Привлечения юридических лиц к административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Тенденция рассматривать юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КoАП РФ), и в настоящее время в Особенной части КoАП РФ содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..3
Глава 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности……………………………………………………………….….6
1.1. Понятие и признаки административной ответственности……….6
1.2. Состав административного правонарушения…………………….11
Глава 2. Привлечение юридических лиц к административной ответственности………………………………………………………………….17
2.1. Основания привлечения юридического лица к административной ответственности………………………………………………………….………17
2.2. Виды правонарушений, совершаемых юридическими лицами…...20
2.3. Меры административного наказания, применяемые к юридическим лицам……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………29

Файлы: 1 файл

адм. пр. полностью.docx

— 51.54 Кб (Скачать)

Министерство Образования  и Науки

Российской Федерации

Северо-Кавказский Федеральный  Университет

Юридический институт

Юридический факультет

Кафедра административного и финансового права

 

 

Курсовая работа на тему:

«Привлечения юридических лиц к административной ответственности».

 

 

 

 

 

 

                                            Выполнил:

                                                          Студент 5курсаОЗО

                                                   Ровенский А. В.

                                                                          Научный руководитель:

К.ю.н., доц. Первышов Е. А.

 

 

 

 

Ставрополь, 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….……..3

Глава 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности……………………………………………………………….….6

    1. Понятие и признаки административной ответственности……….6
    2. Состав административного правонарушения…………………….11

Глава 2. Привлечение юридических  лиц к административной ответственности………………………………………………………………….17

2.1. Основания привлечения  юридического лица к административной  ответственности………………………………………………………….………17

2.2. Виды правонарушений, совершаемых юридическими лицами…...20

2.3. Меры административного  наказания, применяемые к юридическим  лицам……………………………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В целом об ответственности  в разных смыслах, гранях и оттенках достаточно полно и неоднократно говорится в Конституции РФ. Например, в преамбуле Конституции говорится  об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. То есть это ответственность, понимаемая в широких историко-философском, нравственном и патриотическом планах и аспектах. Однако в Конституции  также находятся развитые конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, экологические правовые и другие аспекты и грани института  ответственности, в том числе и административно-правовые, которые и будут рассмотрены в данной курсовой работе.

Административная ответственность  является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует  воспитанию чувства нравственного  и правового долга перед обществом  и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Административная ответственность применяется более  широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.

В административном праве  из всех многочисленных мер административного  принуждения только административные наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных наказаний к субъектам, совершившим правонарушение.

Одним из таких субъектов  являются юридические лица. Как известно, нет «права и обязанностей без  ответственности». Взяв на себе права  и обязанности по ведению хозяйственной деятельности, юридические лица вступают в новые «отношения-ответственности»: новые правоотношения - новая ответственность.

Тенденция рассматривать юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КoАП РФ), и в настоящее время в Особенной части КoАП РФ содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо.

Актуальность темы курсовой работы заключается в ряде обстоятельств. Это и глубокие перемены произошедшие в административном законодательстве Российской Федерации, и экономические реформы проводимые в России в последние годы, ослабление роли государства во многих сферах экономической деятельности общества. Также, в рамках совершенствования административного законодательства с начала 90-х годов XX века в российском праве особое развитие получил институт административной ответственности юридических лиц.

Важную роль в этом сыграли  ряд нормативных актов. В некоторых  из них, например, в Земельном Кодексе  РСФСР, а в последствии в законе РСФСР «Об административной ответственности  предприятий, учреждений, организаций  и объединений за административные правонарушения в области строительства» от 17 декабря 1992 г. прямо говорилось об административной ответственности организаций (юридических лиц).

В дальнейшем в Российской Федерации был принят ряд и  других нормативных актов, в том  числе законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства  РФ, предусматривающих административную ответственность организаций, предприятий  и учреждений. Примером могут служить  Закон РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., Закон РФ от 17 декабря 1992 г. «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства», Таможенный Кодекс РФ от 18 июня 1993 г., Федеральный закон от 12 мая 2000 г. «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» и т.д. Сыграв значительную роль в деле правового регулирования административной ответственности юридических лиц, в настоящее время эти акты утратили силу в связи с принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля 2002 г. и новой редакции Таможенного кодекса РФ, от 28 мая 2003 г., вступающего в силу с 1 января 2004 г. Среди других нормативных актов на эту тему следует назвать Указ Президента РФ «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» от 16 декабря 1993 г., Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 июля 1993 г., действовавших до 1 июля 2002 г, до принятия нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие  в сфере привлечения юридических  лиц к административной ответственности.

Предмет работы - нормативные  правовые акты Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно привлечения юридических лиц  к административной ответственности.

