Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 02:18, лекция
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее.
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности.
Основные
направления (функции)
правоохранительной
деятельности и общая
характеристика органов, осуществляющих
ее.
По своему содержанию правоохранительная
деятельность не является односложной.
Ее многоплановость проявляется в относительном
разнообразии выполняемых социальных
функций, содержание которых предопределяется
основными направлениями данного вида
государственной деятельности. К числу
таких направлений (функций) следовало
бы относить:
-конституционный контроль;
-правосудие;
-организационное обеспечение деятельности
судов;
-прокурорский надзор;
-выявление и расследование преступлений;
-оказание юридической помощи и защита
по уголовным делам.
Каждое из этих направлений нацелено на
достижение конкретных, “своих” результатов:
устранение нарушений предписаний Конституции
РФ; справедливое разбирательство и разрешение
гражданских и уголовных дел; создание
условий для нормальной деятельности
судов; выявление и устранение нарушений
закона с помощью средств прокурорского
реагирования; раскрытие преступлений
и изобличение лиц, виновных в их совершении,
подготовка материалов для рассмотрения
конкретных дел в суде; предоставление
всем, кому это необходимо, квалифицированной
юридической помощи, особенно тем лицам,
которые привлекаются к уголовной ответственности.
Достижение этих результатов в конечном
счете обеспечивает выполнение упомянутых
выше задач правоохранительной деятельности,
несмотря на своеобразие и специфичность
методов, используемых в процессе реализации
конкретных функций (направлений) .
Существенным является и то, что все названные
функции (направления) взаимосвязаны и
дополняют друг друга. Ниже в соответствующих
главах учебника будет дана их подробная
характеристика. Здесь необходимо особо
отметить, что среди них важное место занимают
первые две – конституционный контроль
и правосудие. Их реализация по своей сути
означает претворение в жизнь в значительной
мере того, что в наши дни принято именовать
судебной властью. Как известно, эта ветвь
государственной власти должна стать
главным атрибутом правового государства,
продвижение к которому объявлено одной
из основных целей переустройства российской
государственности в ближайшем будущем.
Такое государство немыслимо без эффективного
конституционного контроля и уважаемого
всеми правосудия. От их развития и расширения
влияния в обществе и государственном
механизме зависит многое. Но дело не только
в этом.
Правосудие - такая функция правоохранительной
деятельности, которая имеет прямое отношение
к осуществлению наиболее значительных
прав и законных интересов человека и
гражданина, государственных и негосударственных
организаций, должностных лиц. Его задачам
подчинено выполнение практически всех
других правоохранительных функций. Например,
правосудие по уголовному делу не может
быть осуществлено законно, обоснованно
и справедливо, если это дело не будет
предварительно расследовано компетентными
органами всесторонне и полно, если не
будут выявлены ими все необходимые доказательства
и т.д. Поэтому о правосудии вполне можно
говорить как о сердцевине правоохранительной
деятельности в целом.
Для выполнения названных функций правоохранительной
деятельности существуют конкретные органы,
которые соответственно и именуются правоохранительными.
В наши дни вопрос о круге такого рода
органов решается по-разному: одни относят
к ним большее количество, а другие - меньшее.
Этот разнобой объясняется прежде всего
тем, что данный вопрос в законодательном
порядке прямо и однозначно не урегулирован,
равно как нерешен и вопрос о понятии правоохранительной
деятельности.
С учетом данного выше определения правоохранительной
деятельности и характеристики ее функций
(направлений) к правоохранительным органам
можно относить прежде всего суды (Конституционный
Суд РФ и все прочие суды) , органы юстиции,
прокуратуру, а также некоторые из тех
органов, которые призваны выявлять и
расследовать преступления.
Как будет показано в главе XV учебника,
органов, уполномоченных выявлять преступления
и расследовать их, насчитывается более
десятка. Среди них следственные аппараты
органов прокуратуры, контрразведки и
внутренних дел, а равно государственные
учреждения, которые вправе вести дознание
по уголовным делам (милиция, пожарная
охрана, командиры воинских частей, должностные
лица таможенной службы и налоговой полиции,
капитаны кораблей, находящихся в дальнем
плавании, начальники зимовок и некоторые
другие) или оперативно-розыскную деятельность
(например, органы контрразведки и внешней
разведки, оперативные подразделения
Главного управления охраны РФ, должностные
лица пограничных войск) . Вряд ли будет
логично все эти органы относить к числу
правоохранительных только потому, что
на них возлагается осуществление одной
из правоохранительных функций.
