Прокурорский надзор, как вид правоохранительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:19, реферат

Краткое описание

Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов называется общим надзором и призван содействовать обеспечению законности в сфере государственного управления.
Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры РФ.

Оглавление

Введение.
2.1. Сущность прокурорского надзора.
2.2. Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора.
3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Referat (1).docx

— 41.42 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Юридический факультет

Кафедра уголовного права

Реферат на тему:

«Прокурорский надзор, как вид правоохранительной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

Стерлитамак 2012г.

 

 

Прокурорский надзор, как  вид правоохранительной деятельности

План

  1. Введение.

     2.1. Сущность прокурорского надзора.

     2.2. Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора.

     3. Организация  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и  свобод человека и гражданина.

     4. Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Надзор за исполнением  законов и законностью правовых актов называется общим надзором и призван содействовать обеспечению  законности в сфере государственного управления.

Надзор за исполнением  законов является одним из ведущих  направлений в деятельности прокуратуры  РФ. Данная отрасль прокурорского  надзора непосредственно связана  не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов  исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной  вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина. В надзоре за исполнением  законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается  не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования.

Предмет надзора определен  ст. 21 Закона о прокуратуре:

1) соблюдение Конституции  РФ и исполнение законов, действующих  на территории Российской Федерации,  федеральными министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций;

2) соответствие законам  правовых актов, издаваемых органами  и должностными лицами.

Предметом надзора за исполнением  законов являются:

1) соблюдение Конституции  РФ — прокурор должен осуществлять  надзор за точным соблюдением  требований Конституции РФ;

2) исполнение законов  — исполнение всех законов,  действующих на территории Российской  Федерации. На территории Российской  Федерации действуют федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, законы субъектов РФ;

3) законность правовых  актов — под правовыми актами  следует понимать акты, которые  порождают, изменяют или прекращают  определенные правоотношения. Правовые  акты могут быть изданы в  форме приказов, распоряжений, инструкций  и др. Они должны издаваться  на основании Конституции РФ  и других законов РФ и не  противоречить им.

Определяя относимость к  предмету надзора подзаконных актов, необходимо руководствоваться следующими положениями:

1)  подзаконные нормативные акты должны исходить от высших органов государственной власти. Согласно ст. 80,110 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции, главой государства; Правительство РФ — высшей исполнительной властью, ответственной за деятельность отраслевых министерств, государственных комитетов, названных в числе объектов прокурорского надзора в ст. 21 Закона о прокуратуре;

2) среди многочисленных  подзаконных актов, издаваемых  Президентом РФ и Правительством  РФ, в предмет надзора входят  только нормативные правовые  акты, адресованные неопределенному  кругу лиц, рассчитанные на  длительное применение;

3) акты  должны быть изданы по специальному полномочию;

4) в указах Президента  РФ и постановлениях Правительства 
должен быть зафиксирован механизм реализации закона.

Нередко в самом тексте закона содержится прямое указание на направление подзаконного регулирования. Без знания подзаконных актов  подчас нельзя однозначно ответить на вопросы, имеет ли место   нарушение закона и кто за него ответствен.

Деятельность прокуроров в сфере данного надзора многогранна. Но при всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом  отражаются на режиме законности в  государстве.

 

 

 

 

2.1. Сущность прокурорского надзора

Прокурорский надзор —  это специфическая деятельность государственных федеральных органов  прокуратуры, осуществляемая от имени  Российской Федерации и состоящая  в проверке точности соблюдения Конституции  Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является: выявление  фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов; установление виновных в правонарушениях; принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению; наказание виновных..

Из сказанного принципиально  важным для усвоения содержания сущности прокурорского надзора является то, что

1) Прокурорский надзор  — это специфический вид государственной  деятельности, которую кроме прокуратуры  не могут осуществлять никакие  другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные  лица.

2) Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению и наказанию виновных не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.

3) Прокурорский надзор  — самостоятельный вид государственной  деятельности. Его отличие от  других видов деятельности иных  государственных органов определяется  спецификой содержания. Это проверка  точности соблюдения Конституции  РФ, исполнения требований законов,  соответствия иных правовых актов  закону, принятие мер к устранению  выявленных правонарушений с  помощью средств, представленных  законом исключительно прокуратуре.

Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти (представительной, исполнительной, судебной) прокурорский надзор не имеет отношения ни к  одной из них.

Рассмотрим основные понятия  прокурорского надзора, как вида государственной деятельности, составляющие терминологию прокурорского надзора.

Прокурор — это физическое лицо, состоящее на постоянной или  временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном  Федеральным законом «О прокуратуре  Российской Федерации», и исполняющее  должностные обязанности, предусмотренные  тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.

Прокурор — понятие  собирательное, обобщающее. В узком  смысле — это руководители прокуратур: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком же смысле подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора РФ, его советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров — руководителей прокуратур, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие каждый из перечисленных прокуроров в пределах своей компетенции.

В системе прокуратуры  работают также прокурорские работники. К ним относятся работники  органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (в органах  и учреждениях военной прокуратуры  — воинские звания), являющиеся научными сотрудниками или преподавателями  научных и образовательных учреждений.

Объекты и субъекты прокурорского  надзора. Эти понятия тесно связаны  между собой, хотя и существенно  различаются по содержанию. Под объектом прокурорского надзора следует  понимать предприятия, учреждения, организации  и другие юридические лица, в которых  проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно  назвать любое федеральное министерство, орган исполнительной или законодательной  власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.

Субъектом прокурорского  надзора следует считать участника  про-курорско-надзорной деятельности — прокурора, проводящего проверку исполнения законов юридическим или физическим лицом (объектом надзора). В прокурорско-надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько объектов и субъектов надзора. Так, исполнение законов может проверяться одновременно на нескольких объектах (контрольные, бухгалтерские, иные подразделения одного министерства) несколькими прокурорами.

Полномочия прокурора  — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для  осуществления надзорных функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре.

К правовым средствам прокурорского  надзора относятся только те, которые  предоставлены прокурору Законом  о прокуратуре или иным федеральным  законодательством для осуществления  надзора. Они носят процессуально  значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского  надзора по своему содержанию могут  быть разделены на средства выявления  правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

Акт прокурорского реагирования — это широко распространенное в  теории и практике прокурорского  надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого правового средства является протест, в котором указывается, какой акт не соответствует закону (какому конкретно), излагаются требования прокурора об отмене (полной или частичной) незаконного акта.

Методика прокурорского  надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных  Законом о прокуратуре и иным законодательством правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций, какие из этих средств и в каких конкретных случаях необходимо применять в целях выявления и устранения различного вида правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, в методических пособиях, разработках, рекомендациях и методических письмах органов прокуратуры.

Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют  различную степень конкретности. Одни определяют методы осуществления  надзора в целом, методы обеспечения  его эффективности и т.п., другие — носят более частный характер определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и  устранению нарушений законов, прокурор решает, применяя различные правовые средства. Каждое из них может быть применено с помощью различных  методов, приемов и способов. Приемы и методы применения одного и того же правового средства (например, получения  объяснения от должностного лица) могут  различаться в зависимости от вида объекта, характера правонарушения, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов.

Более эффективные приемы применения одного и того же правового  средства проверки одного вида законов, могут оказаться нерезультативными  при проведении проверки другого  вида законодательства. Поэтому в  теории и практике прокурорского  надзора выработана совокупность наиболее оптимальных приемов и способов применения конкретных правовых средств в целях решения задач прокурорского надзора с учетом конкретных условий и обстоятельств. Такая совокупность приемов и способов применения каждого правового средства и называется такткой прокурорского надзора.

 

 

 

 

 

 

2.2. Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора

Цели и задачи прокурорского  надзора тесно связаны между  собой. Под целью прокурорского  надзора следует понимать результат, на достижение которого направлена вся  деятельность прокуратуры в целом  и, в частности, ее важнейшая функция  — прокурорский надзор. Цели прокурорского  надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и poлью в государстве. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора, в частности, определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Согласно пункту 2 этой статьи целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона;   обеспечение единства и укрепления законности;  обеспечение защиты и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Информация о работе Прокурорский надзор, как вид правоохранительной деятельности