Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 02:18, лекция
Основные  направления (функции) правоохранительной деятельности и общая  характеристика органов, осуществляющих ее. 
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности.
Основные 
направления (функции) 
правоохранительной 
деятельности и общая 
характеристика органов, осуществляющих 
ее. 
По своему содержанию правоохранительная 
деятельность не является односложной. 
Ее многоплановость проявляется в относительном 
разнообразии выполняемых социальных 
функций, содержание которых предопределяется 
основными направлениями данного вида 
государственной деятельности. К числу 
таких направлений (функций) следовало 
бы относить: 
-конституционный контроль; 
-правосудие; 
-организационное обеспечение деятельности 
судов; 
-прокурорский надзор; 
-выявление и расследование преступлений; 
-оказание юридической помощи и защита 
по уголовным делам. 
Каждое из этих направлений нацелено на 
достижение конкретных, “своих” результатов: 
устранение нарушений предписаний Конституции 
РФ; справедливое разбирательство и разрешение 
гражданских и уголовных дел; создание 
условий для нормальной деятельности 
судов; выявление и устранение нарушений 
закона с помощью средств прокурорского 
реагирования; раскрытие преступлений 
и изобличение лиц, виновных в их совершении, 
подготовка материалов для рассмотрения 
конкретных дел в суде; предоставление 
всем, кому это необходимо, квалифицированной 
юридической помощи, особенно тем лицам, 
которые привлекаются к уголовной ответственности. 
Достижение этих результатов в конечном 
счете обеспечивает выполнение упомянутых 
выше задач правоохранительной деятельности, 
несмотря на своеобразие и специфичность 
методов, используемых в процессе реализации 
конкретных функций (направлений) . 
Существенным является и то, что все названные 
функции (направления) взаимосвязаны и 
дополняют друг друга. Ниже в соответствующих 
главах учебника будет дана их подробная 
характеристика. Здесь необходимо особо 
отметить, что среди них важное место занимают 
первые две – конституционный контроль 
и правосудие. Их реализация по своей сути 
означает претворение в жизнь в значительной 
мере того, что в наши дни принято именовать 
судебной властью. Как известно, эта ветвь 
государственной власти должна стать 
главным атрибутом правового государства, 
продвижение к которому объявлено одной 
из основных целей переустройства российской 
государственности в ближайшем будущем. 
Такое государство немыслимо без эффективного 
конституционного контроля и уважаемого 
всеми правосудия. От их развития и расширения 
влияния в обществе и государственном 
механизме зависит многое. Но дело не только 
в этом. 
Правосудие - такая функция правоохранительной 
деятельности, которая имеет прямое отношение 
к осуществлению наиболее значительных 
прав и законных интересов человека и 
гражданина, государственных и негосударственных 
организаций, должностных лиц. Его задачам 
подчинено выполнение практически всех 
других правоохранительных функций. Например, 
правосудие по уголовному делу не может 
быть осуществлено законно, обоснованно 
и справедливо, если это дело не будет 
предварительно расследовано компетентными 
органами всесторонне и полно, если не 
будут выявлены ими все необходимые доказательства 
и т.д. Поэтому о правосудии вполне можно 
говорить как о сердцевине правоохранительной 
деятельности в целом. 
Для выполнения названных функций правоохранительной 
деятельности существуют конкретные органы, 
которые соответственно и именуются правоохранительными. 
В наши дни вопрос о круге такого рода 
органов решается по-разному: одни относят 
к ним большее количество, а другие - меньшее. 
Этот разнобой объясняется прежде всего 
тем, что данный вопрос в законодательном 
порядке прямо и однозначно не урегулирован, 
равно как нерешен и вопрос о понятии правоохранительной 
деятельности. 
С учетом данного выше определения правоохранительной 
деятельности и характеристики ее функций 
(направлений) к правоохранительным органам 
можно относить прежде всего суды (Конституционный 
Суд РФ и все прочие суды) , органы юстиции, 
прокуратуру, а также некоторые из тех 
органов, которые призваны выявлять и 
расследовать преступления. 
Как будет показано в главе XV учебника, 
органов, уполномоченных выявлять преступления 
и расследовать их, насчитывается более 
десятка. Среди них следственные аппараты 
органов прокуратуры, контрразведки и 
внутренних дел, а равно государственные 
учреждения, которые вправе вести дознание 
по уголовным делам (милиция, пожарная 
охрана, командиры воинских частей, должностные 
лица таможенной службы и налоговой полиции, 
капитаны кораблей, находящихся в дальнем 
плавании, начальники зимовок и некоторые 
другие) или оперативно-розыскную деятельность 
(например, органы контрразведки и внешней 
разведки, оперативные подразделения 
Главного управления охраны РФ, должностные 
лица пограничных войск) . Вряд ли будет 
логично все эти органы относить к числу 
правоохранительных только потому, что 
на них возлагается осуществление одной 
из правоохранительных функций. 
