Содержание
Введение
1.Порядок
работы парламента, его внутренние
органы, их виды, характеристика.
2.Правовое
положение монарха при различных
формах правления.
Заключение
Список
использованных источников
Вариант №6
Введение
Современный
парламент – это высший орган
народного представительства, выражающий
суверенную волю народа, призванный регулировать
важнейшие общественные отношения главным
образом путем принятия законов, осуществляющий
контроль за деятельностью органов исполнительной
власти и высших должностных лиц. Парламент
обладает и многими иными полномочиями.
Он формирует другие высшие органы государства,
например, в некоторых странах избирает
президента, образует правительство, назначает
конституционный суд, ратифицирует международные
договоры, заключенные правительством,
объявляет амнистию и т.д.
Концепция
национального (народного) представительства,
сложившаяся еще в XVIII-XIX веках, может
быть изложена как совокупность следующих
принципов: национальное (народное) представительство
учреждается конституцией; нация (народ)
как носитель суверенитета уполномочивает
парламент осуществлять от его имени законодательную
власть; с этой целью нация (народ) избирает
в парламент своих представителей – депутатов,
сенаторов и т.п.; член парламента – представитель
всей нации, а не тех, кто его избрал, и
потому не зависит от избирателей, не может
быть ими отозван.
Значение
парламента в современном обществе
огромно. Он является выразителем интересов
различных политических сил, ареной
поиска компромиссов. В ряде случаев,
однако, в парламентской деятельности
доминируют мелкие и мельчайшие интересы,
личные амбиции, различные неформальные
связи, как это бывает в странах СНГ. Мировой
опыт показывает, что парламент тогда
выступает подлинным представителем нации
(народа), когда в его составе имеются крупные
политические объединения депутатов,
выражающие интересы значительных слоев
общества.
Изучение
формы правления государства
как одного из элементов формы
государства имеет важное значение,
так как позволяет более детально
разобраться в происходящих в государстве
процессах, понять общие закономерности
возникновения и развития различных социальных
явлений.
В юридической литературе под
формой правления понимают организацию
верховной государственной власти,
в особенности высших и центральных
ее органов, структуру, компетенцию, порядок
образования этих органов, длительность
и объем их полномочий, взаимоотношение
с населением, степень участия последнего
в их формировании.
Глубокое и достаточное обоснованное
понимание формы правления как одной
из характеристик устройства государства
важно сейчас и для политической системы
России, когда идет поиск наиболее эффективного
варианта организации и осуществления
государственной власти в стране.
Объектом исследования данной
работы является учение о государстве,
предметом ее – монархическая форма правления
государства.
Изучение монархической формы
правления позволяет уяснить,
как в государствах с данной
формой правления создаются высшие
органы государства; какой принцип
лежит в основе взаимоотношений
между высшими и другими государственными
органами; как строятся отношения между
населением государства и верховной государственной
властью; в какой мере организация высших
органов государства позволяет обеспечить
права и свободы гражданина.
1.
Порядок работы парламента,
его внутренние органы,
их виды, характеристика.
- Парламент
представляет законодательную власть
Главное полномочие – принятие Конституции,
внесение в неё изменений и дополнений,
принятие законов (в том числе принятие
бюджета).
2.
парламентский контроль (во всех странах,
кроме президентских)
Парламент
контролирует работу Правительства.
Формы
парламентского контроля:
1)
в парламентских республиках
и монархиях Правительство формируется
Парламентом. Утверждается депутатами
при обсуждении и утверждении премьер-министра
и его программы.
2)
Парламент ежегодно слушает отчёт
Правительства
3)
Парламент может направлять вопросы
(в письменной и устной форме)
Правительству
4)
депутатские запросы
простые
и сложные (интерпелляция)
Простые
депутатские запросы (в письменной или
устной форме, во время сессии или в период
между сессиями) могут быть направлены
любому министру, а также Правительству
в целом.
Ответ
министра также может быть дан
в письменной или устной форме, во
время сессии или в период между
сессиями. Простые депутатские запросы
никогда не обсуждаются на пленарном заседании!
Сложные
депутатские запросы должны исходить
от группы депутатов в письменной
форме через спикера. Спикер ставит
в известность министра о получении
такого запроса и включает этот вопрос
в повестку дня вместе с отчётом министра.
Сложные депутатские запросы обсуждаются
на пленарных заседаниях и по ним выносятся
решения.
Во
Франции термин «интерпелляция»
обозначает порицание Правительства,
выражение к нему недоверия.
5)
комиссии
6)
омбудсмен (уполномоченный по
правам человека) Назначается Парламентом.
Парламент поручает этому лицу
контроль над Правительством
по обеспечению им выполнения
прав и свобод человека. Омбудсмен
может включаться в рассмотрение
вопросов по любым делам.
Омбудсмен
может только рекомендовать органу,
нарушающему права человека, исправить
положение.
