Паспортно-визовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Укрепление законности, охрана прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности являются важнейшими задачами государственных органов Российской Федерации. Одним из способов их осуществления является паспортно-визовая система.
Паспортная система создаётся государством для учёта граждан и идентификации личности, что позволяет, по мере возможности, осуществлять управление происходящими в обществе процессами, эффективное планирование, рациональное распределение и перераспределение производительных сил, а также деятельность по предупреждению правонарушений и розыске лиц, их совершивших.

Оглавление

Оглавление
Введение 2
1. Исторический обзор паспортной системы 3
2. Паспортная система Российской Федерации 5
3. Содержание паспорта 7
4. Порядок выдачи, замены и изъятия паспорта 10
5. Изъятие паспорта 13
6. Административно-правовые последствия изъятия российских паспортов 16
7. Порядок регистрационного учета граждан РФ. 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 

 

    Введение

     Укрепление  законности, охрана прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности являются важнейшими задачами государственных органов Российской Федерации. Одним из способов их осуществления является паспортно-визовая система.

     Паспортная  система создаётся государством для учёта граждан и идентификации личности, что позволяет, по мере возможности, осуществлять управление происходящими в обществе процессами, эффективное планирование, рациональное распределение и перераспределение производительных сил, а также деятельность по предупреждению правонарушений и розыске лиц, их совершивших.

       При этом распространение терроризма  и доступность типографских средств  обычно заставляет государство усиливать защиту удостоверений личности путём введения дополнительных средств защиты или даже средств биометрического контроля1. Параллельно государство обычно усиливает контроль за регистрацией и перемещением граждан. В СМИ нередко эти действия характеризуются как антиконституционные, однако ни одна норма действующего законодательства при этом не нарушается.

     Целью данной курсовой работы является исследование понятия, социально-правового значения и современного правового регулирования паспортной системы Российской Федерации.

     Соответственно, задачами являются:

     1. Рассмотрение исторического обзора паспортной системы;

     2. Определение понятия паспортной системы в Российской Федерации;

     3.Рассмотрение порядка выдачи, замены и изъятия паспорта Российской Федерации.

 

  1. Исторический обзор паспортной системы
 

     Впервые паспортная система в России была введена в XIII столетии, когда в  новгородских летописях стали упоминаться  так называемые проезжие грамоты. С  развитием крепостного права  возникла необходимость ограничения передвижения значительной части населения внутри страны, поэтому были введены новые идентификационные документы личности - паспорта. Постепенно в Российской империи стала складываться стройная паспортная система, которая предусматривала установление полицейского контроля за проживанием и передвижением населения с введением ограничений для его отдельных категорий. Вопросы паспортной системы были урегулированы основными документами того периода - Положением о видах на жительство от 1893 г. и Уставом о Паспортах от 1895 года.

     Характерным моментом того периода было отсутствие единых правил паспортизации для  населения в целом. Требования "паспортизации" предъявлялись не всему населению, а отдельным его социальным слоям (купцы, мещане, ремесленники и т.д.). Предусматривалось несколько видов паспортов, которые выдавались в зависимости от размера сборов и платежей, взимаемых с их владельцев. Одним лишь схожим моментом для всех паспортных документов являлось единство содержащихся в них сведений - фамилия, имя, отчество, звание, время рождения или возраст, вероисповедание, род занятий и т.д.

     Одновременно  стала развиваться и система  выдачи разрешений на въезд и выезд  из Империи. Ее реализация осуществлялась Министерством внутренних дел.

     В 1918 г. паспортная система в России была ликвидирована. Декретом ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 года "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" было установлено единое общее гражданство республики. Но вскоре перед новой властью остро встала необходимость закрепления населения по месту жительства и введения контроля за передвижением граждан. 25 июня 1919 года принимается Декрет "О введении трудовых книжек в городах Москве и Петрограде", согласно которому все граждане РСФСР, достигшие 16-летнего возраста, были обязаны иметь трудовые книжки, служащие удостоверением личности на территории республики. Но трудовые книжки были введены не везде, а лишь в некоторых губерниях, что усложняло контроль за передвижением граждан из одной губернии в другую.

