Привлечения юридических лиц к административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Тенденция рассматривать юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КoАП РФ), и в настоящее время в Особенной части КoАП РФ содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..3
Глава 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности……………………………………………………………….….6
1.1. Понятие и признаки административной ответственности……….6
1.2. Состав административного правонарушения…………………….11
Глава 2. Привлечение юридических лиц к административной ответственности………………………………………………………………….17
2.1. Основания привлечения юридического лица к административной ответственности………………………………………………………….………17
2.2. Виды правонарушений, совершаемых юридическими лицами…...20
2.3. Меры административного наказания, применяемые к юридическим лицам……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………29

Файлы: 1 файл

адм. пр. полностью.docx

— 51.54 Кб (Скачать)

Проблема в том, что  понятие вины применительно к  юридическим лицам трактуется совсем иначе, чем в отношении физических лиц. Выяснение характера вины юридических  лиц через призму умысла или неосторожности, через интеллектуальный и волевой  моменты в ряде случаев может  оказаться бессмысленным, поскольку  юридическое лицо, подчеркнем еще  раз, не обладает рассудком и психикой, которые есть у физического лица.

     В административном  праве существует двоякое понимание  вины юридического лица, включающее  объективный и субъективный подходы.  Объективная вина - вина организации  в зависимости от характера  конкретного противоправного деяния  юридического лица, совершившего  и (или) не предотвратившего  это деяние, т.е. это вина, обусловленная  объективной стороной состава  правонарушения.

     Субъективная  вина - отношение организации в  лице ее представителей (работников, администрации, должностных лиц  и т.д.) к противоправному деянию, совершенному этой организацией.15

     По мнению  автора, выбор подхода к вине (субъективного  или объективного) в настоящее  время во многом зависит от  специфики правоотношений. Как будет  показано далее, специфика некоторых  публично-правовых правоотношений  в ряде случаев может обусловить  невозможность привлечения к  ответственности при понимании  вины в субъективном аспекте.

     Например, в  сфере производства по таможенным  правонарушениям необходимо учитывать  множественность субъектного состава  таких нарушений и вследствие  этого четко разграничить специфику  доказывания вины (или доказывания  своей невиновности) субъектов таможенных  отношений: собственников товаров  и транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу, и  лиц, действующих по их поручению  (таможенных брокеров, декларантов  и т.д.). При нарушении организацией  таможенных правил возникает  проблема выбора подхода к  вине (объективного или субъективного).

2.2. Виды правонарушений, совершаемых юридическими лицами

К административным правонарушениям  юридических лиц относятся в  основном правонарушения, связанные  с их предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью.

Это административные правонарушения в следующих областях:

- в области охраны собственности; 

- в области охраны окружающей  природной среды и природопользования;

- в промышленности, строительстве  и энергетике;

- в сельском хозяйстве,  ветеринарии и мелиорации земель;

- в области связи и  информации;

- в области предпринимательской  деятельности;

- в области финансов, налогов  и сборов, рынка ценных бумаг; 

- нарушения таможенных  правил и другие установленные  иными законодательными актами.

В качестве основания классификации  административных правонарушений юридических  лиц по видам представляется содержание обязанностей юридических лиц в  различных областях государственного регулирования, за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение которых  к юридическим лицам применяются  административные взыскания.

Административные правонарушения юридических лиц подразделяются на следующие виды:

- административные правонарушения  юридических лиц против правопорядка;

- административные правонарушения  юридических лиц против порядка  управления;

- административные правонарушения  юридических лиц в отдельных  областях государственного управления.

При этом административные правонарушения юридических лиц  против правопорядка и порядка управления носят универсальный характер, так  как они могут быть совершены  юридическими лицами во всех областях государственного регулирования. В  большинстве сфер государственного регулирования наряду с административной ответственностью юридических лиц  за правонарушения против правопорядка и порядка управления, устанавливается  административная ответственность  юридических лиц за правонарушения, которые могут быть совершены  ими только в данных конкретных областях государственного управления.

 

2.3. Виды административных наказаний, применяемых к юридическим лицам

Статья 3.2. КоАП устанавливает  восемь видом наказаний, применяемых засовершение административных правонарушений. Но, в силу спецификиответственности юридических лиц, не все из содержащихся в названной статьевидов наказаний могут быть применены к юридическим лицам.В отношении юридических лиц административное законодательствоустанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2.; ст. 3.4. КоАП);

2) административный штраф  (п. 2 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.5. КоАП);

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административногоправонарушения  (п. 3 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.6. КоАП);

4) конфискация орудия  совершения или предмета административногоправонарушения  (п. 4 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.7. КоАП).

Административные наказания, названной выше статьи, устанавливаютсятолько  КоАП. Однако законодательство предусматривает, такие видыадминистративных наказаний, как предупреждение и административный штраф,могут вводиться и применяться  на основании законов субъектов  РФ обадминистративной ответственности, с соблюдением ограничений, установленныхКоАП.

Данная система административных наказаний характеризуется рядомособенностей.