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1. Понятие и признаки административной ответственности

В понимании многих ученых административная ответственность - это  форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций.1

Однако в термин "реагирование" в этом случае вкладывается содержание, только частично объясняющее существо рассматриваемого явления. "Реагирование" выражается в различных формах и  применение взыскания - одна из них. Поэтому  характеризуя административную ответственность  и говоря о реагировании государства  на административное правонарушение, следует отметить, что оно в  первую очередь выражается в том, что компетентный орган или должностное  лицо предъявляют обвинение правонарушителю  и расследуют правонарушение. Так, КоАП устанавливает, что к правонарушителю  могут быть применены определенные меры административного воздействия  и вместе с этим ему предоставляется  право знакомиться с материалами  дела, заявлять ходатайства и давать объяснения по существу нарушения. Однако никто не может принудить виновное лицо давать объяснения, так как  дача объяснения по делу есть право  нарушителя. Доводы и соображения, содержащиеся в объяснении, прежде всего являются средством защиты прав и интересов  правонарушителя, хотя они также  служат источником информации для компетентного  органа, влияют на "оценку" противоправного  деяния и приобретают значение при  определении вида административного  взыскания.

Характеризуя административную ответственность как реакцию  государственных органов на совершенное  деяние, запрещенное законом, следует  подчеркнуть, что такая реакция  выражается в осуждении деяния, в "отрицательной оценке" содеянного.2 Отрицательная оценка административного проступка - самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным органом.

Так, для применения административного  взыскания необходимо издание правоприменительного акта - постановления, которое признает субъекта виновным и отрицательно оценивает  его поведение. Для объяснения и  понимания административной ответственности  этот признак является также существенным.

Административная ответственность  реализуется в специфических  для нее процессуальных формах, т.е. меры административной ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Это - самый характерный  ее признак. Как правильно отметил  И.А. Галаган, административная ответственность  – преимущественно "процессуальное образование".3 Очень важно, чтобы карательная деятельность органов государственного управления протекала в определенных административно- процессуальных формах, т.е. по заранее установленным правилам и процедурам, устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции.

Административную ответственность  характеризуют и другие признаки (например, принудительный характер, множественность  государственных органов, применяющих  меры ответственности, нормативно-правовая урегулированность), но они общеизвестны и о них достаточно хорошо сказано в юридической литературе. Охарактеризованные здесь признаки позволяют иметь более полное представление об административной ответственности и определить ее, как реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание.

Вместе с тем перечисление и анализ признаков дают внешне объективную, но плоскостную картину административной ответственности, не позволяют посмотреть на нее изнутри, объемно, очертить ее составные части, исследовать личностно-субъективный аспект рассматриваемого явления, Не нужно  забывать, что из трех самых важных административно-правовых категорий  — административно-правовой нормы, административного правоотношения и административной ответственности, - последняя категория является наиболее личностной, "нормативно переживаемой". Понять все эти аспекты можно  при условии, если будет проанализирована структура административной ответственности.

Говоря о формулировании единого понятия административной ответственности, следует отметить, что оно возможно на основе многообразия определений. Эти определения образуют целостное понятие не путем их механического соединения, а посредством  живого синтеза, при котором каждое определение существенно дополняет, развивает и конкретизирует другое. Думается, что понятие административной ответственности должно синтезировать  два основных определения: первое характеризует  административную ответственность  как объективную категорию, представляющую реакцию государства на административное правонарушение; второе характеризует  административную ответственность  как субъективно-личностную категорию, показывающую ее как совокупность правомочий наказанного лица.

В свое время подобные определения  были предложены М.С.Студеникиной. Хотя эти определения административной ответственности являются спорными по содержанию, следует признать глубоко  правильной и оправданной ее попытку  сформулировать единое понятие административной ответственности посредством синтеза  двух определений - объективного и субъективного.4

Научные определения играют большую роль в правоведении и  практической жизни. Они имеют важное теоретическое значение в процессе познания данной конкретной отрасли  права, создания постоянного капитала отрасли правоведения, написания  хороших учебников. Вместе с тем  практика жизни показывает, что для  того, чтобы понятие использовалось в обществе эффективно, запоминалось людьми, становилось частью их правосознания, ему нужно дать определение в  законодательном акте. Определение  развивает понятие, развертывает его  содержание, вводит в самую его  суть. Поэтому роль определений очень  велика в нормотворческом процессе.

1.2. Состав административного  правонарушения

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена административная ответственность. 5

Понятие административного  правонарушения характеризует собой  ряд признаков. Во-первых, это действие или бездействие, т.е. деяние; во-вторых, деяние противоправное; в-третьих, деяние виновное; в-четвертых, деяние наказуемое.

Административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое  принимает форму действия, либо бездействия.

Действие - это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, нарушение  правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных  стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных  документов по обеспечению единства измерений).

Бездействие - это пассивное  поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно  должно было и могло совершить  в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний  федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей). 6

Информация о работе Привлечения юридических лиц к административной ответственности