     В 1932 г. паспортная система была восстановлена с принятием Положения о паспортах2. В документах того периода отмечалось, что все граждане в возрасте 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, районных центрах, обязаны иметь паспорта. В местностях, где была введена паспортная система, паспорт стал основным документом, удостоверяющим личность. Выдавались паспорта органами милиции сроком на три года.

     С принятием  в 1974 г. Положения о  паспортной системе в СССР и до начала 90-х гг. произошла паспортизация  всего населения страны при одновременном сохранении роли паспортной системы как регулятора передвижения граждан по территории страны.

     Паспорта, действующие сейчас на территории России, введены Положением о паспорте гражданина РФ Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г3.

 

  1. Паспортная система Российской Федерации

     Паспортная  система РФ представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих паспорт  гражданина РФ в качестве основного  документа, удостоверяющего его  личность на территории РФ, а также  определяющая порядок выдачи, замены паспортов, регистрации граждан РФ и снятия их с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства4.

     Правовую  основу паспортной системы в настоящее  время составляет целый ряд нормативных  актов.

     В Конституции РФ5 закреплено право свободно передвигаться, а также выбирать место пребывания и жительства каждому, кто законно находится на территории России. Данное положение детализировано в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»6. В нем введены понятия места пребывания и места жительства (ст.2), указаны цели осуществления регистрационного учета (ст.3); основные правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства (ст.6-7), а также установлены некоторые другие важные положения.

     На  основе перечисленных нормативных  актов был принят ряд постановлений  Правительства РФ. Наибольшее значение для правового регулирования  паспортной системы имеют следующие постановления.

     Положение о паспорте гражданина Российской Федерации7, в котором установлены общие правила получения (ст.10), замены (ст.12), сдачи паспортов (ст.18-20); сведения, подлежащие внесению в паспорт (ст. 4-5), порядок их внесения и др.

     Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и ряд других существенных положений подробно регламентированы Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию8".

     Одним из основополагающих элементов паспортной системы является установление паспорта гражданина РФ в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на всей ее территории.

     В настоящее время паспортная система, как и любая другая система, состоит  из отдельных элементов (групп правовых норм). Их образуют:

  1. правовые нормы, устанавливающие содержание паспорта;
  2. нормы, определяющие порядок его выдачи и замены;
  3. правовые нормы, регулирующие порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства и снятия их с регистрационного учета9
  1. Содержание  паспорта

    Рассмотрим  первую группу норм.

    В соответствии с Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828 паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

    Бланки  паспорта изготавливаются по единому  для всей Российской Федерации образцу  и оформляются на русском языке. К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Федеральной миграционной службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

    В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место  рождения.

    В паспорте производятся отметки:

    - о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;

    - об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

    - о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

    - о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы;

    - о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы;

    - о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.

    По  желанию гражданина в паспорте также  производятся отметки:

    - о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения;

    - об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами.

    Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью  территориального органа Федеральной миграционной службы.

    Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки  и записи, не предусмотренные настоящим  Положением.

    Паспорт, в который внесены сведения, отметки  или записи, не предусмотренные настоящим  Положением, является недействительным.

    Действие паспорта гражданина Российской Федерации таково:

    - от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;

    - от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;

    - от 45 лет - бессрочно.

    По  достижении гражданином (за исключением  военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

    Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока  военной службы по призыву.

    Контроль  за исполнением Положения осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы. Нарушение требований влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

  1. Порядок выдачи, замены и изъятия паспорта

    Вторую группу представляют нормы, определяющие порядок выдачи и замены паспортов.

    Выдача  и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной  миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту  обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.

Информация о работе Паспортно-визовая система РФ