именно административным, а не экономическим отношениям. Анализ этого классификатора приводит нас к выводу о том, что он является результатом адаптации системы классификации нормативных актов, сложившейся в бывшем СССР, к принципиально новым общественным отношениям, реальность которых подтверждается нормами Конституции России. Рассматриваемый классификатор имеет три существенных недостатка:
1. Часть
его разделов (такие, как законодательство
по общим вопросам
2. Финансовое
право разработано
Информация о работе Проблемы систематизации и кодификации источников права