Паспортная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение паспортной система Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Дать понятие, содержание, цели паспортной системы;
- Рассмотреть вопросы прав и обязанностей граждан в условиях паспортной системы Российской Федерации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………………...6
1.1 История возникновения паспортной системы………………………………...6
1.2 Понятие и виды паспортизации населения Российской Федерации………………………………………………………………………25
1.3 Цели и задачи паспортизации населения……………………………………..36
ГЛАВА 2. ПАСПОРТ – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….45
2.1 Основания для выдачи и замены паспорта…………………………………...45
2.2 Виды паспортов граждан Российской Федерации…………………………...49
2.3 Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета………………….66
2.4 Особенности паспортно-визовой деятельности……………………………...72
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………96

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

 

 

ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

 

Проблемы миграции населения существуют во всех государствах, возможности их регулирования, не нарушая гражданских и политических прав граждан, являются одной из основных и сложнейших задач государства. Принимаемые в настоящее время меры Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации по построению правового государства и напрямую затрагивающие административно-правовые взаимоотношения граждан и государственных органов, осуществляющих управленческие функции, должны быть настолько сбалансированы, чтобы, не ущемляя прав граждан, государство могло реально влиять на миграционные процессы и преодолевать негативные последствия имеющей место неконтролируемой миграции[70].

До настоящего времени не решены или разработаны недостаточно на государственном уровне проблемы создания конкретного, четко отлаженного механизма государственного регулирования миграционными потоками путем повышения эффективности паспортно-визовой работы, улучшения взаимодействия организаций, служб и органов, должностных лиц, принимающих в ней участие.

Негативно сказывается на поддержании регистрационного режима следующие недостатки в организации работы паспортно-визовых аппаратов:

- отсутствие карточек, которые должны вестись в паспортно-визовых аппаратах;

- несвоевременный учет мест пребывания иногородних граждан;

- отсутствие должного контроля за местонахождением лиц, у которых закончились сроки регистрации;

- нет оперативного пополнения учетных данных на прибывающих лиц;

- отсутствие повседневного контроля со стороны руководителей ОВД за данным направлением работы;

- не налажен механизм взаимодействия сил и средств, задействованных сил и средств, задействованных в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых иногородними лицами и лицами без определенного места жительства;

- отсутствие единого бланка данных о выданных паспортах и зарегистрированных граждан, что осложняет работу паспортно-визовых аппаратов;

- низкая оперативная осведомленность дает возможность нарушителю длительное время уклоняться от учетов ОВД, позволяет на протяжении продолжительного времени пребывать в России в нарушение установленного порядка и совершать противоправные действия.

Анализ деятельности ОВД по обеспечению соблюдения паспортно-регистрационных правил показывает, что нет должного взаимодействия между сотрудниками других служб, в частности, участниками инспекторами милиции. Выявленные в ходе повседневной работы адреса нарушителей регистрационного режима не представляются участковыми инспекторами в паспортно-визовые подразделения для взятия их на картотечный учет.

Вопросы правового регулирования регистрационного режима нуждаются в корректировке и снятии противоречий и расхождений между нормами федеральных актов и нормами актов субъектов Российской Федерации, так законодательная деятельность субъектов Российской Федерации чаще всего направлена на умаление прав и свобод гражданина, на ужесточение паспортного режима, что по мнению субъектов Российской Федерации, способствует учету населения, нелегальной миграции населения, сокращению преступности и т.д. Негативно отражается на состоянии общественного порядка и безопасности и тот факт, что при приеме в российское гражданство от граждан ближнего и дальнего зарубежья не требуется выход из гражданства той страны, откуда они прибыли. В результате чего они обладают национальными паспортами двух стран, что позволяет манипулировать ими в преступных целях и иных противоправных интересах[71].

Устранение отмеченных недостатков в организации отделов (отделений или пунктов) УФМС существенно повысит эффективность ее работы.

Состояние правонарушений в сфере действия паспортно-регистрационной системы, ее роль в обеспечение правопорядка, общественной и личной безопасности граждан требуют повышения эффективности деятельности по ее осуществлению. Это, по моему мнению, может быть достигнуто путем совершенствования паспортно-регистрационной деятельности и улучшения правового обеспечения этой деятельности.

В целях повышения эффективности регистрационного режима целесообразно создание и внедрение системы автоматизированной регистрации (САР) граждан, прибывающих в населенные пункты, что позволит производить проверку в автоматическом режиме и приведет к совершению очередей в отделах (отделениях или пунктах) УФМС. Накопление информации позволит проконтролировать в автоматическом режиме миграцию иногородних граждан, получать любую информацию о гражданах, которые представляют для них интерес. Процесс автоматизации должен затронуть все стадии подготовки регистрационных документов и обеспечить оперативное информационное взаимодействие между организациями, ответственными за регистрацию граждан.

Основными направлениями паспортно-визовой работы, которые способны влиять на эффективность ее работы являются:

- контроль за функционированием паспортной системы, решение вопросов гражданства и регистрационный учет в Российской Федерации;

- контроль за порядком въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее граждан Российской Федерации, оформление им заграничных паспортов;

- регулирование вопросов въезда и выезда, правового положения и правил пребывания учета паспортно-визовых документов.

С целью повышения результативности деятельности отделов (отделений или пунктов) УФМС по реализации правовых норм, повышения роли паспортно-визовых системы в обеспечении общественной и личной безопасности граждан, необходимо осуществление ряда организационных и правовых мер.

К организационным мерам следует отнести[72]:

- повышение уровня информационного обеспечения деятельности отделов (отделений или пунктов) УФМС;

- широкое внедрение и совершенствование автоматической информационной системы в работу отделов (отделений или пунктов) УФМС.

