Правовое положение монарха при различных формах правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Глубокое и достаточное обоснованное понимание формы правления как одной из характеристик устройства государства важно сейчас и для политической системы России, когда идет поиск наиболее эффективного варианта организации и осуществления государственной власти в стране.
Объектом исследования данной работы является учение о государстве, предметом ее – монархическая форма правления государства.

Оглавление

Введение
1.Порядок работы парламента, его внутренние органы, их виды, характеристика.
2.Правовое положение монарха при различных формах правления.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

контрольная по КПЗС.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Руководящий орган палат парламента может  быть избран либо на срок их полномочий (председатели палат в Италии), либо на период одной сессии (президиум сессии Всекитайского собрания народных представителей). Председатель палаты может быть не избранным, а занять это место по должности (вице-президенты являются председателями верхних палат в США, Индии), по назначению (в палате лордов в Великобритании это лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром от имени монарха).

     В большинстве стран считается, что  председатель однопалатного парламента или палаты должен быть политически  нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит на время председательствования из своей партии. В Великобритании он даже не может обедать вместе с другими членами парламента, чтобы те не оказали на него влияния. В других странах он сохраняет партийную принадлежность, активно работает в своей партии (в США это лидер парламентского большинства). В ряде стран председатель, спикер не голосует, он участвует в голосовании только в том случае, если голоса распределились поровну, — тогда голос спикера дает перевес.

     Бывает  «сильный» и «слабый» председатель. В первом случае (например, спикер в  нижней палате в Великобритании или  Индии) он толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает  председателей комиссий (комитетов) палат (правда, с учетом расстановки партийных сил в парламенте), без голосования может принять или отклонить предложение о прекращении прений, группировать поправки и ставить их на обсуждение либо не ставить, лишать слова депутата, применять к нему дисциплинарное взыскание, в том числе налагать штраф или лишать права присутствовать на сессии определенное время (Индия). «Слабым» является, например, председатель палаты лордов в Великобритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений не ограничено.

     К внутренним органам парламента относятся  партийные фракции (парламентские  партии, депутатские клубы и др.). Они объединяют депутатов, которые  принадлежат к одной партии (избирательному объединению, блоку партий) или к нескольким, близким по своим программам. Реже фракции создаются из тактических целей. Иногда наряду с фракциями образуются территориальные объединения депутатов по областным единицам (Испания). К фракциям могут примыкать отдельные беспартийные депутаты. В странах тоталитарного социализма в парламентах создаются партийные группы, но только из членов правящей партии. Ранее, в условиях многопартийности в некоторых социалистических странах, фракции создавались и другими партиями, кроме правящей (Болгария, ГДР, Польша и др.). В настоящее время среди стран тоталитарного социализма несколько партий существует только в Китае; фракций в парламенте они не создают, депутаты группируются по территориальному признаку (по провинциям).2

     Для создания партийной фракции (а фракция имеет определенные преимущества — свое помещение в парламенте, право выступать от имени фракции предоставляется вне очереди и др.) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 14 в сенате во Франции, соответственно 20 и 10 — в Италии, 10% депутатов в нижней палате парламента Бразилии, 15% в нижней палате в Индии). Фракция пропорционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента (если такие создаются). Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей постоянных комиссий палат.

     У фракций имеется свое руководство: председатель (иногда — бюро, куда входят лидеры партии), в англосаксонских странах назначаются «кнуты», обязанность которых — обеспечивать явку членов фракции в парламент, особенно на голосование. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании («за», «против» и т.д.). Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Депутаты вне фракций получают слово после выступления представителей фракций. «Свободное обсуждение», когда депутаты могут выступать не будучи связаны фракционной дисциплиной, бывает крайне редко и во многих странах только по специальному постановлению палаты. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции обычно создает свой «теневой кабинет»: выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.

     Важную  роль в парламенте и его палатах  играют постоянные комитеты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат, комитеты парламента, комиссии (комитеты) палат. Число их различно и часто меняется. В однопалатном парламенте Израиля 9 комитетов, в палате общин Великобритании 15 специализированных комиссий, в нижней палате конгресса США — 22, а в сенате - 16 и т.д. Достоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными (например, по иностранным делам, по сельскому хозяйству, по здравоохранению), и неспециализированными, обозначаемыми обычно буквами латинского алфавита (в Великобритании). В последнем случае председатель палаты решает, в какую из них следует направить законопроект для предварительного рассмотрения. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов, в Польше — 1/3. Представитель комиссии выступаете содокладом при обсуждении проекта закона, иного решения на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта.

