Понятие и основные черты правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 00:08, контрольная работа

Краткое описание

Правовое государство - что это? Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения. Термин «правовое государство» появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин «правовое государство» стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой. И только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие права и государства……………..………………………………………5
2. Понятие правового государства………...………………………………………..9
3. Определение и основы правового государства……..…………………………14
4. Признаки правового государства…………………….…………………………17
Заключение………………………………………………...………………………..23
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 60.89 Кб (Скачать)

    Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

    Правовое  государство характеризуется тем, что:

    1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

    2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

    3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство. 
 
 
 
 
 
 

    4. Признаки правового государства 

    Идея  правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства  правом; на установление правления  законов, а не людей; на обеспечение  безопасности человека в его взаимодействиях  с государством. В связи с этим правовое государство обладает рядом основных признаков:

    1. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает  соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодательной, что характерно, например, для Англии. Разделение властей - это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная - организовывать их исполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

        2. Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства.

    Закон - это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни страны, непосредственно выражающий государственную волю и обладающий высшей юридической силой. По своему значению закон является правовым актом первичного характера, то есть юридическим предписанием, которое представляет собой отправное начало всей правовой системы государства. Законы образуют ядро, стержень правовой системы государства. Все это и предопределяет верховенство закона - важнейшего требования законности. Верховенство закона - именно требование законности и один из признаков действительно правового государства. Поэтому это должно соблюдаться в работе правоохранительных органов. Соблюдение этого требования в частности охватывает следующие основные моменты:

    а) существенность законодательства - законодательство должно быть посвящено действительно решающим и коренным вопросам жизни страны;

    б) полнота законодательства - в законах должны быть с максимальной точностью урегулированы все вопросы, требующие законодательного решения;

    в) непререкаемость законодательства - строгое соблюдение высшей юридической силы закона, в том числе недопустимость издания актов, противоречащих закону;

    г) совершенство законодательства по его содержанию - его устойчивость, систематическое обновление и другое;

    д) культура законодательства (юридическое совершенство) - широкое применение достижений юридической техники, обеспечивающее правильное и единообразное понимание законов.

    В правовом государстве все подвластно закону: и граждане, и должностные  лица, и органы власти и управления, и само государство. Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества  и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

     3. Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

    Правовое  государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так и называется «Права и свободы человека и гражданина». В этой главе утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и не могут быть никем нарушены. В Российской Федерации «все равны перед законом и судом» независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

    В этой же главе отражены некоторые  принципы правосудия: презумпция невиновности, невозможность осуждения дважды за одно и то же преступление. В статье 56 установлено, что в период чрезвычайного положения могут ограничиваться некоторые права человека, кроме основных.

    Вопрос  о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Свобода человека может стать только тогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать свободу другого.

    4. Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство. В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти - воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

    5. Верховенство и прямое действие Конституции. Конституция является  источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

    Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

    6. Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

    Государство и личность взаимосвязаны и взаимозависимы. Государство не может существовать без личности, а личность - без государства. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, предоставляет возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государству его существование, развитие и процветание.

    Правовое  положение и взаимоотношения  всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.

    Важным  гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить  каждому  возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается  и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.  В  свою  очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

    7. Признание человека высшей ценностью, целью государства.  В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в статьях 2,17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» - я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства - все равны перед законом. Это ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

    В юридической литературе в числе  признаков правового государства  также называют такие, как приоритет  международного права перед национальным, высокий уровень правосознания  граждан и должностных лиц, господство права в решении национальных проблем, наличие независимой, но регулируемой власти средств массовой информации так как без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство не сможет результативно реализовать свои функции, обслуживать общество.  
 

    Заключение 

    Данная работа посвящена идеи правового государства. Цель данной работы - это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе акцентируется внимание на характерных признаках правового государства.

    Итак, обобщив материал можно сказать, что правовое государство - это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.

Информация о работе Понятие и основные черты правового государства