Порядок избрания и вступления в должность президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных элементов названного института. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение нескольких задач:
- рассмотрение порядка избрания и вступления в должность Президента РФ;
- изучение полномочий Президента РФ;
- рассмотрение оснований и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ. 5
1.1.Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ. 5
1.2. Полномочия Президента РФ 9
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ. 23
2.1.Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ. 23
2.2.Правовой статус Администрации Президента РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

5

1.1.Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

5

1.2. Полномочия Президента РФ

9

ГЛАВА 2. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

23

2.1.Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

23

2.2.Правовой статус Администрации Президента РФ

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Актуальность темы  исследования заключается в том, что президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес.

Институт президентской  власти имеет сравнительно короткую историю в   развитии российской государственности. Советской республике, с   господствовавшей концепцией полновластия Советов, такой институт был   органически чужд. Высказывавшиеся идеи об учреждении института президента СССР отвергались, и лишь в 1990 году пост Президента СССР был учрежден,   что повлекло за собой существенные изменения в Конституции СССР.

   Вопрос об учреждении  поста Президента в России  решился путем   всероссийского  референдума, и первый президент  РФ был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года. Его статус (согласно Конституции 1978 года) существенно отличался от статуса, определяемого Конституцией  1993 года. В ней (в Конституции 1978 года):

   - Президент определялся  как высшее должностное лицо  и глава исполнительной

   власти (с 1993 - Президент  является главой государства);

   - Президент не  определял основные направления  внутренней и внешней

   политики (как  в Конституции 1993 года);

   - Президент не  имел права роспуска Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета;

   - Президент не  принимал участия в назначении членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Центрального Банка;

   - Президент был  обязан предоставлять доклады  Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и   иных программ.

  Существовал и  ряд других отличий. Как видно,  конституция 1993 года внесла   существенные изменения в статус  Президента и его полномочия.

Объектом исследования является порядок избрания президента РФ.

Предметом исследования является должность Президента РФ.

 Целью курсовой  работы  является рассмотрение  основных элементов названного  института. Для достижения вышеуказанной  цели необходимо решение нескольких  задач:

- рассмотрение порядка  избрания и вступления в должность Президента РФ;

- изучение полномочий Президента РФ;

- рассмотрение оснований и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

- изучение правового статуса Администрации Президента РФ

Структурно данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Порядок  избрания и вступления в должность  Президента Российской Федерации

 

 

1.1. Порядок  избрания и вступления в должность  президента 

 

Избрание первого Президента России осуществлялось на основе Конституции РСФСР и специального Закона «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 года действие данного Закона было прекращено. Предусмотренный ч. 4 ст. 81 Конституции 1993 года новый Федеральный закон о выборах Президента России принят 21 апреля 1995г. Поэтому в настоящее время и Конституция России (ст.ст, 32, 81, 82), и данный Закон определяют срок полномочий Президента, порядок его избрания и вступления в должность. Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов главы государства определяются и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Конституция 1993 года устанавливает, что Президент России избирается сроком на четыре года. Срок полномочий первого Президента России прежним законодательством был установлен в пять лет. В п. 3 «Заключительных и переходных положений» Конституции 1993 года определено, что Президент, избранный в соответствии с ранее действовавшей Конституцией 1978 года, осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран.1

Ограничение срока полномочий Президента, как и норма ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность  Президента России более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность.

Конституция 1993 года установила, что избрание Президента осуществляется гражданами России на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме перечисленных принципов  избирательного права в Конституции  закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. Основной закон  требует, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином России.

Конституцией Российской Федерации устанавливается ценз оседлости (т. е. требование постоянного  проживания на территории страны в  течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция  не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных  отрезков.

Конституция России устанавливает  и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено  спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.

В отличие от ранее  действовавшей, новая Конституция  не предусматривает верхнего возрастного  предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).

Названными положениями  исчерпываются конституционная  регламентация способа избрания Президента и конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на этот пост. Остальные вопросы, связанные с выборами, решаются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно ст. 4 этого Закона, выборы Президента назначает Совет федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской Федерации.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому  федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Подготовку и  проведение выборов, и контроль за соблюдением  избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.2

Право выдвижения кандидата  на должность Президента Российской Федерации принадлежит непосредственно избирателям и политическим партиям.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде (конференции) политической партии. Она  вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

Кандидат на должность  Президента, может быть, выдвинут непосредственно  избирателями, для чего гражданин  или группа граждан России, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 500 человек для выдвижения кандидата на должность Президента,

Избирательное объединение  или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50000 от требуемого общего числа подписей. Сбор подписей является необходимым условием регистрации кандидата на должность Президента и включения его фамилии и бюллетень для голосования.

Избранным считается  кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более  половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании. В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными (при обнаружении  грубых нарушений закона) или если при общих выборах, либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные Федеральным законом о выборах Президента России, однако срок их проведения сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре  вступления его в должность.

Практика показывает, что между  подведением итогов выборов нового Президента и вступлением его  в должность (инаугурацией) существует определенный переходный период. Он необходим  для организационного завершения деятельности прежнего Президента и его Правительства и подготовки к выполнению государственных функций вновь избранным Президентом и его командой. В Федеральном законе о выборах Президента России установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.

Обязательным атрибутом вступления Президента Российской Федерации в  должность, установленным Конституцией, является присяга Президента. В основном законе сформулирован следующий текст этой присяги; «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» (ч. 1 ст. 82). Установлено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской федерации.

Согласно ст. 92 Конституции, Президент с момента принятия им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

1.2. Компетенция Президента Российской Федерации

 

Компетенция Президента представляет собой совокупность его  полномочий по разрешению вопросов государственной  и общественной жизни, установленных  Конституцией Российской Федерации.

Компетенция Президента реализуется в рамках предметов исключительного федерального ведения (ст. 71 Конституции) , а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Поскольку Президент  наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в ст.ст. 83—90 гл. 4 Конституции, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 ст. 115 гл. 6 Конституции, посвященной Правительству Российской Федерации, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

В Конституции нет  нормы, предусматривающей возможность  закрепления полномочий главы государства  в текущих законах, иных нормативных  правовых актах. Вместе с тем практика идет по этому пути. Например, право Президента утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994г, «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской федерации». Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий.3

Полномочия Президента России могут быть объединены в несколько групп, чтобы удобнее было проанализировать их.

Информация о работе Порядок избрания и вступления в должность президента РФ