Прокурорский надзор, как вид правоохранительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:19, реферат

Краткое описание

Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов называется общим надзором и призван содействовать обеспечению законности в сфере государственного управления.
Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры РФ.

Оглавление

Введение.
2.1. Сущность прокурорского надзора.
2.2. Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора.
3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Referat (1).docx

— 41.42 Кб (Скачать)

Задачи прокурорского  надзора по сравнению с целями более конкретны и многочисленны. Задачи прокурорского надзора могут  быть разделены на три вида: общие, специальные и частные.

Общие задачи прокурорского  надзора определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных актов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

а)  закрепленного Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в состав РФ, уставами иных субъектов РФ общественного и государственного строя;

б)  политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами иных субъектов РФ;

в)  прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, кооперативных и иных общественных организаций.

Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные  функции прокуратуры. Прокурорский надзор имеет несколько, отраслей (направлений), различающихся содержанием законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор. Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждой из этих отраслей. Общие  задачи могут быть решены только в  результате прокурорско-надзорной  деятельности в целом. Каждая отрасль  единого прокурорского надзора  вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими перед конкретной отраслью прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждой из отраслей прокурорского надзора. Подробно содержание специальных задач каждой из отраслей прокурорского надзора рассматривается ниже в соответствующих разделах курса лекций.

В качестве специальных задач  можно назвать: своевременное выявление   всех незаконных актов, издаваемых перечисленными в ст.21 Закона о прокуратуре объектами и субъектами; выявление всех нарушителей законов на тех же объектах надзора.

Деятельность указанных  в ст. 21 Закона о прокуратуре федеральных  министерств, комитетов и служб, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов  местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных  лиц, органов управления и руководителей  коммерческих и некоммерческих организаций  регулируется федеральными и иными  законами. Издаваемые ими правовые акты (приказы, распоряжения, инструкции и др.) должны соответствовать этим законам. Поэтому одной из специальных  задач прокурорского надзора  в данном направлении является своевременность  проверки законности издаваемых актов. Специальной задачей этого же направления надзора является выявление  фактов нарушений точного исполнения законов указанными органами, нарушителей  этих законов, недопущение безнаказанности  за такие правонарушения.

Решение общих и специальных  задач прокурорского надзора  осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора, в ходе которых прокурор ставит определенные частные (конкретные) задачи и решает их. Эти задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они  значительно более разнообразны и многочисленны, нежели общие и  специальные.

Частные задачи различаются  в зависимости от (отрасли) прокурорского  надзора, от вида применяемого правового  средства, от конкретных условий, в  которых осуществляется надзорная  деятельность прокурора.

В числе частных задач  могут быть названы:

- получение полной информации  о конкретном нарушении закона;

- своевременность истребования  правовых актов для проверки  их соответствия закону;

- обеспечение своевременности  обжалования (опротестования) незаконных  приговоров, решений суда и т.п.

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид  государственной деятельности —  един. Единство это обусловлено едиными  для всей системы прокуратуры  РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы ее деятельности. Однако в самом процессе прокурорского  надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении  единого прокурорского надзора  порождены:

- особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется  надзор;

- различием объектов и  субъектов, исполняющих это законодательство;

- различием в полномочиях  прокуроров.

В соответствии с этим в  едином прокурорском надзоре Законом  о прокуратуре выделяются следующие  отрасли (направления) прокурорского  надзора:

Надзор за исполнением  законов (ст.ст. 21-25 Закона о прокуратуре). В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и исполнение огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, действующих на территории России.

Надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.26-28 Закона о прокуратуре). В  этой отрасли осуществляется надзор за соблюдением Конституции РФ и  законов федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского  надзора определяется сферой правовых отношений, связанных с правами  и свободами граждан, предусмотренных  в Конституции Российской Федерации  и основных федеральных законах.

Надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст.ст.29-31 Закона о прокуратуре),

Данная отрасль прокурорского  надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного выявления и расследования преступлений, установления размеров причиненного ущерба, принятия мер к его возмещению и т.д. Тем самым он защищает интересы государства. Осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правоотношений призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших это преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, становящихся нередко потерпевшими от преступления, о чем на практике иногда забывается.

Надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под  стражу (ст.ст.32-34 Закона о прокуратуре). Выделение этой отрасли из единого  прокурорского надзора объясняется  исключительной важностью комплекса  законов, регулирующих важнейшие права  и свободы граждан отбывающих наказание, особенностями законов и деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют определенные права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными  приставами (п. 2 ст.1 Закона о прокуратуре). Эту деятельность прокурора следует  считать частью надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и решения суда. Отличительной чертой данной надзорной деятельности прокуратуры является то, что законодателем четко определены субъекты, исполняющие требования законов, а именно судебные приставы-исполнители.

Основной задачей рассматриваемой  отрасли прокурорского надзора  является обеспечение законности в  деятельности судебных приставов, а  также защита прав и законных интересов  физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты.

Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел  судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст.ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Это направление состоит  из надзорной и иной ненадзорной  деятельности (участие в рассмотрении судом дел) прокурора. В соответствии  с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.

1) Принимает непосредственное участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам.

2) Осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, определений или постановлений суда. Реализация этой функции, закрепленной в п . 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, предполагает право и обязанность прокурора опротестовать или обжаловать в установленном законом порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности или необоснованности.

Помимо названных основных функций, пунктом 5 ст. 35 Закона о прокуратуре  предусмотрено право Генерального прокурора РФ в соответствии с  действующим законодательством  принимать участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. А в соответствии с  п. 6 ст.35 того же Закона Генеральный  прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный  Суд Российской Федерации в связи  с нарушениями конституционных  прав и свобод граждан законом, примененным  или подлежащим применению в конкретном деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Защита прав и свобод граждан  являлся важной задачей всех видов  прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих  в России. Это подтверждает большое  количество представлений, протестов, исков, которые были внесены прокуратурой в суд, различные государственные  и иные органы в целях охраны и  защиты прав законных интересов граждан.

Приказ Генерального прокурора  РФ от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» был издан  в целях совершенствования прокурорского  надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и закрепил следующее  положение: заместители Генерального прокурора РФ, начальники управлений и отделов Генеральной прокуратуры  РФ, прокуроры субъектов РФ, городов и районов, военные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур в полной мере должны использовать предоставленные Законом о прокуроре полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.

Основными направлениями  надзорной деятельности является надзор за законностью правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и  экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

В надзорных действиях  прокуроры должны руководствоваться  положением о высшей юридической  силе Конституции РФ, прямом ее действии и применении на всей территории Российской Федерации, а также общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Надзор за законностью  правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокуроры должны осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности. Для этого прокуроры  должны использовать систематическое  ознакомление с протоколами заседаний, право участия в заседаниях представительных (законодательных), исполнительных органов  и органов местного самоуправления, периодические проверки и т.п.

Прокуроры должны обеспечить надзор за соответствием конституций  республик, уставов, законов, нормативных  актов субъектов РФ, а также  уставов муниципальных образовании  Конституции РФ и федеральным  законам. При этом необходимо исходить из установленного распределения компетенции между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления.

В целях предотвращения принятия представительными (законодательными) органами субъектов РФ законов и  иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре  прокуроры должны налаживать необходимое  взаимодействие органов прокуратуры  с представительными органами и  обеспечивать непосредственное участие  прокуратуры в правотворческом  процессе (т.е. в разработке законопроектов, имеющих принципиальное значение, в  составе рабочих групп, подготовке заключений на законопроекты, выступать на заседаниях и др.).

При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты прокуроры должны руководствоваться  тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно  в суд.

В случае отклонения органом  власти субъекта РФ протеста на противоречащий Конституции РФ правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации  или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все  материалы с необходимым обоснованием прокуроры должны незамедлительно  направлять в Генеральную прокуратуру  РФ.

Информация о работе Прокурорский надзор, как вид правоохранительной деятельности