Проблемы систематизации и кодификации источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:05, реферат

Краткое описание

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов. Если система права как следствие исторического развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

Оглавление

Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
Кодификация
Проблемы систематизации
Значение кодификации, проблемы
Литература

Файлы: 1 файл

доклад проблема систематизации и кодификации источников права.docx

— 30.03 Кб (Скачать)

3. Классификатор  содержит и ряд юридических  ошибок: подраздел 
«доверительная собственность» в разделе законодательство о собственности 
(ГК России не предусматривает такого института); среди организационно- правовых форм предприятий присутствуют такие не предусмотренные Гражданский кодекс России формы как малые предприятия, инофирмы, совместные предприятия, биржи!

 Разработки  в президентском классификаторе  систематизации ряда отраслей  законодательства, таких как Законодательство об обороне, Законодательство о безопасности, Основы конституционного строя, Законодательство об охране окружающей среды, а также разделы «решения по вопросам награждения», «решения о присвоении почетных званий», «решения по кадровым вопросам» и некоторые другие выполнены на современном уровне и, по нашему мнению, вполне отвечают потребностям сегодняшнего дня. Однако при всей своей обширности (более 400 разделов) классификатор не отражает таких реалий современной экономики России как финансово-промышленные группы, финансовая аренда (лизинг); наличие договоров о разграничении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и многого другого. Следует отметить, что классификатор, утвержденный Указом Президента России является не только официальным, но и фактически единственным, применяемым при систематизации законодательства.

Официальная действующая электронная форма  классификации нормативных актов  направлена, прежде всего, на систематизацию актов в целом. При этом, как правило, не учитывается, что подавляющее большинство, как законов, так и подзаконных актов носит комплексный характер и содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права.

В настоящее  время важное значение имеют нормы, содержащиеся в подзаконных актах. Издаваемые либо подготавливаемые различными ведомствами такие акты весьма различны по степени проработанности и соответствия правилам юридической техники, нередко противоречат друг другу и актам более высокой юридической силы.

  1. Значение  кодификации, проблемы.

Значение  кодификации состоит в том, что  она обеспечивает единство, согласованность  и полноту законодательства. Единство потому, что кодекс представляет собой  органический закон, связанный воедино  во всех его составных частях; согласованность  потому, что кодекс – это единый закон, оставляющий, следовательно, меньше почвы для противоречий, чем в  случаях, когда одни и те же общественные отношения регулируются при помощи разрозненных законодательных актов; полноту потому, что кодекс по своей природе направлен на урегулирование в целом определенной области общественных отношений. Кодификация способствует также стабильности законов.

Проводимое  сегодня всестороннее обновление законодательства – своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необходимостью внедрения новых методов в управление народным хозяйством, реформированием государственно-властных структур. Углубление специализации социально-экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших законодательных актов в областях, которые ранее не охватывались правовым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенденцию его верховенства на передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления и т.д.

Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному  вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Кодификация  подразделяется на общую и специальную. В российском праве существовали и существуют следующие основные виды кодификации:

– принятие основ и основных начал законодательства.

– принятие федеральных кодексов и уставов;

– принятие кодексов Российской Федерации 

  1. Литература:
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, №237, 25.12.1993.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 №51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
  4. Федеральный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 24. 06.1994 г. // Российская газета от 24. 07.1994.
  5. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 2003

     5. Жилин Г. Соотношение права  и закона //Российская юстиция. - 2000 - №4. С. 13.

     6. Иодковский А.Н. Вопросы кодификации законодательства. М., 1998. С. 7.

     7. Казьмин И.Ф., Мицкевич А.В. Кодификация и систематизация законодательства на современном этапе // Юрист. - 1999. С. 12.

     8.   Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. - М.2002. С. 67.

     9. Коваленко А.И. Общая теория  государства и права (в вопросах  и ответах). - М., 2002. С. 56.

     10. Комаров С.А.. Основы государства  и права. Учебное пособие.- М., 2002. С. 152. 
 

Информация о работе Проблемы систематизации и кодификации источников права