Прокурорский надзор, как вид правоохранительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:19, реферат

Краткое описание

Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов называется общим надзором и призван содействовать обеспечению законности в сфере государственного управления.
Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры РФ.

Оглавление

Введение.
2.1. Сущность прокурорского надзора.
2.2. Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора.
3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Referat (1).docx

— 41.42 Кб (Скачать)

При отклонении иных протестов  следует добиваться отмены противоречащих Конституции РФ и законам правовых актов путем обращения в суды общей юрисдикции, военные или  арбитражные суды.

Прокуроры должны установить постоянный надзор за исполнением действующих  на территории Российской Федерации  законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов РФ. О наиболее серьезных  нарушениях законности и возникающих  проблемах в осуществлении прокурорского  надзора необходимо информировать  Генеральную прокуратуру РФ.

Прокуроры должны проводить  проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для зашиты общезначимых или государственных интересов прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

В качестве повода для прокурорских проверок прокуроры должны рассматривать  материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной  практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о  нарушениях закона.

В области экономических  отношений прокурорам необходимо сосредоточить  усилия на надзоре за исполнением  законов о собственности, земле, приватизации, предпринимательской деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства.

Особое внимание необходимо уделять положению дел на объектах военно-промышленного комплекса  и предприятиях, имеющих стратегическое значение.

Прокуроры должны максимально  использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления экономических  реформ, для пресечения и устранения нарушений законности.

С учетом экологической обстановки в каждом регионе прокуроры должны налаживать эффективный надзор за исполнением  законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов. По каждому  факту экологического правонарушения остро ставить вопросы об ответственности  виновных и взыскании причиненного материального ущерба.

В надзоре за исполнением  законов контролирующими органами первостепенное значение прокуроры  должны придавать выполнению ими  обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. В необходимых случаях  уместно требовать выделения  специалистов для выяснения возникших  вопросов, проверять законность и  полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и  привлечению виновных к ответственности.

В случае бездействия органов  контроля решается вопрос об ответственности  их руководителей.

Конкретными и систематическими действиями прокурорам необходимо реализовывать  приоритетное направление прокурорского  надзора — соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и  руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных  товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

Прокурор должен акцентировать  внимание на защите закрепленных в  Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных  и иных политических прав и свобод человека и гражданина. При проверках  на предприятиях и в организациях необходимо анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной  выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.

Прокурор должен решительно пресекать факты незаконного  применения к гражданам административного  задержания, штрафов и иных мер  административной ответственности, активно используя предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

При осуществлении надзора  за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке прокурор должен оценивать  правомерность принимаемых в  отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных  организаций.

В случаях обнаружения  нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке  гражданского судопроизводства, когда  пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может  лично отстаивать в суде или арбитражном  суде свои права и свободы, либо когда  нарушены права и свободы значительного  числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело  особое общественное значение, прокурор должен предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

Прокурорам необходимо обеспечивать профилактическую направленность прокурорского  надзора и систематически проверять  исполнение законов о занятости  населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия, стремясь к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Кроме того, нужно более активно  использовать в профилактических целях  материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

В документах прокурорского  реагирования прокурор должен излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины  и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и  ответственности виновных лиц. Вместе с тем необходимо контролировать фактическое устранение нарушений  законов, принципиально реагировать  на неисполнение требований прокурора, а при внесении представлений  и протестов в каждом случае решать вопрос о необходимости участия  прокурора в их рассмотрении.

Прокурорский надзор осуществляется гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации необходимо предоставлять возможность получения  в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка, регулярно информируя об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а  также население.

При обнаружении пробелов и противоречий в действующем  законодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона о прокуратуре, прокурор должен вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной  инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов  и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным  законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы  Генеральному прокурору РФ.

Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина необходимо оценивать исходя из правомерности  и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных  им полномочий, принципиальности и  настойчивости в устранении нарушений  закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

Прокурорам субъектов  РФ, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур необходимо обеспечивать должную организацию  прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. При этом нужно создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников и направлять в Генеральную прокуратуру РФ копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью  правовых актов, по надзору за исполнением  законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, Второму управлению, Главной военной прокуратуре  предоставлено право:

1)  осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного управления, их должностными лицами, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

2)   систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению; 

3)     оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;

4)     налаживать взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы и устанавливая тесную координацию надзорных действии территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;

5) совместно с Научно-исследовательским  институтом проблем укрепления  законности и правопорядка и  Институтом 
повышения квалификации руководящих кадров Генеральной 
прокуратуры РФ необходимо разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

 


Информация о работе Прокурорский надзор, как вид правоохранительной деятельности