Уполномоченные
по правам человека ежегодно отчитываются
перед парламентом.
7)
счётная палата
Контролирует
финансовую деятельность Правительства.
Может называться: Высокая палата контроля.
Верховная палата, в Великобритании - государственный
контролёр (1 лицо, у которого 900 помощников).
8)
возможно назначение следственной
ревизионной комиссии
Это
временный орган. Назначается для
проверки в случаях, когда у Парламента
есть информация о нарушениях, злоупотреблениях.
3.
формирование ряда государственных
органов
1)
Во всех странах, кроме президентских
– Парламент формирует Правительство.
Возможны
следующие варианты:
1)
Правительство утверждается в
целом
2)
в ФРГ Парламентом утверждается только
канцлер (председатель). Причём канцлер
утверждается без обсуждения.
В
президентских республиках (Мексика,
Венесуэла, Коста-Рико и др.)
Президент
назначает членов Правительства. В
США Президент утверждает членов
Правительства на должность с согласия
Сената (верхней палаты Парламента).
Т.о.,
Парламент имеет отношение к
формированию Правительства.
2)
В некоторых странах Парламент
формирует судебные органы
Возможны
следующие варианты:
1)
весь состав Конституционного
суда формируется только Парламентом
Например:
ФРГ, Польша.
2)
Конституционный суд частично
формируется Парламентом
Например:
во Франции КС состоит из 9 человек
(3 назначаются верхней палатой, 3
– нижней, 3 – Президентом), в Болгарии
КС состоит из 12 человек (4 назначаются
Парламентом, 4 – Президентом, 4 – судами).
Верховный суд в США формируется Президентом
с согласия Сената.
3)
В ряде стран Парламент избирает
Президента (КНР, Израиль, Греция,
Венгрия).
В
некоторых странах Парламент
входит в коллегию по избранию Президента
(ФРГ, Индия).
В
ряде стран существуют судебные органы,
которые распространяют своё действие
только на должностных лиц (существуют
для привлечения к ответственности
высших должностных лиц государства).
Такие органы существуют во Франции,
в Польше (государственный трибунал).
Они формируются Парламентом.
4)
Парламент назначает омбудсменов
5)
Парламент назначает защитника
прав ребёнка
4.
судебные полномочия Парламента
Это
крайне редкое явление! Парламент имеет
судебные полномочия только в 2-х странах
(США, Великобритания). Судебными полномочиями
в США обладает Сенат, когда осуществляет
импичмент. (В это время он превращается
в судебную комиссию (коллегию). Сенаторы
выступают в качестве присяжных. Во главе
с председателем Верховного суда).
В
Великобритании:
Кандидаты
на присвоение статуса лордов по апелляции
(9 – 10 человек) предлагаются Апелляционным
(Верховным) судом. Королева своим актом
присваивает им статус.
Они
создают Судебный комитет, который
является высшей судебной инстанцией
(принимает жалобы на любые другие
суды).
5.
внешнеэкономические полномочия
Парламента
- подписание
международных договоров (их ратификация
и денонсация)
- Парламент
принимает решение о вхождении
в военные и экономические
союзы
- решает
вопрос ассигнований на оборону
- решает
вопросы войны и мира.
Учёные
приходят к выводу, что законотворчество
депутатов в настоящее время
снижается, сокращается (до 90% законопроектов
принадлежат Правительству).
1
Виды органов парламента.
В
парламенте и его палатах формируются
различные органы. Одни из них имеют
определенную компетенцию, предусмотренную
в конституциях (например, председатель
парламента по конституции Белоруссии
1994 г.), другие представляют собой вспомогательный
аппарат, призванный обслуживать деятельность
парламента (например, хозяйственные органы).
Кроме того, парламент создает отдельные
органы, которые занимаются определенной
сферой деятельности, обладают самостоятельностью,
но выполняют поручения парламента, отчитываются
перед ним (например, Счетная палата, Уполномоченный
по правам человека, Генеральный контролер
в Колумбии, Комиссия гражданской, т.е.
публичной, службы в Индии). Парламент
может в любое время обновить состав этих
органов, сместить их членов или должностных
лиц. Они иногда формируются (избираются,
назначаются) на определенный срок, что
служит им определенной гарантией (например,
центральные избирательные комиссии в
ряде стран).
Внутренние
органы, парламента. Заседаниями палат
и однопалатного парламента руководит
председатель (спикер в англосаксонских
странах) либо коллегиальный орган (бюро
в Испании, организационный комитет в
Чехии, президиум сессии в Китае). Председатель
однопалатного парламента, палаты, спикер
имеет одного или нескольких заместителей;
президиум сессии, бюро избирает председательствующего
— иногда он ведет заседания в течение
всей сессии, иногда члены президиума
по очереди занимают место председательствующего.
Председателя парламента при двухпалатной
структуре парламента не бывает, есть
лишь председатели палат. При совместном
заседании палат ими обычно руководит
председатель верхней палаты (сената).