     Комиссии  обсуждают информацию министров  по своей отрасли. Министры не несут  ответственности перед постоянными  комиссиями, последние не принимают  обязательных для правительства  и его членов решений, но во многих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их приглашению (например, в Словакии). Если такой обязанности не предусмотрено, министры в демократических странах не уклоняются от этого из этических соображений, опасаясь публичного осуждения в случае пренебрежительного отношения к парламенту (комиссиям). Министры имеют право быть выслушаны по их требованию в постоянной комиссии. Если член комиссии систематически пропускает ее заседания, не выполняет поручения комиссии, он может быть выведен из ее состава, во Франции на 1 / 3 может быть сокращена вторая часть его парламентского вознаграждения.3

     Особые  полномочия имеют постоянные комиссии в Испании, Италии, секции в Греции. При определенных условиях они вправе принимать законы вместо палат. В  некоторых из этих стран большая  часть законов принимается именно таким образом, но это законы, не имеющие существенного значения. Наряду с постоянными комиссиями палат создаются постоянные объединенные комитеты парламента (например, в США по экономике, налогам и др.).

     Палаты  в случае необходимости создают временные комиссии — следственные, ревизионные, редакционные и др. Такие комиссии тоже бывают объединенными (например, согласительные комиссии, создаваемые во Франции, Германии при разногласиях палат). Особого рода временная комиссия — комиссия всей палаты — известна странам с влиянием англосаксонского права. Она представляет собой своего рода юридическую фикцию: палата принимает решение о преобразовании ее в комиссию для ускорения процедуры рассмотрения неотложных законопроектов или законопроектов, не имеющих существенного значения, не вызывающих разногласий.

     Во  многих палатах создаются бюро палаты или советы старейшин. Такое бюро — это не орган по руководству  заседанием. Бюро или совет старейшин  обычно состоит из председателя палаты, его заместителей, председателей постоянных комиссий, представителей партийных фракций. На заседаниях совета старейшин и бюро решаются некоторые организационные вопросы, например о дате пленарного заседания, о повестке дня, об очередности обсуждения вопросов.

     В парламентах часто избирается, обычно из числа молодых депутатов, несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, в кулуарах, буфете парламента, а также подсчет голосов при открытом голосовании. Во Франции квесторы играют более значительную роль: они руководят деятельностью административных и финансовых служб парламента.

     Органы  при парламенте. Парламент создает  различные органы, которые не входят в его структуру, не являются внутренними  органами палат, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся ведомства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты, генеральный контролер и др.), парламентские комиссары (омбудсмены) — уполномоченные (комиссары парламента) по правам человека, по правам национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил и др.

     Аппарат парламента. Аппарат парламента включает три вида органов и лиц: 1) вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий (библиотека, секретариат, хозяйственная часть, типография, группа компьютерного обслуживания и др.); 2) консультанты парламента, обычно работающие в исследовательских службах. Часто они не состоят в штате, а, числясь консультантами, выполняют заказы по подготовке разовых экспертных заключений; 3) личные помощники парламентариев, их референты, секретари. В США аппарат парламента велик: каждую постоянную комиссию, в частности, обслуживают около 70 сотрудников; в Великобритании аналогичных сотрудников лишь 4—5.

     Считается, что вспомогательный аппарат  парламента должен быть в высшей степени  профессиональным и максимально  деполитизированным. Поэтому в ряде стран парламентское меньшинство  имеет право назначить часть сотрудников во вспомогательный аппарат (в США — до 1/3).

     Общее руководство аппаратом парламента в большинстве стран осуществляют председатели палат, в США избранные, а в Великобритании пожизненно назначенные  монархом (на деле — кабинетом) клерки палат.4

 
  1. Правовое  положение монарха  при различных  формах правления.

     Монархия - форма правления, при которой  верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти.5

     Монархия  представляет собой определенную форму  правления, когда верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому на высшую должность государства по принятому порядку престолонаследия.

     Известно  два вида монархии: абсолютная и  конституционная. Абсолютная монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.

     Конституционная монархия существует в двух видах:

     1) дуалистическая конституционная  монархия;

     2) парламентарная конституционная  монархия.

     Дуалистическая  конституционная монархия предусматривали  два равноправных политических учреждения в государстве: монархию и парламент, которые делят между собой государственную власть. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничить парламентские законодательные полномочия.

     Парламентарная  конституционная монархия существует в том случае, когда власть монарха ограничивается одновременно в нескольких областях управления государством: в области законодательства, государственного управления, контроля над правительством. Право назначения главы правительства и министров сохраняется за монархом только юридически и только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, которые занимают большинство мест в парламенте. Правительство государства несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом.

     Форма правления представляет собой отражение  способов организации государственной  власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.6

       Как уже говорилось, абсолютная  монархия - разновидность монархической  формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной и духовной власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие каких–либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.

       Государство, по общему правилу,  является государством самого  могущественного и экономически господствующего класса. Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.

       В настоящее время в мире  сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.7

Информация о работе Правовое положение монарха при различных формах правления