При классификации данной группы органов
следовало бы пользоваться дополнительным
критерием: учитывать удельный вес деятельности
по выявлению и расследованию преступлений
в общей массе полномочий конкретного
органа. Скажем, для капитана корабля,
находящегося в дальнем плавании, функция
дознания является далеко не основной,
хотя по закону в случае совершения преступления
кем-то из членов команды он обязан возбудить
уголовное дело и выполнить неотложные
следственные действия по выявлению и
фиксации доказательств. Данную функцию
нельзя назвать основной и для воинских
начальников, для должностных лиц таможенной
службы, для служб внешней разведки и охраны
государственных деятелей, для начальников
частей и подразделений пограничных войск,
а равно для органов контрразведки. В этом
нетрудно убедиться при ознакомлении
с положениями или иными правовыми актами,
регулирующими полномочия этих органов
и должностных лиц. Для них рассматриваемая
функция - крайне незначительная часть
того, что они обязаны делать. Поэтому
было бы неправильно всех их целиком относить
к правоохранительным. Из числа органов
и должностных лиц данной группы полностью
правоохранительными можно было бы считать,
пожалуй, лишь органы внутренних дел, для
которых борьба с преступлениями и иными
правонарушениями, их выявление и расследование
основная задача. Именно они сталкиваются
с большинством преступлений и административных
правонарушений.
В течение длительного времени считалось
бесспорным, что суд является одним из
правоохранительных органов, причем основным.
Однако в последние годы это положение
нередко оспаривается. Высказывается
мнение, что суды не следует относить к
правоохранительным органам. Они-де являются
органами судебной власти, и их нельзя
включать в одну “команду” с органами
прокуратуры и исполнительной власти
(юстиции, внутренних дел и т.д.) . Суды должны
быть независимыми и от них, подобно тому
как судебная власть должна быть независимой
и от законодательной, и от исполнительной.
В рассуждениях такого рода есть свой
резон. Но их сторонники упускают из виду,
по крайней мере, два существенных обстоятельства.
Во-первых, отнесение того или иного органа
к числу правоохранительных отнюдь не
означает лишения его независимости и
подчинения другим однородным органам.
К примеру, факт отнесения органов юстиции
к правоохранительным не должен вести
и не ведет к их зависимости от органов
внутренних дел или прокуратуры. Во-вторых,
исключение судов из числа правоохранительных
органов неизбежно приведет к отрицанию
того, что они уполномочены заниматься
охраной права. Это уже совсем лишено логики.
Суд был и остается органом, олицетворяющим
судебную власть, именно ту власть, которая
в значительно большей мере, чем другие
ветви государственной власти, должна
и может охранять право. Принадлежность
судов к самостоятельной ветви государственной
власти следовало бы рассматривать как
обстоятельство, в силу которого за ними
признается особый статус среди иных органов,
стоящих на страже права. И данное положение
практически никто не оспаривает.
По давно сложившейся традиции в рамках
дисциплины “Правоохранительные органы”
принято изучать адвокатуру, а заодно
и иные организационные формы оказания
юридической помощи и ведения защиты по
уголовным делам, хотя их едва ли можно
называть органами, тем более государственными.
Они представляют собой негосударственные
образования, создаваемые для того, чтобы
содействовать охране прав и законных
интересов человека и гражданина, государственных
и негосударственных учреждений. Другими
словами, их задачи в значительной мере
сходны с задачами государственных правоохранительных
органов.
Ведущее место среди них занимает адвокатура
с ее коллегиями адвокатов - добровольными
объединениями юристов-профессионалов,
призванными выполнять важную правоохранительную
функцию. К адвокатуре близко примыкают
иные формы оказания юридической помощи,
в том числе защиты по уголовным делам,
получающие все большее распространение
в последние годы. Это кооперативы и иные
виды предпринимательской деятельности,
берущие на себя выполнение адвокатских
функций.
Информация о работе Основные направления (функции) правоохранительной деятельности