Правоохранительная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:52, реферат

Краткое описание

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Файлы: 1 файл

Основные понятия, предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы”.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Немало  точек соприкосновения имеет  рассматриваемая дисциплина и с  дисциплиной “Административное  право”, одной из задач которой  является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов). Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе “Административного права”. Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.

     Весьма  тесно дисциплина “Правоохранительные  органы” связана с дисциплиной  “Уголовный процесс”, основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было незаконным. Она также дает ориентацию, как должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий. И наоборот: содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т. е. от того, как, скажем, должны строиться и фактически строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом -защитником обвиняемого и следователем.

     “Правоохранительные органы” как учебная дисциплина также тесно соприкасается с  курсом “Гражданский процесс”, который  тоже имеет дело преимущественно  с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел - дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

     На  старших курсах юридических вузов  преподается также “Прокурорский  надзор” - предмет, дающий сведения, которые  существенно дополняют материал одной из тем дисциплины “Правоохранительные органы” - темы, посвященной прокуратуре и ее органам. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное – о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.

     Не  изолирована дисциплина “Правоохранительные  органы” и от таких юридических  дисциплин, как “Общая теория государства  и права” и “Отечественная история  государства и права”. Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.

     'Рекомендуемые  правовые источники

     Конституция РФ - ст. 7, 45, 71, 72 и 114.Закон о Конституционном  Суде - ст. 1 (РГ. 1994. 23 июля).Закон о  безопасности - ст. 1 и 10 (ВВС'. 1992. № 15. Ст. 769).Закон об арбитражном суде - ст. 1 (ВВС. 1991. № 30. Ст. 1013;1992. № 24. Ст. 1353, 1992. № 34. Ст. 1965; 1993. № 32. Ст. 1236).Закон о прокуратуре - ст. 1 и 2 (ВВС. 1992. № 8. Ст. 366).Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” от 13 марта 1992 г. - ст. 11 (ВВС. 1992.№ 33. Ст. 1912).

В последние годы это официальное издание неоднократно переименовывалось. До мая 1990 г. оно называлось “Ведомости Верховного Совета РСФСР”,до февраля 1992 г. - “Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”, а до сентября 1993 г. - “Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации”. В апреле 1994 г. ему присвоено наименование “Собрание законодательства Российской Федерации”.

     Почти двадцать лет после революции 1917 г. у него было еще одно название - “Собрание узаконений РСФСР”.

     УПК - ст. 117 и 125.

     Положение о Министерстве юстиции - п. 3 (РГ. 1993. 14 декабря).

     16-29

     Глава 2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.

     § 1. Общая характеристика и классификация  правовых актов о правоохранительных органах.  

     Познание  основ организации и функций  правоохранительных органов требует  изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их - точно определить невозможно. Но во всяком случае можно  смело утверждать - несколько десятков. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т. д.

     Такое обилие актов и содержащихся в  них конкретных правовых предписаний  в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина “Правоохранительные органы” касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, судебных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.

     Для характеристики массива правовых актов  о правоохранительных органах существенно  также то, что в этом массиве  сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем “соседствуют” и взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе Российской Федерации, положения федеральных законов с положениями законов республик в составе Российской Федерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д. У названных и других документов свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение юридической базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

     Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать  классификация правовых актов, которые  в совокупности образуют эту базу.

     Осуществлять  ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них - предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической  силы. Другое - группировка актов  по их юридическому значению.

     § 2. Классификация правовых актов  о правоохранительных органах по их содержанию

     Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подразделить на следующие  группы актов:

     -                      общего характера;

     -                      о судебной власти, правосудии и судах;

     -                      об организационном обеспечении деятельности судов и органах юстиции;

     -                      - о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

     -                      об организации выявления и расследования преступлений;

     -                      о юридической помощи и ее организации.

     К первой из названных групп относятся  акты, которые по 
своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.

     Особое  место в данной группе актов, разумеется, занимает Конституция РФ. В ней  решены наиболее принципиальные вопросы  государственной и общественной жизни. Действующая Конституция  была принята 12 декабря 1993 г. всенародным  голосованием и является четвертой по счету российской Конституцией: первая появилась в 1918 г., вторая - в 1937 г., а третья - в 1978 г.

     Для дисциплины “Правоохранительные органы”  первостепенное значение имеют положения, содержащиеся в главах 2 (“Права и  свободы человека и гражданина”) и 7 (“Судебная власть”). В первой из этих глав содержатся, к примеру, положения о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности и свободы личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии, об обеспечении правосудием прав и свобод человека и гражданина, о праве гражданина и человека защищать свои права и свободы всеми законными способами, о праве на квалифицированную юридическую помощь, о праве на обжалование действий всех государственных органов и должностных лиц, в том числе о праве жаловаться на решения высших судебных инстанций в международные или межгосударственные органы, о презумпции невиновности, о запрете понуждать граждан давать показания против себя, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений. Эти и ряд других конституционных предписаний, как будет показано ниже, самым непосредственным образом предопределяют содержание деятельности правоохранительных органов, ставят ее в определенные рамки, влияют на основы их организации.

     Такую же направленность имеют предписания  гл. 7 Конституции РФ, где сосредоточены  основополагающие требования к порядку  и условиям осуществления российской судебной власти, принципам организации  органов, на которые возлагается реализация этой власти. Среди них положение о том, что правосудие может осуществляться только теми судами, которые организуются в соответствии с федеральным конституционным законом, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, состязательным и т. д.

     Немало  принципиальных конституционных предписаний  содержится в других частях Конституции  РФ. К их числу можно отнести  те, которые есть в ст. 71, 72 и 77, определяющих пределы компетенции Федерации и ее субъектов, в том числе в правоохранительной сфере. Например, в ст. 72 сказано: “В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ... б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон... л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат...” Заслуживают внимания в рамках дисциплины “Правоохранительные органы” и положения раздела второго Конституции РФ, особенно те, что сформулированы в его пунктах 5 и 6.

     Значение  конституционных предписаний заключается, наряду с прочим, в том, что они  имеют по отношению ко всем правовым актам, издаваемым в Российской Федерации, высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто издает их.

     В последние годы все большее внимание уделяется повышению роли международных (межгосударственных) соглашений, в том числе по вопросам, связанным непосредственно с организацией и деятельностью судов и других правоохранительных органов. Среди них особо выделяются, пожалуй, два: Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах человека, одобренный тоже Генеральной Ассамблеей ООН восемнадцать лет спустя - 16 декабря 1966 г. Он ратифицирован и является обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации и всеми ее государственными органами.

     В отношении названных и некоторых  других международных документов в  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится: “Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Информация о работе Правоохранительная деятельность