Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 03:17, курсовая работа
Целью исследования является изучение законодательства, административной и судебной практики по привлечению юридических лиц к административной ответственности, изучение проблем административной ответственности организаций, рассмотрение научных и практических подходов к их разрешению.
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
дать понятие административной ответственности юридических лиц, рассмотреть ее структуру, основные признаки;
выявить особенности административной ответственности юридических лиц;
изучить понятие вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности;
рассмотреть основные виды административных наказаний, назначаемых юридическим лицам за совершение ими административных правонарушений и эффективность этих наказаний.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I Юридические лица как субъекты административно-правовых отношений
1.1 Понятие и основные признаки административной ответственности юридических лиц…………………………...
6
1.2 Основания привлечения юридических лиц к административной ответственности……………………….…
8
ГЛАВА II Структура административной ответственности юридических лиц
2.1 Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом………………………………………...…
14
2.2 Вина как необходимый элемент административной ответственности юридических лиц…………………………...
17
ГЛАВА III Меры административной ответственности юридических лиц
3.1 Виды правонарушений и наказаний, назначаемых в отношении юридических лиц…………………………………
22
3.2 Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности………………………….
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
ГЛАВА I |
Юридические лица как субъекты административно-правовых отношений |
|
1.1 |
Понятие и основные признаки административной ответственности юридических лиц…………………………... |
6 |
1.2 |
Основания привлечения юридических лиц к административной ответственности……………………….… |
8 |
ГЛАВА II |
Структура административной ответственности юридических лиц |
|
2.1 |
Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом………………………………………...… |
14 |
2.2 |
Вина как необходимый элемент административной ответственности юридических лиц…………………………... |
17 |
ГЛАВА III |
Меры административной ответственности юридических лиц |
|
3.1 |
Виды правонарушений и наказаний, назначаемых в отношении юридических лиц………………………………… |
22 |
3.2 |
Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности…………………………. |
26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
30 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
Демократизация и ослабление роли государства в сфере экономики в связи с развитием рыночных отношений вызвали многочисленные нарушения, например, налогового, таможенного, природоохранительного законодательства, правил строительства со стороны самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности. Этим была выражена потребность в совершенствовании механизма государственного принуждения за совершение подобных противоправных деяний. Поэтому в 90-х годах ХХ столетия законодатель стал распространять административную ответственность не только на физических, но и на юридических лиц, приняв целый ряд нормативно-правовых актов, в которых устанавливались административные взыскания для организаций.1
Законодательство об административных правонарушениях юридических лиц многие десятилетия в нашей стране не было кодифицировано. Значительное число действовавших правовых норм было сформулировано еще в 20 – 30 гг. Значительную роль сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Но решения всех необходимых вопросов предложено не было. Только 23 декабря 1980г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства СССР об административных правонарушениях, явившиеся базой для кодификации правовых норм об административной ответственности. 20 июня 1984г. был принят Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее КоАП), применение которого началось с 1 января 1985г. КоАП 1984г., действовавший до 1 июля 2002 года, был значительной вехой на пути совершенствования административного законодательства. Но это законодательство представляло собой запутанное, несистематизированное, хаотическое нагромождение актов федерального и регионального уровней.2
20 декабря 2001 года был принят новый КоАП, который вступил в силу 1 июля 2002 года. К сожалению, он не решил всех скопившихся дискуссионных вопросов и проблем, связанных с административной ответственностью организаций. На сегодняшний день перед правоприменителем стоит ряд следующих нерешенных задач, например задача унифицирования понятия административной ответственности как таковой и законодательного ее закрепления. В частности, ни в действующем КоАП РФ, ни в ранее действовавших актах кодификации не было сформулировано единого понятия административной ответственности. Также перед законодателем стоит вопрос об определении вины юридического лица и необходимость более подробного урегулирования данного понятия.
Остается нерешенным вопрос об определении понятия длящегося правонарушения и закрепления его на законодательном уровне (в КоАП отсутствует определение длящегося правонарушения, хотя данная категория используется в статье 4.5 КоАП РФ для определения момента начала течения срока давности привлечения к административной ответственности). Все эти и другие задачи, а также связанные с ними пути их решения говорят об актуальности данной темы, поскольку далеко не все положения КоАП РФ отвечают объективно сложившимся общественным отношениям, а значит, требуют дальнейшего совершенствования.3
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с привлечением юридических лиц к административной ответственности. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие основания, условия, порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности а также практика применения данных норм.
Целью исследования является изучение законодательства, административной и судебной практики по привлечению юридических лиц к административной ответственности, изучение проблем административной ответственности организаций, рассмотрение научных и практических подходов к их разрешению.
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
Правовую основу работы составляют Конституция РФ, действующий КоАП, федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, регулирующие вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц.
При написании настоящей работы изучалась практика применения КоАП и законов субъектов РФ, связанная с привлечением юридических лиц к административной ответственности, в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, таможенных, налоговых и иных органах административной юрисдикции.
Также были использованы актуальные электронные ресурсы, различные опубликованные статьи из журналов, диссертации, нормативно-правовые акты и специальная литература.
ГЛАВА I. Юридические лица как субъекты административно-правовых отношений.
Административная ответственность юридических лиц — это простой и экономичный и в то же время эффективный способ реально воздействовать на их экономические интересы с целью обеспечения надлежащего исполнения ими своих публично-правовых обязанностей.
Административная ответственность юридических лиц есть правовое явление, опосредующее деятельность уполномоченных органов публичной администрации, суда, направленную на применение к юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний в установленном законом процессуальном порядке. Это правовой субинститут, представляющий собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания привлечения к ответственности юридических лиц, регулирующих виды, порядок назначения административных наказаний и т.д.4
Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Д.Н. Бахрах указывает следующие ее признаки:
Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания: а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).
Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, — это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.
Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание — правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).6
Административная ответственность имеет ряд особенностей. Во-первых, она менее сурова, чем уголовная и не влечет состояние судимости лица, к которому применяется. Во-вторых, она находит свое выражение в наложении на виновного особого административного наказания. В-третьих, административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе. В-четвертых, процедура применения административной ответственности проста и оперативна, чем в уголовном процессе.7
1.2 Основания привлечения юридических лиц к административной ответственности
Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает.
Рассматривая юридическую ответственность как применение мер публично-правового принуждения можно выделить четыре основания административной ответственности юридических лиц, включающие, в том числе элементы состава административного правонарушения:
Нормативное основание административной ответственности это то, чем установлена ответственность, и не просто ответственность, а именно юридическая, и именно административная.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, нормативными основаниями привлечения лица к административной ответственности является КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.
Нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные, материальные и процессуальные. Именно охранительные нормы права и являются теми нормами, которые устанавливают административную ответственность, т.е. являются нормативным основанием её применения.
Что касается правовых оснований привлечения юридического лица к административной ответственности, то необходимо обратить внимание не только на законность самого нормативного правового акта, устанавливающего определенные правила поведения и ответственность за их нарушение, но и на полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, а также должностного лица или органа, рассмотревшего дело о привлечении к административной ответственности, поскольку нередки случаи, когда протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами, не имеющими на то соответствующих полномочий, или дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются органами вне рамок их компетенции.
По общему правилу в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Исключения из данного правила предусмотрены ст.28.4 частями 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния, а также характеризующие личность нарушителя. Кроме того, протоколом осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении. В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. К протоколу прилагается письменное объяснение нарушителя, могут быть заключения экспертов, вещественные доказательства, документы о взятии проб и образцов и иные сведения, необходимые для разрешения дела.8
Информация о работе Административная ответственность юридических лиц