Bo-первых, эта система  является единственным законодательноустановленным  перечнем административных наказаний,  что позволяет обеспечитьединообразное  понимание и применение данных  средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше,могут  быть установлены только законодательными актами РФ и лишь всоответствии с общими положениями и принципами законодательства обадминистративных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные идополнительные (возмездное изъятие, конфискация), причем последние могутустанавливаться и применяться в качестве как  основного, так идополнительного наказания; другие административные наказания  могутустанавливаться и применяться  только в качестве основных.

Дополнительные наказания  могут назначаться самостоятельно, а могуттолько присоединяться к  основным мерам наказания. За конкретноеадминистративное правонарушение может быть назначено  основное либо основноеи одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции  применяемой статьиКоАП. Одновременное  применение двух основных либо двух дополнительныхнаказаний  не допускается.

В-четвертых, эта система  для юридических лиц включает наказанияморального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания(штраф, конфискация).

Рассмотрим подробнее  перечисленные выше виды административныхнаказаний, применяемых к юридическим лицам.

Предупреждение применяется в отношении юридических лиц, совершившихнезначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резковыраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может  налагаться, если оно предусмотреносоответствующей статьей КоАП или нормативного акта субъекта РФ,устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для  негонаступление определенных отрицательных  последствий, обычно моральногохарактера. Вместе с тем КоАП (ст. 4.3) связывает  с фактом повторного илинеоднократного  применения к нарушителю предупреждения привлечение его кболее строгой  ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может  повлечьнаступление определенных правовых последствий только тогда, когда  оновынесено в письменной форме  или зафиксировано иным установленным  способом врешении должностного лица, привлекающего нарушителя к административнойответственности.

От предупреждения как  меры административного наказания  нужно отличатьустные замечания, которые  представляют собой средства убеждения  и,естественно, не являются административными  наказаниями.

Административный  штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителямадминистративно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочнымипредставителями в пределах, предусмотренных законодательством. Онвыражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммыденежных средств.

Нормы административного  права предусматривают штраф  в двух формах:

1. с указанием пределов  штрафа (относительно-определенная  санкция);

2. с точным указанием  размера штрафа (абсолютно-определенная  санкция).

В подавляющем большинстве  случаев нормативные акты устанавливаютотносительно-определенные штрафные санкции, что позволяет  при наложенииштрафа учитывать  характер совершенного правонарушения, личность нарушителя,степень его  вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие иотягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством  в качестве взыскания почти за всевиды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться  нетолько КоАП, но и законодательными актами субъектов РФ.

Порядок исчисления административного  штрафа, установленный положениямистатьи 3.5 КоАП России, непосредственно связан с разделением правонарушенийна длящиеся и недлящиеся.

При этом под моментом окончания  правонарушения следует пониматьфактическое  окончание правонарушения, когда  в совершенном деянииусматриваются  все предусмотренные законом  признаки состава правонарушения,а  также противоправная деятельность лицом более не осуществляется.

Момент пресечения имеет  значение исключительно при выявлении  длящихсяправонарушений, и под ним  следует понимать момент обнаруженияуполномоченным  должностным лицом таких правонарушений.

Возмездное изъятие  орудия совершения или предметаадминистративного  правонарушения. Содержание этого вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии  орудия или предмета административного

правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы  бывшему собственнику за вычетом  расходовпо реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие как  вид административного наказанияраспространяется  только на предметы, которые явились  орудием совершения илинепосредственным  объектом административного правонарушения.

Данноенаказание является мерой  административной ответственности  имущественногохарактера и может  применяться лишь в отношении  собственника названныхпредметов.

Конфискация орудия совершения или предметаадминистративного  правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительномбезвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральнуюсобственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано можетбыть лишь имущество, находящееся собственности, правонарушителя.КоАП устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являютсяорудиями, средствами или непосредственными предметами административныхправонарушений.

Так, в соответствии с  КоАП могут быть конфискованы изготовленнаяпродукция, орудия производства и сырье за осуществление  предпринимательскойдеятельности  без специального разрешения (лицензии), если их наличиеявляется обязательным; товары, свободная реализация которых  запрещена илиограничена; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства,средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукциясредств массовой информации в случае злоупотребления  свободой этойинформации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос об административной ответственности  юридических лиц очень важен  потому, как мы сегодня столкнулись  с резким ростом правонарушений, совершаемых  предприятиями. Также институт ответственности  юридических лиц становится активно  востребованным и оправданным еще  и в силу того, что у нас возникает  множество хозяйствующих субъектов (акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.), которые зачастую не имеют, в отличие от государственных  предприятий, ясной и формально  установленной структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают  трудности при раз решении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено при влечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений.

С принятием КоАП значительно была расширена сфера общественных отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической деятельности, обеспечения экологической безопасности, в области информации и ряде других областей деятельности. КоАП закреплены общие принципы административной ответственности, в том числе и юридических  лиц, установлены составы конкретных правонарушений и процессуальные правила  рассмотрения дел об административной ответственности, порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Можно сказать, что таким уровнем комплексности не обладает ни один из ныне действующих кодифицированных актов о юридической ответственности. Однако, здесь есть некоторые недоработки. Так, существует необходимость расширить и сделать более разнообразной палитру мер ответственности, применяемых к юридическим лицам.

Информация о работе Привлечения юридических лиц к административной ответственности