Для улучшения правового обеспечения отделов (отделений или пунктов) УФМС, кроме организационных, предполагают следующие меры:

Практика работы отделов (отделений или пунктов) УФМС выдвигает требования о внесение изменений и дополнений в закон «О гражданстве Российской Федерации».

В частности, предлагается предусмотреть в законе:

- введение ценза оседлости для лиц, вновь прибывших в Россию на постоянное место жительство из республик бывшего СССР и принятия гражданства Российской Федерации. Исключение установить для граждан, которые родились в России или ранее проживали в ней и их близких родственников;

- отказ лицу в приеме гражданства России или приостановление рассмотрения заявления о приеме в гражданство России, если в отношении заявителя возбуждено уголовное дело, до завершения производства по делу, либо осужденному за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, до отбытия срока наказания;

- исключить из перечня родственников супругов (п. «а» ст.18), а вместо них включить в указанный перечень детей лиц, желающих вступить в гражданство Российской Федерации, что будет способствовать сокращению числа фиктивных браков, упрощению процедуры принятия в гражданство Российской Федерации престарелых родителей, прибывших на постоянное место жительства в России к детям.

Внедрение в работу новых информационных технологий рассматривается как одно из главных направлений эффективности и качества оказания паспортно-визовых услуг населению.

Учитывая положительный опыт использования программы «Загранпаспорт» была разработана новая информационно-поисковая система «Гражданство».

С целью контроля за режимом пребывания и передвижения по территории Российской Федерации иностранных граждан, была разработана еще одна программа «Иностранец». Все эти программы позволяют вести учет лиц, которым выданы загранпаспорта, заключения и справки по гражданству об оставлении на постоянное место жительства, формировать запросы для поиска по фамилии, имени, отчеству и по номеру заявления и заключения, готовить статистические отчеты, контролировать исполнение решений.

Отделы (отделения или пункты) УФМС, используя традиционные и совершенствуя новые формы работы, выполняет незаменимую роль в раскрытии преступлений, установлении преступников и других разыскиваемых лиц.

С целью укрепления правопорядка проводятся комплексные мероприятия, направленные на улучшение состояния регистрационного учета граждан и соблюдения ими паспортных правил. Выступления в средствах массовой информации с разъяснениями действующего законодательства по паспортно-визовой работе, осуществление контроля за своевременной регистрацией и постановкой на учет лиц, прибывших из мест лишения свободы, проводимые совместно участковыми уполномоченными милиции специальные мероприятия, в том числе в отношении иностранных граждан, имеют общепрофилактическую направленность и способствует стабилизации оперативной обстановки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данное проведенное научное исследование представляет структурно три главы, которые направлены на содержательное раскрытие цели и вытекающих из нее задач исследования.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. На протяжении долгого времени законодатель находил пути решения определения юридического статуса гражданина и закрепление правовой принадлежности гражданина к государству. В настоящее основным официальным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации является паспорт. Есть и другие виды документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации: военный билет, студенческий билет, служебное удостоверение и другие. Но в отличии от них паспорт подтверждает принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.

2. Паспортно-визовая система предполагает комплекс взаимных прав и обязанностей гражданина и государства. Так, граждане Российской Федерации обязаны иметь паспорта, соблюдать правила регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, право граждан Российской Федерации на получение заграничного паспорта. Обязанность отделов (отделений или пунктов) УФМС состоит в том, чтобы обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права; обеспечить учет граждан по месту пребывания и по месту жительства; способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, учету лиц прибывших из мест лишения свободы; способствовать рациональному размещению населения на территории страны.

3. Отделы (отделения или пункты) УФМС – это ведущий институт административного права, который лежит в основе организации безопасности жизнедеятельности граждан. Паспортно-регистрационноя система едина по всей стране. Ее действие направлено на упорядочение передвижения как российских граждан, так и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, на укрепление государственной и общественной безопасности. Она играет важную роль в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения и раскрытия преступлений.

Паспортно-визовая система все еще находиться на пути реформирования, что позволяет предложить перспективную модель развития этих отношений и увидеть программу деятельности органа по ее реализации:

1. В целях повышения эффективности регистрационного режима целесообразно создание и внедрение САР граждан, прибывающих в населенные пункты (города). Заполнение бланков заявлений на получение и обмен паспортов, адресных листков прибытия и убытия на компьютере облегчит работу не только сотрудников отделов (отделений или пунктов) УФМС, но и сотрудников адресно-справочного бюро при ГУВД и, как следствие этого, приведет к сокращению очередей в паспортно-визовых аппаратах.

2.Накопление информации позволит протоколировать в автоматизированном режиме миграцию иногородних граждан, получать службами ОВД по линии модемной связи любую информацию о гражданах, которые представляют для них интерес.

3. Эффективность паспортно-регистрационной системы в обеспечении общественной и личной безопасности во многом зависит от организации контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами регистрационного режима.

Анализ деятельности УФМС по обеспечению соблюдения паспортно-регистрационных правил показывает, что нет должного взаимодействия между сотрудниками Федеральной миграционной службы и сотрудниками других служб, в частности, участковыми инспекторами милиции. Выявленные в ходе повседневной работы ОВД адреса нарушителей регистрационного режима не представляются ими в отделы (отделения или пункты) УФМС для взятия их на учет.

4. Весьма актуальным является вопрос о едином подходе к административной ответственности за правонарушения в сфере действия паспортно-регистрационной системы.

В настоящее время ответственность предусмотрена соответствующими статьями КоАП Российской Федерации, вступившего в законную силу с 1 июля 2002 года.

5. Остается неурегулированным вопрос о введении порядка, при котором каждый гражданин по достижении определенного возраста проходил бы процедуру дактилоскопирования с отнесением полученной о нем информации в компьютерный банк данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – СПС Консультант Плюс.

Информация о работе Паспортная система РФ