При классификации данной группы органов 
следовало бы пользоваться дополнительным 
критерием: учитывать удельный вес деятельности 
по выявлению и расследованию преступлений 
в общей массе полномочий конкретного 
органа. Скажем, для капитана корабля, 
находящегося в дальнем плавании, функция 
дознания является далеко не основной, 
хотя по закону в случае совершения преступления 
кем-то из членов команды он обязан возбудить 
уголовное дело и выполнить неотложные 
следственные действия по выявлению и 
фиксации доказательств. Данную функцию 
нельзя назвать основной и для воинских 
начальников, для должностных лиц таможенной 
службы, для служб внешней разведки и охраны 
государственных деятелей, для начальников 
частей и подразделений пограничных войск, 
а равно для органов контрразведки. В этом 
нетрудно убедиться при ознакомлении 
с положениями или иными правовыми актами, 
регулирующими полномочия этих органов 
и должностных лиц. Для них рассматриваемая 
функция - крайне незначительная часть 
того, что они обязаны делать. Поэтому 
было бы неправильно всех их целиком относить 
к правоохранительным. Из числа органов 
и должностных лиц данной группы полностью 
правоохранительными можно было бы считать, 
пожалуй, лишь органы внутренних дел, для 
которых борьба с преступлениями и иными 
правонарушениями, их выявление и расследование 
основная задача. Именно они сталкиваются 
с большинством преступлений и административных 
правонарушений. 
В течение длительного времени считалось 
бесспорным, что суд является одним из 
правоохранительных органов, причем основным. 
Однако в последние годы это положение 
нередко оспаривается. Высказывается 
мнение, что суды не следует относить к 
правоохранительным органам. Они-де являются 
органами судебной власти, и их нельзя 
включать в одну “команду” с органами 
прокуратуры и исполнительной власти 
(юстиции, внутренних дел и т.д.) . Суды должны 
быть независимыми и от них, подобно тому 
как судебная власть должна быть независимой 
и от законодательной, и от исполнительной. 
В рассуждениях такого рода есть свой 
резон. Но их сторонники упускают из виду, 
по крайней мере, два существенных обстоятельства. 
Во-первых, отнесение того или иного органа 
к числу правоохранительных отнюдь не 
означает лишения его независимости и 
подчинения другим однородным органам. 
К примеру, факт отнесения органов юстиции 
к правоохранительным не должен вести 
и не ведет к их зависимости от органов 
внутренних дел или прокуратуры. Во-вторых, 
исключение судов из числа правоохранительных 
органов неизбежно приведет к отрицанию 
того, что они уполномочены заниматься 
охраной права. Это уже совсем лишено логики. 
Суд был и остается органом, олицетворяющим 
судебную власть, именно ту власть, которая 
в значительно большей мере, чем другие 
ветви государственной власти, должна 
и может охранять право. Принадлежность 
судов к самостоятельной ветви государственной 
власти следовало бы рассматривать как 
обстоятельство, в силу которого за ними 
признается особый статус среди иных органов, 
стоящих на страже права. И данное положение 
практически никто не оспаривает. 
По давно сложившейся традиции в рамках 
дисциплины “Правоохранительные органы” 
принято изучать адвокатуру, а заодно 
и иные организационные формы оказания 
юридической помощи и ведения защиты по 
уголовным делам, хотя их едва ли можно 
называть органами, тем более государственными. 
Они представляют собой негосударственные 
образования, создаваемые для того, чтобы 
содействовать охране прав и законных 
интересов человека и гражданина, государственных 
и негосударственных учреждений. Другими 
словами, их задачи в значительной мере 
сходны с задачами государственных правоохранительных 
органов. 
Ведущее место среди них занимает адвокатура 
с ее коллегиями адвокатов - добровольными 
объединениями юристов-профессионалов, 
призванными выполнять важную правоохранительную 
функцию. К адвокатуре близко примыкают 
иные формы оказания юридической помощи, 
в том числе защиты по уголовным делам, 
получающие все большее распространение 
в последние годы. Это кооперативы и иные 
виды предпринимательской деятельности, 
берущие на себя выполнение адвокатских 
функций.
Информация о работе Основные направления (функции) правоохранительной деятельности